Юлия Миргородец
Виды игр в разных возрастах дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные игры.
Младшая группа.
«Дотронься.».
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст : 3 - 4 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Материал: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Публикация «Виды игр в разных возрастах дошкольного возраста» размещена в разделах
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Коммуникативные игры.
Средняя группа.
«Чей предмет?».
Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим людям.
Возраст : от 4 - 5 лет.
Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.
Коммуникативные игры.
Старшая группа.
«Ладонь в ладонь».
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст : 5 – 6 лет.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Материал: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Коммуникативные игры.
Подготовительная группа.
«Тропинка».
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Материал: 6-7 лет.
Ход игры: Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна» — дети поднимают руки над головой;
«Кочки!» — все приседают.
Воспитатель может говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?
Сенсорные игры.
Младшая группа.
«Геометрическое лото».
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Возраст : 3 – 4 лет.
Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.
Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.
Сенсорные игры.
Средняя группа.
«Посади свою аллею».
Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.
Возраст : от 4 - 5 лет.
Правила игры: нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте.
Материал: деревья (береза, липа, клен, дуб, тополь, сделанные из картона разной высоты от 4 до 20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.
Ход игры: воспитатель рассматривает с детьми деревья, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи детей. Затем предлагает детям посадить каждому свою аллею. Объясняет, что нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте. Предупреждает, что пересаживать деревья нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право досаживать аллею до конца. Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз начинать с самого высокого дерева из тех, что еще не посажены.
Сенсорные игры.
Старшая группа.
«Художники».
Цель: познакомить детей с оттенками основных цветов.
Возраст : 5 – 6 лет.
Правила игры: правильно располагать шары по оттенкам от самого светлого до самого темного и наоборот.
Материал: незаконченный рисунок на тему «Девочки идут на праздник», бумага, краски, палитра, кисти, банки с водой, лоскутки ткани (по количеству детей).
Ход игры: обратить внимание детей на рисунок «Девочки идут на праздник» и рассказать, что девочки собрались на праздник, но поднялся сильный ветер и унес почти все их воздушные шары. Рассмотреть шары, которые остались у девочек в первом ряду: шар у первой девочки самый светлый — светло-зеленый, а у второй — немного темнее, а у третьей — самый темный. Закрепить название оттенков в речи детей. Затем предложить им выступить в качестве художников и помочь девочкам в беде: нарисовать им воздушные шарики. Каждый будет рисовать шарики одного цвета, но разных оттенков. Необходимо напомнить детям, что на палитру сначала накладывается белая краска, к белой краске добавляется немного цветной, их хорошо смешивают и рисуют первый шар, потом на палитру добавляют еще цветной краски, полученным цветом рисуют второй шар и так далее.
Сенсорные игры.
Подготовительная группа.
«Ателье»
Цель: учить детей различать качество тканей и определять, какую одежду из них можно пошить, закрепить умение в различении эталонов цвета, формы, величины.
Возраст : 6 – 7 лет.
Правила игры: подбирать детали по цвету, размеру, форме, качеству ткани. Вставлять деталь в изделие на нужном этапе.
Материал: вырезанные из плотной бумаги силуэты одежды: платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, шорты, куртки, пиджаки и т. д. Соответствующие им отдельные части одежды из ткани разного качества и цвета : рукава, верх или низ платья, воротник, пояс, пуговицы, кокетки и т. д. (несколько комплектов разного размера).
Ход игры: предложить детям быть мастерами по пошиву одежды: верхней одежды, легкой одежды, верхнего платья, костюмов и т. д. Объяснить, что каждый мастер будет шить одежду определенного размера. Для этого необходимо подобрать соответствующую ткань и необходимые детали. Дети складывают одежду на листе плотной бумаги, вставляя отдельные детали в прорези. После выполнения работы воспитатель предлагает нарядить в «новую одежду» картонных кукол и устроить демонстрацию моделей.
Малоподвижные игры.
Младшая группа.
«Кто пройдет тише»
Цель: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.
Возраст : 3 – 4 лет.
Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках (показывает, как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.
Малоподвижные игры.
Средняя группа.
«Назови ласково».
Цель: Учить ловить мяч, точно бросать в руки ведущему.
Умение преобразовывать слово.
Возраст : 4 – 5 лет.
Ход игры: Дети строятся в круг, инструктор стоит в середине круга, бросает мяч каждому ребенку (разными способами) и называет слово, например, дом, ребенок ловит мяч, бросает обратно ведущему, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – домик.
Малоподвижные игры.
Старшая группа.
«У кого мяч?».
Цель: учить детей работать в команде и стараться незаметно передать объект.
Возраст : 5 – 6 лет.
Ход игры: С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.
Малоподвижные игры.
Подготовительная группа.
«Сделай фигуру».
Цель: умение двигаться под музыку и успеть остановиться, когда она закончится, прислушиваться к окружающему во время игры.
Возраст : 6 – 7 лет.
Ход игры: По сигналу воспитателя, играющие ходят под спокойную музыку. Воспитатель говорит, чтобы дети приняли фигуру какого – нибудь сказочного героя или животного и т. п. Музыка прекращается, инструктор отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.
Подвижные игры.
Младшая группа.
«Спящий кот».
Цель: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимания.
Возраст : 3 – 4 лет.
Ход игры: один играющий садится на стул, стоящий на середине
комнаты (зала, изображая спящего кота. Остальные дети – «мыши», «птички» - тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего «кот» просыпается, ловит разбегающихся «мышей» и «птичек». Пойманный - становится «котом».
Подвижные игры.
Средняя группа.
«Кошка и мыши»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
Возраст : 4 – 5 лет.
Ход игры: играющие становятся в круг и берутся за руки. «Мышка» становится в круг, а «кошка» находится за кругом. Дети идут по кругу со словами:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
Только мыши заскребут,
Чуткий Васька тут как тут.
С окончанием слов дети останавливаются, и в условном месте круга, двое детей (которых определил заранее педагог) опускают руки, оставляя проход – ворота. «Мышка», убегая от «кошки», может пробегать в ворота и подлезать под руки, стоящих в кругу. «Кошка» ловит «мышку», пробегать анна может только в ворота.
Когда «кошка» поймает «мышку» - игра повторяется с другими водящими.
Подвижные игры.
Старшая группа.
«Встречные перебежки».
Цель: приучать детей четко выполнять правила игры, действовать быстро, ловко. Воспитывать честность.
Возраст : 5 – 6 лет.
Ход игры: группа детей делится пополам. Играющие становятся, на противоположенных сторонах площадки, за линией, в шеренгу, не менее одного шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки одного цвета – розовые и желтые. По сигналу воспитателя, дети с розовыми ленточками бегут на другую сторону площадки. Стоящие напротив дети, протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на противоположенную сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. Игра продолжается.
Подвижные игры.
Подготовительная группа.
«Горелки».
Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Возраст : 6 – 7 лет.
Ход игры: Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.
Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.
Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.
Пальчиковые игры.
Младшая группа.
«Моя семья».
Цель: выучить название всех пальчиков и сравнить их с живыми людьми.
Возраст : 3 – 4 лет.
Ход игры: Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Пальчиковые игры.
Средняя группа.
«Апельсин».
Цель: для развития моторики ребенка.
Возраст : 4 – 5 лет.
Ход игры:
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Пальчиковые игры.
Старшая группа.
«Транспорт».
Цель: Координировать речь детей с движением, работать над темпом и ритмом речи, способствовать развитию внимания, памяти, мимике, пантомимике детей. Формировать опыт общения детей, понимать друг друга.
Возраст : 5 – 6 лет.
Ход игры: Сжимать и разжимать пальчики. Поочередно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Сжать пальцы в кулачек, начиная с большого.
Будем пальчики сжимать –
Будем транспорт называть:
Машина, вертолет,
Трамвай, автобус, самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Пальчиковые игры.
Подготовительная группа.
Пальчиковые игры с пластилином, глиной и соленым тестом.
Цель: Активизировать работу пальцев, развивать речь, воображение, память и образное мышление. Доставить детям радость творчества.
Возраст : 6 – 7 лет.
Ход игры:
Из глины, пластилина и соленого теста можно:
• скатать самый маленький и большой шарик,
• скатать самую длинную и самую короткую «колбаску»,
• высокий и низкий столбики,
• разделить столбик на 2 (3,4) равные части,
• раскатать лепешку, «попрыгать» на ней пальцами (кулачками) — на что стало похоже?
• Скатать длинные «веревочки», а из них сплести «косички»,
• накатать много маленьких шариков, ниточек и прикрепляя их на картон, создать картину из одних шариков,
• создать какой-либо образ, сильно сжав материал в кулаке,
• налепив материал на картон, создать рисунок на нем палочкой или выложить бусинками, семенами дыни, арбуза, яблока, винограда, калины, гороха, скорлупы фисташек, круп и пр.
• вылепить героев любимой сказки,
• вылепить свои ощущения от услышанной мелодии и т. д.