Тимошенко Ольга Германовна
Опыт работы по формированию целостной картины мира по теме «Весна» у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Весна. Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
Мы живем с вами в очень интересной климатической зоне. Некоторые могут не согласиться. Вот Египет хорош, там всегда тепло и солнечно. Да, хорошо, но слегка однообразно. Кто-то может возразить : «У нас часто серо, грязно; постоянная хандра и уныние». Но только в нашей средней полосе мы можем наблюдать за полным циклом жизни растений, самыми разными видами осадков, «золотой» осенью, слышать скрип снега под ногами и всему этому радоваться и восхищаться.
Публикация «Опыт работы по формированию целостной картины мира по теме „Весна“ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
К сожалению, современный ритм жизни не всегда дает возможность остановиться и осмотреться вокруг, но мы, люди, работающие с детьми, не только сами из года в год наслаждаемся красотой окружающего мира, но помогаем нашим воспитанникам установить положительные отношения с миром природы, делясь своими знаниями, наблюдениями, эмоциями.
«У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать…» - поется в известной песне. Действительно, не важно, какое время года на дворе, главное – быть позитивно настроенным, жить в гармонии с самим собой. Но я думаю, из всех времен года большинство людей любит именно весну. Я отношусь к их числу, и не потому, что уже давно работаю в детском саду с необыкновенно светлым названием «Веснянка». Конечно, весна – это начало чего-то нового, когда весь мир просыпается от зимнего сна, а мы чувствуем прилив сил, который казался нам почти невозможным до этого. Чтобы понять это, растущему человеку нужна наша помощь и поддержка. Тогда ребенок войдет в окружающий его мир творческой личностью, он сможет успешно учиться, сам выбирать свой жизненный путь и реализовать его.
Любое развитие происходит в деятельности. Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности. Дети наблюдают за всем, что их окружает, обсуждают увиденное, отражают свои впечатления в разных видах и формах, играют, анализируют, сравнивают, экспериментируют. При этом процесс деятельности и итоги радуют самого ребенка. И, конечно, весь процесс освоения мира мы, взрослые, стараемся строить таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, который дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы, обогащать память, мыслить, развивать речь, что особенно важно в логопедической группе, где я работаю.
Ребята очень любят экспериментировать. В течение года мы проводим вместе различные опыты : выращиваем растения в различных условиях; узнаем, как попадает вода в растения; как быстро поворачивается растение к свету; узнаем реакцию растений на заморозки и т. д. А весной мы говорим о сокодвижении в растениях при их пробуждении после зимы, наблюдаем за увеличением в размерах почек, их набуханием. На участке дети открывают для себя особенности молодых листьев различных деревьев. У одних – они покрыты клейким душистым веществом, у других – пушком, что защищает их от холода. Ребята находят с помощью взрослого отличия листовых и цветочных почек по их форме, а после окончания цветения наблюдают, как на месте цветов образуются плоды, сначала мелкие и нежные, а к концу лета уже крупные, с характерной формой.
Весной особенно активно начинается работа на «Экологической тропе», созданной в нашем ДОУ несколько лет назад. В течение небольших экскурсий-путешествий (10-20 минут в зависимости от возрастных особенностей) дети не только познают окружающий мир, делают выводы, строят логические суждения, но и получают заряд положительных эмоций, радости от увиденного вместе с «хозяином» тропы – Дядюшкой Ау, игрушкой, которую смастерили воспитатели специально для этого.
Весной, как только начинает таять снег, я напоминаю детям о существовании «подснежников. И мы идем на станцию «Первоцветы», которая расположена на клумбе детского сада, и организовываю конкурс «Кто первый увидит подснежники?». И в течение весны мы наблюдаем за цветением садовых ландышей, тюльпанов, нарциссов, одуванчиков и не только восхищаемся красотой, но и изучаем их строение, особенности, говорим о бережном к ним отношении.
У ребят не только формируются представления о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека и животных, но мы узнаем, о чем может рассказать цветок мать-и-мачехи, завариваем вкусный чай с душистой мятой, сажаем и следим за ростом красивого, яркого и полезного цветка календулы на станции «Зеленая аптека».
У детей не только развивается понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, но они с восхищением следят за усердной работой пчелки, за изяществом, красотой бабочки, с удивлением наблюдают за ее способностью складывать крылышки; узнают о том, что без насекомых погибнут растения, птицы, животные, исчезнут луга и леса. Со всем этим они встречаются на станции «Насекомые».
На станции «Сад» ребята знакомятся не только с биологическими особенностями и многогранным значением плодовых и ягодных культур, но и наслаждаются красотой цветущих плодовых деревьев и удивляются, как из цветка вырастает вкусный, сочный, полезный плод. Занимаются дошколята совместной обработкой почвы и посадкой огородных культур на станции «Огород», а еще следят, как пробивается сквозь землю маленький, но такой сильный росток, тянется к свету и стремится к жизни, превращаясь к осени в морковку или свеклу.
Наблюдаем за веселым щебетаньем взъерошенных воробьев, целыми стайками сидящих в колючих кустарниках, за прилетом и появлением на участке грачей, за купанием голубей в блестящих лужицах; подвешиваем скворечники на станции «Птицы».
Проходя по станциям «Экологической тропы», дети в привычном для себя мире открывают огромное количество тайн и загадок родной природы, учатся любить и беречь ее.
Самые интересные и запоминающиеся моменты мы пытаемся отразить в нашем художественном творчестве: веточки с только что начинающими распускаться листочками, первоцветы, ветки сирени и черемухи, яблони в цвету, бабочек, жуков мы рисуем с натуры, используем пластилинографию, различные способы аппликации, лепим традиционно.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к художественному слову, что особенно важно для ребят с нарушениями речи. Русский народ, веками наблюдавший за явлениями живой и неживой природы, собрал огромное количество пословиц, поговорок, примет о весне, называя ее «матушкой», «утром года». Как праздновали встречу весны, как призывали ее, какие три завета у весны? Обо всем ребята узнают из русского фольклора. Читая о весне, ребята пробуют сопоставлять реально увиденное с содержанием рассказов, сказок, стихов. Ребята слушают и учат прекрасные стихи о весне, созданные великими русскими поэтами А. Пушкиным, Ф. Тютчевым, А. Плещеевым, З. Александровой, Л. Аким. И, конечно, поэзия, проза, заклички, загадки развивают воображение детей, пробуждают в них чувство прекрасного, любовь к родной земле.
Весна – это обновление. Вешние воды, первые весенние дожди очищают природу, дают силы для обновления. Вместе со взрослыми ребята с удовольствием вовлекаются в уборку своего участка, наводят порядок в песочнице, на веранде, соревнуясь, например, кто больше соберет поломанных веточек. Так, труд входит в жизнь ребенка не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно; ребенок чувствует свою причастность к общему, настоящему делу, радуясь своим успехам.
Весна – пора замечательных праздников в нашей стране. Один из них – Международный женский день 8 Марта, подготовка к которому в форме стихов, песен, сюрпризов, открыток создает не только атмосферу радости и весеннего настроения, но и воспитывает у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к женщине.
Воспитание любви и уважения к защитникам Родины происходит при знакомстве детей с великим праздником – Днем Победы. Яркие впечатления от конкретных исторических фактов, экскурсии и возложение цветов к памятникам «Защитникам Отечества», «Воинам – выпускникам школы № 1» вызывают у детей сильные эмоциональные переживания. Знакомство с героями – лыткаринцами формирует у них представление о героизме, подвиге нашего народа, зарождает чувство гордости и любви к защитникам Отечества.
Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Чувство красоты родной земли, красоты человека, живущего на этой земле, любовь к родным местам, традициям своего народа, ко всему, что окружает ребенка с детства – все это должно войти в сердце и стать неотъемлемой частью его души.
Весна, пробуждение природы, появление ярких красок в ней, активность, желание узнать и увидеть новое доставляет детям радость, они охотно берутся за любое дело, у них возникает чувство уверенности в себе, в своих силах. Важно разделить с ними эту радость!