Наталья Борисова
Весенняя прогулка «Удивительное рядом» (старшая группа)
▼ Скачать
Весенняя прогулка «Удивительное рядом»
Прогулка проводится в первую половину дня.
Цель: Создание ситуации развития в процессе игровой деятельности «Удивительное рядом»
Задачи:
- создать условия для закрепления знаний детей о природе, природных явлениях;
Публикация «Весенняя прогулка „Удивительное рядом“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение выражать словами свои мысли, включаться в диалог, отстаивать свою точку зрения;
- развивать способность детей принимать разные роли и действовать в соответствии с ними;
- создать условия для умения детей пользоваться в своей деятельности знаниями, полученными ранее;
- развивать способность взаимодействовать в группе, договариваться о совместных действиях.
Оборудование: муляжи насекомых, птиц, муравейника (картон, папье-маше, шапочки – маски (картон, ватман, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц», муз. композиции для подвижных игр, конверты с загадками и заданиями, ватман, цв. карандаши, стульчики – домики, колокольчик.
Воспитатель приносит в группу большой берёзовый листок, на котором сидит муравей (муляж).
Восп: Ребята, когда открывали окно для проветривания, к нам залетел этот листок да не один. Посмотрите, кто сидит на листике?
Ответы детей. Это муравей.
Восп: Давайте познакомимся с нашим гостем (от имени муравья). Здравствуйте, ребята. Меня зовут муравей Венька, я живу в муравейнике под большой берёзой, прямо на территории вашего садика. Сегодня я решил залезть на дерево, чтобы посмотреть, что же находится вокруг, но в это время подул сильный ветер, и листок, на котором я сидел, оторвался. Мне очень нужно вернуться домой, ведь в нашем муравейнике очень строгие правила – как только солнце опустится за горизонт, все ходы и выходы в муравейник будут закрыты, и я останусь на улице.
Восп: Ребята, мы сможем помочь Веньке, и отнести его в муравейник?
Ответы детей
Восп: Скажи, Венька, как мы узнаем, где находится твой дом?
Венька: Мой дедушка Старый Мураш говорил, что по дороге к нашему муравейнику нарисованы стрелки, вот по ним нужно идти.
Восп: Ну что ж, ребята, давайте поможем нашему гостю вернуться домой. Только я предлагаю нарисовать план, по которому можно будет всегда найти Венькин дом.
(Дети одеваются и выходят на улицу. На дорожке нарисованы стрелки, которые ведут к полянке одуванчиков. Все по стрелкам выходят на полянку)
Восп: Смотрите, на какую красивую поляну мы пришли. Скажите, как называются эти цветы?
Дети: Одуванчики
Восп: Давайте придумаем название для этого места и отметим его на нашей карте
Ответы детей: Солнечная, одуванчиковая, весёлая, жёлтая поляна и др.
(выбираем название) На листе рисуем стрелки и помечаем жёлтую поляну.
Вопросы воспитателя: Какая особенность есть у одуванчиков (ответ – закрываются с заходом солнца); всегда ли эта поляна будет жёлтой (ответ – одуванчики отцветут и превратятся в белые пушистые шарики); кто посеял здесь цветы (ответ – сами выросли); назовите другие цветы, которые вырастают сами без помощи человека (ответы детей); дайте общее название этим цветам (ответ – полевые).
Восп: Мы с вами превращаемся в одуванчики и внимательно слушаем музыку.
Под весёлую музыку «одуванчики» передвигаются по полянке, как только зазвучит спокойная колыбельная мелодия, наши «одуванчики» закрываются и «засыпают»
Проводится п. и. «День – ночь»
От поляны одуванчиков стрелки в сторону центральной аллеи. У первой стрелочки лежит конверт с надписью «Возьмите с собой»
Восп: Ребята, смотрите здесь новые стрелочки и какой- то конверт. Нам пора идти, а конверт мы возьмём с собой.
(Проходим по стрелкам на аллею с деревьями)
Отгадайте загадку: Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Ответы: Деревья.
Восп: Правильно, ребята, это деревья, посмотрите, сколько их на нашей аллейке. Давайте дадим название этой аллее и отметим её на нашей карте.
Дети предлагают различные названия и отмечают аллею на карте
Скажите, все деревья одинаковые или здесь они разные?
Ответы детей: Деревья разные.
Восп: Хотите узнать, названия деревьев, которые здесь растут. Нам поможет волшебный колокольчик. Если загадку отгадаете правильно, он зазвенит, если нет – будет молчать.
1. Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (берёза)
2. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (рябина)
3. Вот какая закалённая
И под снегом вся зелёная (ёлка)
4. Сучки – рогатые,
Плоды – крылатые,
А лист – ладошкой
С длинной ножкой. (клён)
5. Куста чудесней нет,
Он славит день весенний.
Пахуч и нежен цвет
Красавицы - (сирени)
Восп: Молодцы, ребята, отгадали все загадки, звоночек нам подсказал, что вы всё сказали правильно. Давайте поиграем в игру «1.2.3 – к дереву беги!» Проводится п. и.
От аллеи стрелки ведут к большой берёзе. Под последним кустом сирени находим конверт с надписью «Возьмите с собой»
Восп: Ребята, нашему мурашику нужно спешить, а мы обещали помочь ему найти свой дом. Посмотрите, куда стрелки ведут нас дальше.
Подходим к берёзе. На ветках сидят различные птицы (вырезанные изображения) Звучит фонограмма птичьего гомона.
Восп: Это не просто дерево, а настоящий птичий дом и его тоже надо отметить на нашей карте. (на карте рисуем символ дерева) Ребята, давайте назовём тех птиц, которые сидят на дереве. (дети называют птиц) А теперь поиграем в игру «Угадай птицу по голосу»
Звучит фонограмма - отдельные птичьи голоса, дети узнают кукушку, чириканье воробья, карканье вороны, стук дятла, стрекотанье сороки, уханье филина.
Под деревом находим очередной конверт.
Далее стрелки ведут к кустам сирени на участке. На ветках и под ними размещены различные насекомые (картонные изображения, большой конверт с надписью «Открыть»
Восп: Посмотрите, какой интересный конверт и написано «Открыть сейчас»,
Давайте заглянем внутрь.
Открываем конверт, находим загадки:
1. В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (бабочка)
2. Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает,
На листок уселась ловко.
Это – божия …. (коровка)
3. Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может. (гусеница)
4. С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку
Прыгает пружинка,
Зелёная спинка. (кузнечик)
5. Работник садовый –
Поясок медовый.
Зажужжала, как пила,
Полосатая ….(пчела)
6. Что за домик вроде завитушки,
Едет по лесной опушке? (улитка)
7. Мой хвост не отличить от головы,
Меня всегда в земле найдёте вы. (земляной червяк)
8. У кошки есть, у собаки есть,
А сколько есть, никогда не счесть. (сороконожка)
Восп: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А как одним словом назвать, про кого были эти загадки.
Ответы детей: Про насекомых
Восп: Правильно, а теперь давайте подумаем, как мы назовём это место на карте. (отмечаем на карте, предложенное детьми название) Ребята, как вы думаете, все насекомые передвигаются одинаково?
Ответы: Нет. Могут летать, прыгать, ползать.
Восп: В конверте ещё какие то карточки, давайте их рассмотрим.
На карточках нарисованы крылья, лапки, две стрелочки – вверх и вниз.
Определяем: крылья – насекомое летает;
лапки – ползает;
стрелки – прыгает.
Восп: Мы сейчас превратимся в различных насекомых (на каждого ребёнка надевается шапочка любого насекомого, под весёлую музыку все начинают плясать, а когда музыка затихнет, нужно спрятаться в свои домики.
На площадке выставляются три стульчика с приклеенными на спинках карточками (прыгает, летает, бегает или ползает). Игра проводится 2-3 раза, «домики» меняются местами.
Пока проводится игра, под деревом выставляется макет муравейника.
Венька: Ой, ребята, а вот и мой дом. Спасибо, что помогли мне его найти. У меня осталось немного времени и я хочу узнать, что находится в тех конвертах, которые мы находили во время нашей прогулки. Давайте откроем и узнаем вместе.
Дети проходят на веранду, усаживаются на лавочки, открываем первый конверт:
1. Полевые цветы и деревья в лесу никто не садит, каким образом их семена попадают в землю?
Ответы детей: Разносит водой, ветром, птицами, дикими животными.
2. На зелёной аллее мы видели деревья, у которых один ствол, а у некоторых стволов несколько. Почему?
Ответы детей: У дерева есть один основной ствол, который идёт от корня, а растение с несколькими стволами называется кустарником.
3. Когда мы подошли к птичьему дереву, муравей Венька спрятался под листик. Почему?
Ответы детей: Птицы питаются насекомыми, Венька боялся, что его склюют.
Венька: Какие вы молодцы, ребята, вот теперь мне уже пора возвращаться. Вам я оставляю вот эту корзиночку с угощением, когда вернётесь в группу, вы попробуете наши лесные сладости (печенье в форме грибков). До свидания.
Воспитатель «берёт у Веньки корзинку с угощением», дети благодарят его, прощаются и уносят муравья к макету муравейника.
Восп: Ну вот, ребята, мы помогли мурашику вернуться домой. Как хорошо, что мы с вами нарисовали карту территории нашего детского сада и придумали интересные названия для тех мест, где мы побывали. Вам понравилась наша прогулка? Что понравилось больше? Какие задания были для вас наиболее тяжёлыми, лёгкими или интересными?
Ответы детей, возвращение в группу.