Яна Костенко
Вербальная агрессия как негативная особенность педагогического общения
▼ Скачать + Заказать документы
Вербальная агрессия как негативная особенность педагогического общения.
Одной из проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов с детьми, является проблема агрессии.
Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках, косвенно в жалобах, клевете и сплетнях.
Речевая агрессия в настоящее время затрагивает многие стороны жизни современного человека.
Публикация «Вербальная агрессия как негативная особенность педагогического общения» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Дерево Верба, веточки вербы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Речевая агрессия в субкультуре детей дошкольного возраста – явление типичное. Процесс её формирования идёт параллельно процессу социализации и усваивается прежде всего в семье. Чаще случается так, что детская агрессия – это ответная форма поведения ребёнка, другими словами, грубость ребёнка – это ответ на неадекватное поведение взрослых.
Делая негативную проекцию, взрослый в речевом аспекте провоцирует ответную реакцию ребёнка.
В итоге образуется замкнутый круг: грубо добиваясь послушания, взрослый неосознанно провоцирует ответную речевую агрессию – протест, отказ, негативизм, желание сделать или сказать «назло».
Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее тяжё лые последствия: снижается самооценка, формируется боязнь взрослого, враждебность и т. д.
Одно из главных достоинств культурного человека – умение избегать обидных высказываний в собственной речи и владение умением правильно реагировать на грубость собеседника.
Иногда педагоги демонстрируют пренебрежительно-грубое или покровительственное отношение к детям. Это проявляется в резких замечаниях, грубых требованиях, обращение к детям по фамилии. Встречается и такое, что в целом педагог переходит на личность ребёнка. Тем самым педагог, во-первых, неосознанно провоцирует ответную грубость детей; во-вторых, демонстрирует негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания. Это является свидетельством непрофессионализма. Постоянно надо понимать о реальных возможностях дошкольника, пытаться встать на его позицию, рассмотреть ситуацию его глазами.