Дудникова Татьяна
Схема самоанализа ООД
▼ Скачать + Заказать документы
Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное развитие. Но если оценка занятия с детьми, которое провел другой педагог, не составляет труда, то самоанализ организованной образовательной деятельности (далее - ООД) вызывает у воспитателей затруднения. С чем это связано? Одна из главных причин в том, что воспитатель в данном случае не внешний наблюдатель, а участник, он находится внутри процесса.
Публикация «Схема самоанализа ООД» размещена в разделах
Вторая причина - необходимость ежедневно говорить просто, чтобы понимали дети. В результате не всегда получается переключиться на деловой стиль речи и профессиональную терминологию. Педагогам мешает психологическая инерция - привычка действовать стандартно в типовых ситуациях.
Еще одна причина - воспитатели боятся неправильно использовать термины, т. к. терминология в сфере образования в последнее время постоянно обновляется. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они задают на педагогических сайтах, где есть обратная связь.
Методисты, старшие воспитатели и педагоги используют разные схемы анализа ООД. Какую из них выбрать? Рассмотрим схему, которая поможет воспитателям сделать выводы в условиях ограниченного времени.
Данная схема самоанализа соответствует структуре ООД. Благодаря этому воспитатель может установить взаимосвязь между ее структурными компонентами, оценить их целесообразность и эффективность.
Ребенок познает мир, развивается, социализируется, приобретает определенные личностные качества в ходе деятельности. Поэтому и структура ООД будет примерно такой же, как структура деятельности человека в общем смысле:
Потребность – мотив – цель – средства - процесс – результат
Воспитатель так организует образовательную деятельность, чтобы ребенок, исходя из своих потребностей и мотивов, совместно с ним поставил цель, выбрал средства, осуществил деятельность, получил результат и осмыслил его.
В отличие от схем анализа, в которых рассматриваются отдельно различные аспекты без привязки к этапам ООД (формы и методы, организация развивающей предметно-пространственной среды, стиль общения педагога с детьми и пр., такая схема представит занятие целостно и даст больше информации для понимания замысла педагога и качества его реализации. Это будет не пересказ основных моментов, а именно анализ.
В начале анализа воспитатель озвучивает цель ООД и ее задачи. Далее объясняет, как поэтапно воплощалась идея занятия. Предлагаемая схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог использует в качестве ориентиров. С их помощью он определяет достоинства и недочеты ООД.
Некоторые вопросы можно включить в анализ любого из этапов ООД. Например, вопрос о создании ситуации успеха и психологического комфорта или вопрос об использовании диалоговых форм.
Данная схема удобна тем, что любой вопрос легко трансформируется в ответ или начало ответа - отправную точку - для построения связного высказывания о каком-либо аспекте анализируемого этапа. Это облегчает задачу воспитателя при самоанализе ООД.
Например:
Была ли цель привлекательна для воспитанников?
- К сожалению, не для всех детей поставленная цель оказалась привлекательной. Два мальчика не проявили интереса к организованной дея-тельности и захотели играть с машинками. Только во второй половине занятия они присоединились к остальным. Считаю, что нужно более тщательно продумывать этап мотивации и постановки цели, использовать другие приемы, чтобы в следующий раз вся группа была увлечена общим делом.
- Осуществлялась ли в ходе самостоятельной работы педагогическая поддержка? Каким образом?
- В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять педагогическую поддержку через подсказку, похвалу, подбадривание, тактильный контакт. Двоим воспитанникам оказывала практическую помощь, так как у них низкий уровень развития моторики по сравнению с другими детьми. Но вместе мы достигли желаемого результата.
Все этапы ООД должны быть целесообразными, т. е. соответствовать цели. Анализ этапа рефлексии - один из самых сложных. Как понять, насколько рефлексия ООД соответствовала цели? Существует несколько вариантов:
- обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;
- обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;
- выявить ценность полученного нового знания, умения;
- провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;
- выявить перспективы и новые возможности. Например, если цель ООД – сформировать навык, то в ходе рефлексии педагог обсуждает с детьми результаты деятельности, сравнивает их с замыслом: «Получилось ли у нас все так, как мы задумали в начале занятия?».
Если цель заключалась в развитии взаимодействия между детьми, то следует обсудить именно процесс деятельности и взаимодействие между воспитанниками в этом процессе: «Дружно ли вы работали? Кто и как помог товарищу? Удалось ли вам договориться?».
Если воспитатель планировал сформировать или закрепить какое-то знание и донести до воспитанников его ценность, то он обсуждает, где и как в жизни дети будут его применять (например, правила дорожного движения).
Если воспитатель стремится развивать воображение и умение планировать, то в итоге ООД стоит поговорить с детьми о перспективах деятельности: «А как еще можно.? Что можно было бы добавить к.? Что ты будешь делать в следующий раз. ?».
Кроме того, в работе с детьми всегда следует фиксировать внимание на эмоциональной составляющей совместной деятельности. Это важно для формирования положительной самооценки ребенка, его самоутверждения.
Таким образом, с помощью предлагаемой схеме самоанализа ООД воспитатель покажет целесообразность всех ее этапов и определит, достигнута ли поставленная цель. Главное, что вывод будет подкреплен аргументами (развернутыми ответами на вопросы, а педагог продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы организованной им образовательной деятельности.