Ксения Кудинова
Эссе «Весь мир на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Весь мир на песке.
Рождаясь, каждый человек проходит свой собственный эволюционный путь. Первое осознание себя в пространстве этого большого мира приходит к человеку через прикосновения самого близкого и значимого взрослого. Рецепторы кожи переносят информацию в кору больших полушарий, и память запечатлевает эти ощущения. Малыш теперь знает, что у него есть ручки, ножки, животик, щечки. Через материнские теплые прикосновения происходит первое большое открытие «я есть, я существую». А дальше ребенок начинает исследовать предметы на ощупь и свои первые знания о мире получает через тактильные ощущения. Ощущение это одна из жизненно важных потребностей человека. Мир открывается ребенку лишь тогда, когда он ощущает.
Публикация «Эссе „Весь мир на песке“» размещена в разделах
Около 10 лет я работаю с детьми дошкольного возраста. Еще совсем маленькие, но уже торопятся повзрослеть, быть похожими на папу и маму, пытливо изучают окружающий мир, сталкиваются с первыми неудачами и ликуют от маленьких побед. И, как важно, чтобы этих побед в жизни дошкольника было как можно больше. «Я умею, я могу»- движущая сила развития и обучения для будущего школьника.
В начале моего профессионального пути технология «Педагогическая песочница» и технология «Рисование песком на световом столе» в образовательной среде была молодой и мало изученной. И сегодня педагоги до конца не исследовали возможности образовательной, развивающей и воспитательной работы в пространстве песочной среды. Но уже сейчас, с точностью могу сказать, что игры на песке и рисование на песке (песком)- это мощный ресурсный инструмент для подачи нового материала. Для ребенка «педагогическая песочница»- это бесконечные увлекательные путешествия. Сегодня ты попал в жаркую Африку, а завтра синий кит покажет тебе, что таится в морских глубинах. «Педагогическая песочница»- это целый мир и что самое главное этот мир не плоский, а объемный, каким и должен быть. Этот мир можно ощущать, исследовать, быть активным участником событий.
Как я упомянула ранее, дети дошкольного возраста знакомятся с миром через ощущения. А маленькие непослушные пальчики еще не могут передать через рисунок все полученные знания от окружающего мира. А малышам так хочется быть понятными для взрослых. Технология «Рисование песком на световом столе» дает возможность отразить знания о мире самостоятельно, без посторонней помощи. Поддержать детскую самостоятельность и инициативу одна из самых главных задач дошкольной педагогики. Может ли ребенок нарисовать в три года карандашом или красками на листе бумаги птичку или рыбку? Вряд ли. Пальчики еще не окрепли удерживать карандаш, кисточка не слушается и оставляет цветные кляксы на листе, да и опыта еще не достаточно. На песке, используя тщательно подобранные педагогом приемы и инструменты, такая задача под силу даже самым маленьким исследователям. «Я знаю, как нарисовать бабочку, значит смогу и большее». Рисуя пальчиками, ладошкой, ребром ладони ребенок запоминает строение того или иного предмета. Здесь уже задействована тактильная память. Рецепторы кожи посылают сигналы в головной мозг. Ребенок легко запоминает. Я проводила маленький эксперимент. Через несколько дней после занятий, просила детей повторить рисунок. О, чудо! Детские ручки вспомнили все до мельчайших подробностей. Вот так ребром ладоней мы рисовали тельце бабочки, а потом ладошками развели в стороны песочек и получились две пары крыльев. Пройдет совсем немного времени и малыш без труда перенесет свой рисунок на лист бумаги, потому что маленькие ручки помнят, маленькие ручки знают. На своих занятиях я использую сразу две («Педагогическая песочница» и «Рисование песком на световом столе») технологии и это дает свой колоссальный образовательный, развивающий и воспитательный эффект.
Вместе с ребятами расту и я, меняюсь, учусь новому. Мы педагоги занимаем небольшое место в масштабе целой жизни наших воспитанников. Но может быть мои педагогические поиски и находки упадут здоровым зерном в будущее творческой и самостоятельной личности. Во всяком случае, хочется в это верить.