Пидзамкив Ирина
Вариант рабочей программы для дошкольников от 5 до 7 лет «Страна Югория» образовательная область познание
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы : обогащениение кругозора, посредством ознакомления с родным краем. Формирование познавательной мотивации и познавательных действий. Воспитание в детях дошкольного возраста чувства любви и уважения к большой и малой Родине.
Задачи:
• Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ханты-Мансийского округа в частности Сургута;
• Формировать мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к своему народу и его истории;
Публикация «Вариант рабочей программы для дошкольников от 5 до 7 лет „Страна Югория“ образовательная область познание» размещена в разделах
• Формировать знания о коренном населении (ханты, манси, их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;
• Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире;
• Развивать познавательную и эмоциональную активность, заинтересованность, самостоятельный поиск ответов на вопросы, делать самостоятельные выводы;
• Развивать речь, как средство общения, побуждать высказываться, рассуждать, умение вести диалог.
• Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.
• Создавать детям возможность радостного и содержательного проживания эти годы;
• Повысить уровень заинтересованности, эффективности совместной деятельности педагог-ребенок- родитель;
• Реализовать региональный подход;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход в организации образовательного процесса. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей согласно требований ФГОС.
• Познавательное развитие : занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры, викторины.
• Социально-коммуникативное развитие: дидактические, сюжетно-ролевые игры; экскурсии.
• Речевое развитие: чтение сказок, стихов, легенд; рассматривание иллюстраций.
• Художественно-эстетическое творчество: рассматривание репродукций произведений живописи. Слушание музыкальных произведений в соответствии с темой.
• Физическое развитие: подвижные игры, развлечения, спортивные праздники.
Психолого- педагогические ориентиры:
Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности
в собственных возможностях и способностях.
• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.
Новизна и современность:
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является технология проектной деятельности, посредством которой реализуется данная программа.
Проектная деятельность включает в себя:
• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
• целенаправленную детскую деятельность;
• формы организации и взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
Познавательно – исследовательские экспедиции, с детьми от 5 до 7 лет, системно познакомят дошкольников с родной страной, с малой родиной – Югра, с миром природы; разовьют у дошкольников важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщать. Эти экспедиции помогут сформировать у дошкольников реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение ко всем живым существам.
Особенности организации работы по примерной программе :
Тип программы : образовательная. Образовательная : область познавательное развитие. Форма реализации программы : подгрупповая, фронтальная.
Возрастная направленность: старший дошкольный возраст. Продолжительность реализации программы : два года.
Реализация рабочей программы «Страна Югория» для детей 5-7 лет рассчитана на 2 года.
Занятия – «экспедиции» проходят 1 раз в неделю во второй половине дня в течение учебного года, с 1 сентября по 31 мая, исходя из принципа сезонности, постепенного усложнения содержания образования от группы к группе. Продолжительность занятия-экспедиции в зависимости от возрастных особенностей детей составляет 25-30 минут, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Основные организационные формы и методы:
• занятия-экспедиции;
• целевые прогулки;
• экскурсии, в т. ч., виртуальные экскурсии;
• наблюдения;
• тематические выставки;
• викторины;
• презентации;
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проектная деятельность;
• моделирование проблемной ситуации;
• использование сказочного героя;
• опыты и экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• рассматривание картин, иллюстраций;
• чтение художественной и познавательной литературы;
• праздники, развлечения;
• слушание;
• динамические паузы;
• сотрудничество с социальными партнерами МУБК ЦБС городская библиотека №3, историко-культурные центры города, детская школа искусств им. Кукуевицкого, МБУЗ «Центр медицинской профилактики».
Ожидаемый результат:
• имеют первоначальные представления о родном крае ХМАО-Югра, как части России;
• умеют находить на географической карте территорию Югры, как региона России;
• знают и отличают государственную символику России, ХМАО-Югры (герб, флаг, гимн);
• имеют представление о городах ХМАО-Югры;
• имеют знания о родном городе;
• знают названия улиц родного города;
• имеют представление о культурно-исторических центрах.
• имеют представление о достопримечательностях города;
• имеют представления об основных отраслях производства в городе, профессиях людей, работающих в этих отраслях;
• имеют представления о природе родного края (климатические условия, растительный и животный мир);
• имеют представление о значении реки Обь в жизни людей, флоры и фауны округа;
• имеют представления о жизни и быте коренных жителей края;
• имеют первоначальные представления о экологически грамотном поведение в природе;
• имеют представления о спортивных состязаниях коренных народов Югры;
• имеют положительный эмоциональный настрой, устойчивый интерес к новым знаниям.
• сформированы дружеские взаимоотношения между детьми.
У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.
Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. Дети смогут задавать вопросы, доказывать, рассуждать, проявлять инициативу с целью получения новых знаний, быть активными в беседе, пополнится словарный запас.
Оценочные средства:
• технология оценки «Портфолио» : изучение продуктов детского творчества, домашних и групповых работ- рассказов, писем героям тем проживания, рисунков. Достижения (дипломы, сертификаты).
• Издание книг, журналов.
• Участие в конкурсах разного уровня (внутри ОО, городского, общероссийского масштаба и др.)
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" Статья 18. Дошкольное образование. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Каждый педагог заинтересован в тесном сотрудничестве с семьей, тем более, что без родительского участия эффективный процесс воспитания и образования невозможен.
Взаимодействие с родителями:
• консультации;
• информационные листки;
• буклеты;
• сбор информации;
• брошюры;
• информационный стенд;
• настольная демонстрационная система;
• библиотека для родителей;
• презентации;
• участие семьи;
• обратная связь- отзывы родителей.
Учебно-методический комплекс:
Печатные средства обучения:
• детская географическая карта;
• дидактический демонстрационный материал серия «Окружающий мир».
• таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;
• познавательная литература;
• серия методических пособий «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»;
• наборы открыток городов ХМАО.
Оборудование для проведения практических занятий:
• Компас, лупы, микроскоп;
• Гербарии, муляжи, коллекции минералов;
• Комплект лабораторного оборудования.
Технические средства обучения:
• мультимедийный проектор;
• персональный компьютер;
• интерактивная доска;
• принтер;
• музыкальный центр;
• телевизор;
• развивающие DVD и CD диски;
• презентации к занятиям.
Развивающие игры.