Ольга Брунцева
Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
В. А. Сухомлинский.
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является физкультурно - оздоровительная. Всем известно, что физкультурно-оздоровительная работа включает в себя несколько компонентов, одним из которых является организация правильного питания детей.
Публикация «Система работы по реализации программы „Разговор о правильном питании“» размещена в разделах
Для того, чтобы ребенок гармонично развивался, он, конечно, должен быть здоров. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней жизни, а также от режима питания. Давно известен тот факт, что неправильное питание не только нарушает нормальное течение процессов роста и развития детей, но и способствует возникновению многих заболеваний. Очень хорошо сказал о роли питания виднейший специалист в этой области академик А. А. Покровский:
«Питание является основным фактором внешней среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма».
Правильное рациональное питание удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам.
Программа «Разговор о правильном питании»(М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой)предназначается для реализации следующих воспитательно-образовательных задач :
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- формирование представлений о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей дошкольного возраста.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста;
- научная обоснованность – содержание программного материала базируется на данных исследований в области питания детей;
- практическая целесообразность – содержание отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания дошкольников;
- динамическое развитие и системность – учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям дается только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в жизни и который имеет для них практическую значимость;
- модульность структуры – учебно-методический материал может использоваться на базе дошкольных образовательных учреждений как в кружковой работе, так и на занятиях по познавательному развитию, экологии и других, т. е. подразумевается интеграция во все виды детской деятельности;
- культурологическая сообразность – в содержании программного материала учитываются исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
- социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семьях дошкольников;
- вовлеченность в реализацию тем программы родителей детей.
Наше ДОУ работает по программе «Разговор о правильном питании» с 2003 года. Эта работа осуществлялась поэтапно:
1 этап - изучение программы, дополнительной методической литературы, разработка перспективных планов работы с детьми и родителями:
1 – выбор координатора по внедрению программы, творческой группы;
2 – разработка перспективного плана работы с детьми и родителями;
3 – организация развивающей среды: создание в группе уголка «На улице Сезам», оформление уголка для родителей; изготовление и оформление дидактических, настольно-печатных игр и пособий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
4 – разработка диагностики и анкет для детей и родителей;
5 – выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта;
6 – организация сотрудничества с родителями и другими структурами д/с (медицинская служба, повара, психолог и т. д.).
2 этап – практическая работа с детьми по программе, целью которой являлось знакомство детей с полезными продуктами питания, их витаминной ценностью для растущего организма; формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; соблюдение правил правильного питания.
Важно то, что мы решили работать по программе «Разговор о правильном питании» не только с детьми старшего возраста, но и с малышами, т. к. именно младший возраст, как известно из психологии, сензитивный, благоприятный период для начала работы. Поэтому несколько тем из программы были адаптированы непосредственно для младшего и среднего дошкольного возраста: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»; «Напитки для детской компании»; «Молочные реки, кисельные берега».
«Овощи – самые витаминные продукты».
По данным темам воспитатели младшей и средней групп, разработали и провели комплексные занятия с детьми.
Воспитатели младшей группы провели занятие «В каше сила наша», в ходе которого ребята узнали, какие бывают каши, полезные свойства каши, сами приняли участие в приготовлении каши, улучшив ее вкусовые качества разнообразными вкусными и полезными добавками (вареньем, сухофруктами).
Педагог средней группы показала занятие «Овощи – самые витаминные продукты», на котором дети в игровой форме знакомятся с разнообразием овощей, их полезными свойствами; с блюдами, которыми можно приготовить из овощей.
Детям старшего дошкольного возраста предлагались для восприятия уже более сложные, развернутые темы: «Где найти витамины весной?»; «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»; «Каждому овощу свое время». После изучения этих тем, воспитателями был поставлен спектакль «Барсучья нора». Дети показали свои знания о полезных свойствах продуктов питания : овощей, фруктов, чая, булочек и др. ; о приготовлении булочек ( алгоритм приготовления: просеяли муку, замесили тесто, испекли в духовке).
Авторы программы предлагают использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, игровые методы должны быть основой организации обучения по программе, т. к. они обеспечивают условия для активного включения детей в процесс
обучения и стимулируют активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Можно выделить следующие формы организации работы с детьми :
- сюжетно-ролевые игры;
- игры с правилами (конкурсы, викторины и др.);
- театрализованные игры;
- составление рассказов по картинкам;
- проекты и др.
Основная работа с детьми ведется на кружке «Поваренок», для которого разработан перспективный план. На занятия кружка приглашаются: - шеф-повар нашего д/с, которая учит детей этикету, сервировке стола; проводит с детьми практические занятия;
- руководитель изостудии (педагог дополнительного образования, под руководством которой дети изготавливают поделки, рисунки, аппликацию закрепляя полученные ранее знания («Дорого яичко к Христову дню», «День рождения Зелибобы», панно из тестопластики, рисунки).
Одной из форм работы являются проекты.
В рамках программы с детьми старшей группы реализовали проекты «Мы сажали огород, чтобы сытым был народ», в ходе которого дети познакомились из чего и как выращивают овощи, с их разнообразием, полезными свойствами, блюдами, которые можно из них приготовить; «Каша-здоровье наше», «Овощи, ягоды и фрукты - витаминные
Чтобы результаты проводимой работы были более эффективными, необходимо взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями. Мы применяли анкетирование родителей; консультирование по интересующим их вопросам, свои рекомендации по организации правильного рационального питания давали старшая медсестра, шеф-повар на заседаниях клуба для родителей «Семейное кафе».
3ЭТАП – заключительная диагностика, обработка полученных результатов и разработка перспектив.
Таким образом, работая по программе «Разговор о правильном питании, мы с коллективом пришли к единодушному мнению, что это интересная, своевременная программа, которая позволит вырастить поколение, ориентированное на здоровый образ жизни, так как именно в дошкольном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого.
Большой плюс программы в том, что она предполагает взаимодействие с другими структурами детского сада, ее можно интегрировать во все виды деятельности детей (все виды занятий, игры, самостоятельная деятельность, продуктивные виды деятельности и т. д., адаптировать для детей любого возраста.
Мы планируем и в дальнейшем работать по этой программе.