Тамара Медведева
Досуг-развлечение в подготовительной группе «В старину, бывало, деды…» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 2555
Досуг – развлечение
в подготовительной группе № 1
на тему
«В старину бывало деды…»
Подготовили и провели :
Воспитатель Медведева Т. П.
Учитель-логопед Мелешкина С. И.
Музыкальный руководитель
Бондаренко Д. В.
Москва, 2013-2014
Сценарий досуга.
Тема. В старину бывало деды …
Публикация «Досуг-развлечение в подготовительной группе „В старину, бывало, деды…“ Видео» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Видео
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2014
Цель. Продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально- художественной деятельности с детьми в детском саду.
Программное содержание.
Образовательные задачи. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности людей, о видах искусства. Познакомить детей с историей старины.
Развивающие задачи. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания. Учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, танцевальные движения).
Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к искусству родного края, старины и декоративно-прикладному искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Коррекционные задачи. Развивать интонационную выразительность речи.
Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями. Обогащение словарного запаса детей. Учить понимать образный смысл загадок, небылиц. Ориентировка на листе бумаги, в пространстве.
Продолжать формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребёнком.
Предварительная работа.
Экскурсия в школьный музей «Русская изба». Рассматривание картин, строений деревенских изб, предметов народного быта.
Беседы о жизни русского человека в далекой старине. Знакомство с разными видами народной росписи (дымковской, хохломской, городецкой росписью, с гжелью).
Работа с произведениями малых фольклорных форм (дразнилок, потешек, частушек, небылиц).
Разучивание народных подвижных игр.
Оборудование.
Атрибуты к сказке «Курочка Ряба» : домик, русская печь, сундук, яйцо, костюмы в русском стиле; Павловские платки, спицы; деревянные музыкальные инструменты; скатерть, дымковские игрушки, предметы, расписанные разными видами прикладного искусства. Презентация.
ТСО.
Ноутбук, проектор для показа слайдов, музыкальный центр.
«В старину бывало деды»
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие!
Девица: Веселья вам, да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждём – поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!
Припасли мы вам забавушек на всякий вкус, кому сказку, кому – правду.
Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило? Не тесновато ли?
Девица: В тесноте – да не в обиде (садятся на скамейку).
Хозяйка: Давным – давно жили бабы да деды.
Девица: А что они делали хозяюшка?
Хозяюшка: Бабы ведра на коромыслах из колодца носили. Печь топили, да пироги пекли. А деды овец пасли, да дрова кололи, на охоту ходили. В старину бывало деды усядутся на завалинке и внучатам загадки загадывают, а знаете ребятушки, откуда загадки взялись?
Девица: Родились загадки давно, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что дерево и трава понимают человеческий язык.
Хозяюшка: И для того, чтобы природу обмануть, да друг друга понимать придумали пастухи, да охотники «тайный язык». Медведицу, например, называли «коровой», а корову –«рыкулой», молнию – турицей, а гром – «туром». Вот из этой тайной речи и родились когда – то загадки.
Девица: А вы любите загадки загадывать?
Дети загадывают загадки.
1 ребё нок: Не княжеской породы, а ходит
Не ратный ездок, с короной, с ремнем на ноге.
Не сторожем стоит, а всех рано будит.
2 ребенок: Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает,
Людей с ног сбивает, слышишь его. Да не видишь его.
3 ребенок: Пляшет – скачет крошка, а всего одна ножка,
Как устанет- в угол станет.
4 ребенок: Маленькая собачка, свернувшись лежит,
Не лает, не кусает и в дом не пускает.
5 ребенок: Принялась она за дело, завизжала
И запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб.
Хозяюшка: Молодцы, ребятушки. А в старину бывало и хороводы водили.
Девица: А у нас ребята тоже умеют хоровод водить.
Хоровод «Пойду ль, выйду ль я».
Хозяюшка: Ребятушки дорогие, не хотите ли вы сказочку послушать? Жили – были дед да баба, была у них курочка ряба,
Снесла курочка яичко – не простое – золотое (катит яйцо по полу, выходит баба зевает и видит яйцо).
Баба: Эй, старик, проснись скорее.
Дед: (из дома) Волки что ли у дверей,
Ты чего шумишь старуха.
Баба: Да смотри чего нашла?
Наша курица – несуха под кустом яйцо снесла.
Да яйцо – то не простое, а гляди – ка – золотое (дед выходит из дома).
Дед: Ну снесла, какое дело, что ты, баба, обалдела? (смотрит)
Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатеем.
Баба: Погляди, глядит, как жар.
Дед: Не случился бы пожар?
Баба: Ой, горит, слепит глаза. Чудеса!
Дед: Чудеса! (стук в дверь).
Дед: Ой, стучится кто – то в дверь, яйцо в сундук запри скорей.
Баба: Нету дома никого, ишь, соседей, как назло
Ненароком принесло.
Баба: В среду в город я поеду
Богатеев много там
Им яичко я продам,
Как дадут мне денег груду
Накидают мне рублей
Сапоги себе добуду и сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я, разных юбок 40 штук.
Шаль куплю я голубую, до краев набью сундук.
Дед: Что ты мелишь небылицы
Ишь, сыскалась молодица.
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты –
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты и беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем, что ты старый, не болтай.
Мы живем других не хуже.
Для чего нам этажи –
И за эти за беседки засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба: Да уймись ты, не кричи.
Чугуны гремят в печи,
Ох, не мил мне белый свет.
Дед: Я хозяин, или нет?
Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось, всё куда – то подевалось.
Дед: Ну чего ж мы затужили, от чудес одна беда,
Будем жить, как прежде жили и работать, как всегда.
Баба: И шубенку можно справить и подправить можно там.
Дед: Только – то видать надежно, что даётся нам с трудом.
Открывай старуха дверь, что нам прятаться теперь.
Пляска старухи и старика.
Хозяюшка: В старину бывало деды, любили небылицы рассказывать.
Дети рассказывают небылицы.
1ребё нок: Федул, что губы надул?
2 ребенок: Кафтан прожёг.
1ребенок: Можно зашить.
2ребенок: Да шилы нет.
1 ребенок: А велика ли дыра – то?
2 ребенок: Один ворот остался.
Девица: Хозяюшка, а что такое небылицы?
Хозяюшка: Небылицы – это большие проказницы, да забавницы. В них может быть всё, даже то, чего никогда не бывает… Кажется, что им всё разрешено, хоть весь мир вверх ногами перевернуть. Небылицам запрещается только одно – быть нескладёхами, да неряхами.
Девица: А давайте поиграем в небывальщину.
Лиса по лесу бежала
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Ее хвост отдать просила.
Из – за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
1 команда: Дело было в январе
Первого апреля.
2 команда: Сухо было во дворе
Грязи по колено.
1 команда: Шёл высокий гражданин
Низенького роста.
2 команда: Он высокий, без волос
Тоненький, как бочка.
1 команда: Ехала деревня мимо мужика.
2 команда: Вдруг из – под собаки лают ворота.
1 команда: Выхватил телегу конь из – под кнута.
2 команда: И давай дубасить его ворота.
1 команда: Крыши испугались, сели на ворон.
2 команда: Избы убежали из деревни вон.
Вместе: Чепуха, чепуха, небывальщина
Чихи – чихи, ха – ха – ха!
В самом деле чепуха! (свободная пляска)
Хозяюшка: Вижу, хорошо вы умеете небылицы рассказывать.
Девица: Хозяюшка, а в чем в старину деды ходили.
Хозяюшка: В старину бывало деды лапти любили носить.
А бабы сами ткали ткань и из нее шили для всей семьи одежду. И наши девочки тоже умеют вышивать.
Танец девочек «Хоровод»
Наши девочки вышивали салфеточку под городецкую роспись, и хотят подарить детскому саду, а мальчики – добры молодцы выжигали доску под гжель и расписали, тоже хотят сделать подарок детскому саду.
А у нас и мамочки рукодельницы: кто –то вышивал, кто – то из них вязал, расписали подносы и доски разными узорами.
Про некоторые виды народного промысла расскажут дети.
Хохломская роспись.
Это настоящая хохломская роспись. На деревянную посуду намазывают жидкую глину, чтобы дерево краску не впитывало, просушивают, опускают в льняное масло и прогревают в печи. Потом серебрят и расписывают жёлтыми, красными, чёрными, зелёными цветами.
Городецкая роспись.
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. В этой росписи всегда рисуют букеты цветов, напоминающие розы, купавки, ромашки. Используют яркие цвета и получают расписные деревянные изделия.
Дымка.
Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Всю зиму женщины Дымкова лепили игрушки для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями игрушка, то в уточку, то в петушка, то в конька. Потом их обжигают в печи, разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать их. Узоры простейшие: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки … Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, синие, оранжевые, жёлтые.
Девица: А что ещё, хозяюшка, любили в старину бабы и деды.
Хозяюшка: В старину бывало деды сядут на скамейку да и песни поют, забавляются. А то и на самодельной дудке играют, да на ложках постукивают.
Девица: А вы, ребята, умеете забавляться, да на инструментах играть.
Ребенок: Звонкие, резные ложки расписные,
От зари до зари веселитесь, ложкари.
Игра на инструментах «Светит месяц».
Игра «Горелки».
Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом – образуют колонну. Впереди колонны – водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны. Задача игроков – увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе с пойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки – они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.
Хозяюшка: Счастья вам, ребятушки.
Девица: Здоровья большого.
Вместе: До новых встреч.