Манзар Алекберова
Занятие по расширению знаний о культуре и традициях русского народа «Виды декоративных росписей»
▼ Скачать + Заказать документы
h3][/h3]Виды декоративных росписей Цели : формировать представление о росписях декоративно-прикладного искусства : гжельской, хохломской, дымковской, Мезенская роспись,городецкой,жостовская роспись, воспитывать любовь к русскому искусству. Учить детей расписывать заготовку, выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Развивать чувство ритма, цвета, композиции. Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи. Задачи: - расширить знания о культуре и традициях русского народа; -познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок; -расширить словарный запас детей; развитие устной речи; - закрепить знания о русских народных играх ;воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры; - учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать приемы приманивания, рисование концом кисти (точки);
Публикация «Занятие по расширению знаний о культуре и традициях русского народа „Виды декоративных росписей“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: картинки и загадки о древнерусских предметах быта; русская изба, предметы быта. Образцы декоративно-прикладного искусства, бумаги белой, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, гуашь в зависимости от выбранных цветов. Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся и с нашими гостями.
Эмоциональный настрой.
(дети становятся в круг)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.
Я хочу вам рассказать про Декоративную роспись.
Художественная роспись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Хохлома. Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы. существует определенная последовательность выполнение элементов хохломской росписи на доске. Oсочки-выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз ; Tравинки –это мазки с небольшим плавным утолщением ; Kапельки –рисуются прикладыванием кисти к бумаге ; Усики-рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины,закрученной в спираль ; Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента ; Кустик –он состоит из простых симметрично расположенных элементов –осочек травинок капелек усиков и завитков ; ягодки ягоды бруснички смородинки рябинки рисуются печаткой тычком,ягоды крыжовника,клубнички рисуются кистью. по высохшей краске ягоды разживляются желтым цветом
Гжель. Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка, на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» - это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила.
.
Посуда, расписанная гжелью.
Мезенская роспись.
Мезенская роспись по дереву.
Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила свое название от местности, в которой развивалась – в этом случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными промыслами, привнося при этом нечто свое. Так художница из Ижевска расписала в традиционных художественных техниках. черепа. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г. ".
В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т. е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразитьЧтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти, используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.
дымковская роспись Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название, находящаяся неподалеку от города Кирова. Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно анилиновые краски, которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика. Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки. Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон и приступить к работе. вот что у нас получилось
спасибо за внимание!