Елена Андрющенко
Консультация «Первоклассник — новый этап в жизни ребенка и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Первоклассник - новый этап в жизни ребенка. и семьи
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным «испытательным сроком» для родителей. В этот период именно от родителей требуется максимальное участие в жизни ребенка.
Публикация «Консультация „Первоклассник — новый этап в жизни ребенка и семьи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Темочки
В первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап, родителям необходимо знать и учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с начала обучения в школе. Учеба требует от ребенка мобилизации всех его интеллектуальных и физических сил. Дети не сразу усваивают другие правила поведения, новые условия общения в коллективе сверстников и с учителями.
Необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация к школе имеет две стороны: физиологическую и социально-психологическую.
Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, Организм ребенка проходит через несколько этапов.
Первые 2-3 недели являются периодом «острой адаптации», когда на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем. В результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится-от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассников. Многие родители недооценивают сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Но именно в это время дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Поэтому нужно, по возможности, снизить для детей психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше проводить дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить 2-часовой сон. Также нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне. И конечно, важно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенку важно чувствовать, что дома его любят и уважают и всегда готовы помочь.
Социально-психологическая адаптация. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 6 (7) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик».
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. Все, что имеет отношение к учебе, теперь становится значимым, а все остальное становится второстепенным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника» : чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период кризиса 6(7) лет интеллектуальное развитие ребенка, его резвившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) ·может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет негативно влияет на развитие самооценки ребенка, уровень его притязаний.
Эта особенность психологии детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является без оценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим ребенком : замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких детей не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им. Родители таких детей могут столкнуться с их нежеланием ходить в школу, жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит. Необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы, показать ребенку, что вы его понимаете, сочувствуете ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем обсудите, как можно исправить положение, завести друзей и завоевать симпатии одноклассников.
Самый важный результат помощи ребенку в период адаптации к школе - это положительное отношение к учебе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе. При таком подходе учеба будет приносить детям только радость.