Елена Мерцалова
Экскурсия в русскую избу. Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в русскую избу.
В тихий вечерок в горенку!
Программное содержание:
1. Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи.
2. Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры.
3. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Познакомить с обрядом угощения и чаепития.
Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.
Оборудование: Домовенок Кузя-кукла. Русская Изба. Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар.
___
Ход занятия.
Публикация «Экскурсия в русскую избу, Конспект занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Домовенок Кузя приглашает детей к себе в гости.
Кузя: Здравствуйте, люди добрые! Честной народ заходи в мою горницу.
Воспитатель: Подожди, подожди ты что-то путаешь. В комнату. А про горницу мы не знаем.
Кузя: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Все перечисленное сопровождается медленным показом). Заходите, люди добрые, ведь вы ко мне с добром!
Дети: С добром.
Кузя: Заходите, за стол проходите.
Воспитатель и дети рассматривают предметы в горнице. Воспитатель обращает внимание детей на колыбель.
Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.
Дети:
Баю-баю, баю-баю,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи Дуняша сладко. (И другие)
Воспитатель: Кузя, ты где? Надо же, пригласил нас к себе в гости, а сам исчез. Ребята, а вам нравится в горнице у Кузи. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.
Дети: Кузина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.
Воспитатель: Посмотрите, здесь много необычного, незнакомого нам. (Рассматривают). Я задаю вам загадки, а вы найдите ответ в горнице.
Новая посудина,
А вся в дырках.
Дети: Сито.
Воспитатель: Для чего нужно сито.
Дети: Моя мама муку сеет.
Воспитатель:
Великан в углу.
Дети: Печь.
Воспитатель:
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается.
(полотенце)
Есть ли таков, как Иван Рудаков,
Сел на конь, да и поехал в огонь.
(чугунок)
(Если дети затрудняются, воспитатель помогает им найти отгадку).
Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине – огонь да вода.
(Самовар)
Ребята, а для чего самовар нужен
Дети: Из самовара чай пьют.
Воспитатель: Правильно. С самовара чай попивали. Давай те и мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давай те по-старинному русскому обычаю сделаем.
В старину, прежде чем сесть за стол, руки обязательно мыли, рушником вытирали, при этом приговаривали: (воспитатель моет руки)
Я вымою рученьки, нежные и белые,
Чтобы личико белело,
Чтобы солнышко хотело:
Меня чаем угостить
И за стол посадить.
(Все моют руки, вместе произносят слова)
Воспитатель: А теперь, давайте за стол садиться. Мальчики пропускайте девочек, не спешите. Все делалось в старину медленно, с небольшим поклоном столу. (все садятся)
Воспитатель:
Спасибо тебе, солнышко лучистое
За хлебушек твой душистый,
За чай ароматный и мед сладкий.
Вот оказывается как раньше за стол садились.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Много лет тому назад в г. Туле изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары сохранились до наших дней. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические. Почти в каждой семье есть самовар. Дело в том, что чаепитие из самовара – это особый ритуал, объединяющий людей за тихим спокойным разговором.
Ребята посмотрите на наш стол и скажите: с чем любили пить чай в старину?
Дети: Чай пили с вареньем, сушками, пряниками, калачами.
Воспитатель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах. (раcсказ сопровождается показом). А вы хотите попить чайку, как в старину пили.
Дети: Хотим попить чайку.
Занятие заканчивается чаепитием.