Матвиенко светлана
Консультация «Ваш ребенок — будущий первоклассник!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок – будущий первоклассник!
Матвиенко С. А.
Учитель-логопед
Поступление в школу важный, знаменательный момент для ребенка и его родителей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным учеником. Поэтому основной целью рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи. Очень часто, когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. Часто родители не обращают внимание на то, что ребёнок не умеет грамматически правильно оформить предложение, построить фразу, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе.
Публикация «Консультация „Ваш ребенок — будущий первоклассник!“» размещена в разделах
Чтобы избежать эти трудности, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:
Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.
Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имё н существительных: -и, -ы (стол–столы, плащ–плащи, -а, -я (дом–дома, глаз–глаза, дерево–деревья, стул–стулья, с изменением слова (лоб–лбы, рот–рты, пень–пни, ухо–уши, не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).
Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой–большая, голубой–голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т. к. являются наиболее трудными для ребёнка.
Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительных. Игры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т. д.).
Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т. к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со, из-под, из-за, к, от, по и т. д.
Помимо навыков словоизменения, ребё нку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова:
Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос–носик–носище, комар–комарик–комарище, дерево–деревце, перо–пёрышко, глаз–глазище).
Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр-тигрёнок, заяц–зайчонок, медведь–медвежонок, лев–львёнок, овца–ягнёнок)
Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.).
Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка).
Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т. д.).
Прилагательные, образованные от существительных (дерево–деревянный, пух-пуховый, глина–глиняный, дуб–дубовый).
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:
1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т. д.
3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом, например: «Ваза стоит на столе.»
4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим, постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на, ка-ран-(даш, кар-тош-(ка) и др.
7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком : утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т. д. ; с первым согласным звуком : кошка, шуба, зонт, лента и т. д.)
9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.
10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале, в слове «миска» (в середине, в слове «нос» (в конце)».
12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т. е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак, и а л с (лиса, с о т л (стол, о к ш к а (кошка).
Эти задания и игры помогут развить речь ребёнка, обогатить его словарный запас и послужат неплохой базой для успешного обучения в школе.
Список используемой литературы:
1. Жукова Н. С., Мастюков Е. Н., Филичева Т. Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990 год.
2. Селевёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М. : Просвещение, 1987 год.
3. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М. : Школа - пресс, 1999.