Жданкина Юлия
Варежковый театр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данная статья посвящена изучению возможностей использования варежкового театра в работе с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: театральная деятельность, варежковый театр, старшие дошкольники, задержка психического развития
Публикация «Варежковый театр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В современных педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения таких моделей и технологий образовательного процесса, которые предполагают активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, привлекательные для детей формы организации деятельности. А это значит, что использование элементов театрализации, импровизации в процессе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) становится все более значимым, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли [1].
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение [2].
В театрализованной деятельности с детьми дошкольниками с ЗПР используются приемы и упражнения, которые способствуют развитию и закреплению навыков мелкой моторики, психических процессов, повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, повышают эмоциональную активность, что является основой в системе коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР. Хотя варежка- это тот предмет, который сопровождает ребенка с самого раннего детства, понятен ему и знаком. Но ребенок никогда не реализовал её, как театральную куклу. В этом и заключается чудо варежкового театра, так как ребенок выступает в роли творца. Он сам создает персонажа, сам прорабатывает характер и движение характерный этому персонажу, сам придумывает сюжетную линию. Ребенок выступает субъектом деятельности. Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе [4].
В группе ДОУ по плану один раз в неделю обязательно проводится вечер развлечений. В этот день во второй половине дня в специально оборудованном развивающем центре (театральном) проводятся театральные показы : варежковый, пальчиковый, кукольный, причем с обязательным участием детей. Сначала дети помогают, только манипулируют куклами. Детям всегда очень хочется манипулировать кукольным персонажем, но управлять перчаточной куклой им сразу не под силу. Для этого нужно уметь управлять тремя пальцами по отдельности, такие движения затруднительны. Сложности и при пересказе сказки, мало кто может повторить несколько предложений. В начале заучиваем сказку: читаем несколько раз, пересказываем вместе, заучиваем слова героев хором, рассматриваем последовательные сюжетные картинки, можно зарисовать то, что больше запомнилось, обсудить. Затем выбираются дети-герои сказок, которые рассказывают то, что запомнили, пытаются воспроизвести сказку полностью, имея перед глазами картинки по сказке. Воспитатель и дети помогают, подсказывают, если возникают затруднения. Репетируют все дети по очереди, получается 2-3 подгруппы, в зависимости от числа героев сказки. После таких репетиций приступают к показу сказки с куклами. Показывают каждая подгруппа отдельно. Перед показом делают массаж варежкой 1-2 минуты (без речевого сопровождения) и пальчиковую гимнастику [3].
Для театральных постановок в старшей группе детей с ЗПР отбираем доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы («Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Дружная семейка», «Кораблик», «Пых», «Смоляной бычок», «Жихарка» и др.). Длительность 5-10 минут.
Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти. Освоение движений пальчиковых кукол сразу для детей затруднительно. Так появились авторские варежковые куклы (герои сказок).
У кукол руки нашиты и в них пальчики не продеваются. Просовывается вся ладошка, нужно крутить ладонь в разные стороны, сгибать 2-е, 3-е фаланги, или основания четырех пальцев. Такие действия детям под силу, и они быстро учатся владеть такими куклами [2].
Таким образом, именно театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, и в частности с детьми с задержкой психического развития.
Список использованных источников литературы:
[1] Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников : 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.
[2] Кононова, Л. А. Театрализованная деятельность в работе с детьми с задержкой психического развития. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_4_2012/kononoval_a_teatralizovannaja_dejatelnost_v_rabote_s_detmi_s_z aderzhkoj_psikhicheskogo_razvitija/4-1-0-393 //(дата обращения 19.06.2021).
[3] Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2009. – 130 с.
[4] Петрова, Т. И. Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития / Т. И. Петрова, Н. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 55-58. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14874/ ( дата обращения: 21.06.2021).
[5] Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 2006 - 124с.