Марина Дубина
Важность роли педагога-психолога в развитии профессионального мастерства педагогов ДОО
«Важность роли педагога-психолога в развитии профессионального мастерства педагогов ДОО»
Профессиональные свойства педагогов не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. В настоящее время, современная социально-образовательная ситуация диктует необходимость профессионального развития педагога ДОО.
Публикация «Важность роли педагога-психолога в развитии профессионального мастерства педагогов ДОО» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью инновационного проекта нашего учреждения было повышение педагогического мастерства педагогов ДОО через сетевое взаимодействие. Одной из задач, которая стояла перед нами было определить уровень компетентности каждого педагога и помочь заполнить пробелы в той или иной области знаний.
Стоит отметить, что педагог всегда находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям. На диагностическом этапе для исследования уровня развития психолого-педагогической компетентности педагогов и выявления признаков педагогического выгорания, мною применялись методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование).
Целью первого этапа была актуализация проблемного поля педагога, рефлексирующего начало его деятельности, мотивационную готовность воспитателей.
Решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени. И очень часто это приводит к эмоциональному выгоранию педагога. Таким образом, для решения данного вопроса мною был разработан проект по профилактике эмоционально выгорания педагогов. В который я включила современные направления арт-терапии, направленные на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими. Для этого в своей работе я использовала элементы таких направлений арт-терапии как упражнения по телесной терапии, сказкотерапии, куклотерапии, изотерапии.
Это были и семинары-практикумы, и мастер-классы, и психологические игры в командах, игры-тренинги, кружки качества. Все виды работ благоприятно действовали на психологический фон педагогов, что способствовало развитию их профессионально, то есть на творческую активность, на раскрытие внутреннего потенциала каждого педагога, на создание обратной связи в процессе работы и анализу полученного опыта. Все виды работ были направлены на повышение профессионального мастерства наших педагогов.
Результатом моей работы являлось пробуждение у педагога интереса к особенностям своей “Я-концепции” и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений.
Так же хочется отметить роль педагога-психолога в реализации способности педагога к сотрудничеству. То есть, для повышения уровня психологической компетентности педагога, необходимо и уметь формулировать свою точку зрения, и слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений. Что немало важно было в нашем инновационном проекте, так как для решения поставленных задач нами проводились совместные мероприятия с нашими сетевыми партнерами. Такие как мастер-классы, круглые столы, вебинары, игры-тренинги, методы интерактивного обучения. Все эти мероприятия носили обучающий характер для наших педагогов. И психологическая готовность принять или поделится информацией очень важна. И моей основной задачей было подготовить педагогический коллектив к новой социальной ситуации, направленной на инновационный проект. Участвуя в инновационном проекте, педагог-психолог и сам осваивает современные эффективные технологии и совершенствует модели своей деятельности.
Подводя итог, хочется отметить, что роль педагога-психолога в составе творческой группы, работающей над инновационным проектом достаточно значительна, так как инновации всегда приводят к изменениям психологического состояния у всех участников образовательного процесса. И педагог-психолог способен оказать моральную поддержку каждому педагогу в индивидуальном порядке: помочь преодолеть страх перед участием в проекте, снять эмоциональное напряжение, придать уверенности в себе и безусловно оказывать содействие в создании условий, которые способствуют тому, что педагоги захотят что-либо поменять в своей работе.
Автор-педагог-психолог
МАДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад №176 «Карандаш» Дубина Марина Владимировна