Антонина Артамошкина
Виды дошкольных образовательных программ. Моделирование образовательной программы дошкольной организации в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Виды дошкольных образовательных программ. Моделирование образовательной программы дошкольной организации в контексте ФГОС ДО
Любая образовательная деятельность, осуществляемая организациями или индивидуальными предпринимателями, строится на основе образовательной программы дошкольного образования, что обусловливает особую значимость, важность создаваемого документа.
Темочки:
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Это подтверждается и в приказе Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», где говорится о том, что все содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования (п. 8).
В настоящее время, содержание образования в ДОО определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками, пройдут экспертизу и будут размещены в федеральном реестре.
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) – это нормативно-управленческий документ ДОО, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в данной ДОО (далее – программа дошкольной образовательной организации или Программа).
Образовательные программы дошкольного образования (ОП ДО) должны быть направлены на:
разностороннее развитие детей дошкольного возраста
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
на основе индивидуального подхода к дошкольникам
и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
В ст. 7. ФЗ «Об Образовании в РФ» указано, что «освоение образовательных программ дошкольного образования НЕ сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». (п. 2)
В ст 15. ФЗ «Об Образовании в РФ» сказано, что «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». (организации партнеры : научные и медицинские организации, организации
культуры, физкультурно- спортивные)
В соответствии с Законом «Об Образовании в РФ» все общеобразовательные программы подразделяются на : основные и дополнительные.
Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.
Основные программы ДОО - программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОО в рамках реализации основных образовательных услуг.
Основные программы для ДОО можно разделить на:
· комплексные (общеразвивающие) - программы, направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках.
· специализированные (парциальные, локальные) - программы, направленные на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях и/ или культурных практиках.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.
Дополнительные программы ДОУ - программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и бесплатных) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.
Занятия по дополнительному образованию лучше проводить во второй половине дня. Следует помнить, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо, или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных
организаций, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.
АЛГОРИТМ разработки программы :
1. Формирование проекта программы (вносятся коррективы всех педагогов, проект обсуждается родительской общественностью).
2. Решение о принятии проекта образовательной программы (т. е. содержание программы принято всеми участниками образовательного процесса и претензий к данному содержанию нет).
Принятие проекта программы осуществляется на педагогическом совете, решение по данному вопросу фиксируется в протоколе.
Без соблюдения соответствующего алгоритма нет возможности вести речь о соблюдении права педагогов и родителей воспитанников на управление образовательным процессом.
3. Утверждение Программы к реализации приказом, подписанным руководителем ДОО.
Структура и объем ОП ДО:
Программа состоит из :
обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, представляющих определенные направления развития и образования детей :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое;
- физическое развитие.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.
Если обязательная часть Программы соответствует Примерной программе, то она оформляется в виде ссылки на данную Примерную программу;
в случае несоответствия - обязательная часть Программы, которую реализует Организация, представляется «развернуто».
Такое же правило распространяется и на оформление части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Она может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы;
или включать Программы, самостоятельно разработанные педагогами или специалистами Организации.
Разделы ОП ДО:
Программа включает три основных раздела (в каждом отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений) :
Целевой:
Пояснительная записка
1. цели и задачи реализации Программы
2. принципы и подходы к формированию Программы
3. значимые характеристики (особенности развития детей раннего и дошкольного возраста)
Планируемые результаты
· освоения Программы
· с учетом возрастных возможностей
· индивидуальных различий детей
· особенностей развития детей с ОВЗ
Содержательный:
Представляет описание:
· образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
· вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
· образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена).
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
· особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
· способы и направления поддержки детской инициативы;
· особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
Организационный :
· описание материально - технического обеспечения Программы;
· описание методических материалов и средств обучения и воспитания;
· описание распорядка и /или режима дня;
· описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;
· описание особенностей организации развивающей предметно - пространственной среды
Содержание Программы должно отражать следующие
аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста :
1) предметно - пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4)система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.
Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны :
возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
используемые примерные программы;
характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Программы дошкольного образования
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.
Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ : fgosreestr.ru. На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.
Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО :
• Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е. Г. Юдиной (Научный руководитель А. Г. Асмолов)
Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» : msbook.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» : msbook.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н. В. Фединой (Руководитель авторского коллектива Н. В. Федина)
Издательство «Просвещение» : do.prosv.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е. В. Соловьевой (Научный руководитель Е. В. Соловьева)
Издательство «Просвещение» : do.prosv.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В. Т. Кудрявцева
Издательский центр «Вентана-Граф» : drofa-ventana.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е. А. Хилтунен
Издательство «Национальное образование» : n-obr.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И. Е. Федосовой Издательство «Национальное образование» : n-obr.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л. А. Парамоновой (Научный руководитель Л. А. Парамонова)
Издательство «Творческий Центр Сфера» : tc-sfera.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад - дом радости». Автор: Н. М. Крылова (Научный редактор Л. В. Тимошенко)
Издательство «Творческий Центр Сфера» : tc-sfera.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н. В. Микляевой Издательство «Творческий Центр Сфера» : tc-sfera.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н. В. Микляевой Издательство «АРКТИ» : www.arkty.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой
Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» : www.detstvo-press.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Авторы: В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»
Издательство «Русское слово» : русское слово. рф
• Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е. А. Хамраевой, Д. Б. Юматовой (Научный руководитель Е. А. Хамраева) Часть 1 Часть 2
Издательство «Ювента» : uwenta.ru
• Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под редакцией Р. Н. Бунеева Сайт образовательной системы «Школа 2100» : school2100.com
• Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой (Научный руководитель Л. Г. Петерсон) Сайт ЦСДП «Школа 2000…» : www.sch2000.ru
Издательский дом «Цветной мир» : цветной мир. рф
• Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г. Г. Кравцова
Сайт «Золотой ключик» : thegoldenkey.ru Информационная поддержка ООО «Левъ» : www.levb.org
• Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А. И. Булычевой НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ»
• Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т. Н. Дороновой (Научный руководитель А. Г. Асмолов) Минобрнауки РФ. Федеральный институт развития образования
• Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Под редакцией В. К. Загвоздкина, С. А. Трубицыной Межрегиональная общественная организация «Содружество педагогов вальдорфских детских садов»
• Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» / Под руководством Т. С. Комаровой Агенство стратегических инициатв
• Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под редакцией О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько
• Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги». Авторы: Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Психологический институт РАО. МГППУ
• Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Автор: Н. В. Нищева Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» : www.detstvo-press.ru
• Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной