Татьяна Железнова
Важное значение диагностики в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности, цели и задачи психолого-педагогической диагностики ребенка дошкольного возраста
Весь комплекс методов, направленный на педагогическую диагностику развития ребенка раннего возраста, имеет большое значение в образовательной программе. Общая направленность такого исследования состоит в том, что ученик получает возможность самостоятельно планировать образовательный процесс.
Публикация «Важное значение диагностики в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Преподавателю педагогическая диагностика в индивидуальной оценке развития ребенка дает выявлять трудности своих подопечных как в области изучения предметов программы, так и в психологическом плане, что позволяет своевременно оказывать необходимую помощь.
Педагогическая диагностика ребенка
Психолого-педагогическая диагностика уровня развития ребенка помогает в оценке эффективности программы, по которой ведется обучение. Особенно ценно это в том плане, что становится возможна объективная оценка и сравнение текущих и финальных результатов для любых видов образовательных программ.
Своеобразие педагогической диагностики личности ребенка состоит в том, что такой метод не только выявляет психологические изменения, но и помогает сформировать условия, благоприятные для развития и становления характера.
Особенности данной диагностики :
Нацеленность диагностики сугубо педагогическая, она ориентирована на получение принципиально новой информации, основанной на анализе и интерпретации результатов исследования. Область применения этих данных — улучшение качества образовательного процесса и развитие личности ребенка.
Она предоставляет практически полезные данные о качестве педагогической работы преподавателя.
Методы ее осуществления органично вплетаются в образовательный процесс.
Она позволяет улучшить контроль и оценку учеников, а средства, при помощи которых осуществляется педагогическая диагностика ребенка, схожи с традиционными методами обучения, используемыми на постоянной основе.
Комплекс диагностических мероприятий должен охватывать полученный опыт, текущие реалии и временные перспективы. Правильная оценка ресурсов ребенка очень важна, как и правильная ориентация, определение роли в учебном процессе.
Педагогическая диагностика ребенка
Основываясь на полученной информации, можно сформулировать цели, задачи и функционал психолого-педагогической диагностики ребенка раннего возраста:
Реализовать подход к образованию, основанный на индивидуальности и неповторимости каждой личности.
Давать верную оценку профессиональной деятельности учителя.
Минимизировать педагогические просчеты.
Стимулировать ребенка к получению дополнительного образования, в том числе собственными силами.
Создать благоприятные условия для саморазвития детей.
Дать возможность оценивать эффективность действий педагога.
Методы обследования ребенка в процессе педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика ребенка в ДОУ — это комплекс средств и методов, позволяющих получить обратную связь о процессе обучения, а также весь необходимый объем информации о качестве и успешности деятельности педагогов.
Есть ряд критериев, которым должны соответствовать методы диагностики ребенка :
информация о результатах педагогического процесса должны быть объективной, вне зависимости от субъекта исследования;
данные должны быть обоснованы, только так можно определить действительный показатель умений и навыков;
возможность использовать инструменты диагностики в самых разных условиях, что позволяет получить достоверные результаты;
полученная информация должна быть максимально показательна и давать объективное представление об уровне развития.
Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:
1. физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;
2. психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;
3. социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);
4. дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).
На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой, в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей:
Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.
Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.
В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).
И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики.
Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна педагогу : чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.