Наталия Черкасова
Роль игры в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Чем для ребёнка является игра? – всем! Игра – это ведущая деятельность маленького человека от рождения и до школы. В игре ребёнок изучает предметы и способы манипуляций ими. В игре он учится общаться с окружающим миром: людьми, животными, растениями.
Через игровую деятельность ребё нок копирует поведение взрослых: характер их взаимоотношений, манеры, голоса. Важно знать о том, что игра – это сильнейший двигатель эмоционального развития. Замкнутый, тихий или обиженный ребёнок в игре имеет все шансы раскрыться, улыбнуться, от души рассмеяться, почувствовать себя значимым и стать более открытым для взаимодействия с окружающими. В своей практике я неоднократно замечала, как дети «буки» во время доверенной им игровой роли буквально оживали, проявляя себя с самых сильных и лучших сторон. А после игры снова впадали в своё замкнутое состояние. В данной ситуации я имею в виду, конечно, коллективные игры.
Публикация «Роль игры в развитии дошкольника» размещена в разделах
В детском саду игра на музыкальных занятиях – это всегда праздник для детей. Безусловно, они воспринимают игровые моменты как способ расслабиться, посмеяться, подурачиться. На самом деле музыкальные игры – это целый комплекс серьёзных задач и действий, направленный на развитие различных качеств ребёнка. Одно объяснение игры уже требует особого внимания. Давайте рассмотрим: какие же навыки развивают коллективные музыкальные игры у детей дошкольного возраста.
Коммуникативные. В игре ребёнок учится общаться со сверстниками и педагогами. Он учится договариваться с другими, озвучивать игровые команды, помогать другим, правильно изъяснять свои мысли.
Социальные. Это навык широкого характера. Через его развитие ребёнок учится находить свою «нишу» в коллективе, осознавать иерархию среди сверстников. Он приучается к социальным нормам и правилам поведения через «можно» и «нельзя». Также к развитию социальных навыков можно отнести такие качества как взаимопомощь, уважение к окружающим.
Личностные. Каждый ребёнок – это уже маленькая личность со своим пусть ещё пока небольшим набором личностных качеств. Через игру человечек учится познавать не только других, но себя самого: «Кто я?», «Что я умею или не умею?», «Какой я в глазах других?». Не редко случается так, что тихий незаметный ребёнок с заниженной самооценкой в игре проявляет себя удивительно хорошо, тем самым вызывает уважение к себе. После чего он уже не будет считать себя тем, кем был раньше.
Творческие. Почте все музыкальные игры содержат в себе танцевальные движения, песенные вставки, припевы и даже игру на детских музыкальных инструментах. Сама музыка подсказывает ребятам, какие должны быть движения под тот или иной музыкальный фрагмент: спокойные - плавные или скачущие с притопами. Музыка в игре безусловно усиливает эмоциональный отклик у детей. Песни они поют более выразительно, движения их становятся более яркими и темпераментными.
Физические. Во время музыкальных игр у детей развивается ловкость, координация движений, улучшается мелка и крупная моторика. В игре «Займи место» дети должны, идя по кругу, выполнять танцевальные движения, при этом внимательно слушать музыку, а с её окончанием быстро занять свободный стул. В игре «Не выпустим» или «Весёлый колпачёк» дети должны чередовать движения с ведущим: кто хлопает в ладоши, а кто танцует. В конце музыки ведущий должен выбежать из круга, а дети – не выпустить его. Таким образом, в одной только игре присутствует минимум 3-4 задачи в комплексе музыкально-физических упражнений.
Невозможно в коллективных играх переоценить и роль самой музыки. Грамотно подобранная музыка создаёт положительный эмоциональный фон, действует на участников терапевтически, организует их. В процессе игры дети учатся реагировать на смену темпа и характера музыки, в беседе анализируют: какой была музыка в тот или иной момент, учатся заканчивать и начинать игру вместе с музыкой.
Возвращаясь к социальным навыкам, хочу обратить внимание на личностно-коммуникативные стороны взаимоотношений среди дошкольников. Велика вероятность, что во время игр некоторые дети могут обижаться, высказывать недовольство от того, что кого-то не взяли на роль ведущего или кому-то во время игры в чём-то не угодили. Это типичные реакции тех детей, которые не хотят признавать своих маленьких «поражений» или тех, кто всё время хочет быть «впереди планеты всей». Эгоцентризм есть у многих, но не все с ним могут справляться. Также есть дети, которые не хотят участвовать в играх по разным причинам (новые дети в коллективе, сильная замкнутость ребёнка, проблемы в семье и т. п.) Таких детей не следует брать в игру по принуждению. Если ребёнок не готов играть – пусть лучше посидит на стульчике и понаблюдает за другими ребятами. С такими детьми можно отдельно провести добрую беседу наедине после занятий. Рано или поздно они обязательно включится в игру. Всему своё время.