Департамент труда и социальной защиты
В особых семейных центрах развивают коммуникативные навыки ребят
▼ Скачать +Заказ
Умение общаться с окружающими необходимо для гармоничной жизни в обществе. Навык формируется в раннем возрасте, но не всем ребятам, особенно с ограниченными возможностями здоровья, этот процесс дается легко. Как специалисты помогают развить способности, рассказывает педагог-организатор особого семейного центра «Дом Детей» Владимир Ильин.
2243370-11
Сформировать навыки общения у ребенка с ограниченными возможностями здоровья — одно из приоритетных направлений работы специалистов особых семейных центров. На занятиях педагоги применяют современные методики, которые позволяют приобретать коммуникативный опыт. Но чтобы закрепить полученные знания, необходима практика.
Публикация «В особых семейных центрах развивают коммуникативные навыки ребят» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В особый семейный центр «Дом Детей» часто приходят волонтеры, артисты и просто неравнодушные люди. С ребятами играют, проводят мастер-классы, танцуют, поют и ставят интерактивные спектакли. Мальчики и девочки с особенностями развития посещают спортивные праздники, ходят в кино, гуляют в парке. Все это вызывает большое количество положительных эмоций. Такая практика в центре — не просто развлечение. Новые впечатления помогают воспитанникам развивать коммуникативные способности.
«Одна из особенностей наших ребят — слабая познавательная активность. Чтобы их заинтересовать, нужно приложить усилия. Всё должно быть увлекательным: ожидание гостей, встреча, общение с ними, совместные занятия. К мероприятию всегда готовимся заранее: рассказываем, кто приедет, что будем делать, зачем», — объясняет Владимир Ильин.
Молчаливый и тихий Костя пришёл в центр вместе с бабушкой. Он боялся посторонних, с трудом шёл на контакт. Его не интересовали ни игрушки, ни представления приглашенных артистов. В «Доме Детей» мальчик начал посещать музыкальные занятия. Каждый урок — праздник, где сочетаются мелодии и логоритмические игры.
Занятия часто проходят в группе, воспитанники знакомятся друг с другом, общаются. В течение нескольких месяцев мальчик привыкал, потом определился с любимыми инструментами – и вскоре начал улыбаться. Слыша звуки музыки, Костя проявлял интерес, подходил ближе к их источнику. Спустя полтора года он с удовольствием стал включаться и в другие коллективные игры.
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития смена обстановки необходима. У Арины индивидуальная программа реабилитации, в которую входят занятия с дефектологом, лечебная физкультура и массаж. Девочка любит встречаться с гостями и смотреть кукольные спектакли, а при виде клоунов хохочет.
Летом Арина ездит в детский лагерь. Лес, чистый воздух, весёлые праздники и увлекательные игры — что ещё нужно ребёнку? Отдых и общение помогают Арине чувствовать себя лучше физически и психологически. Благодаря позитивным впечатлениям быстрее обучается, ведёт себя более активно.
«Любым детям нужны новые ощущения. Наших ребят особенно важно научить быть любознательным: знакомить с разными видами времяпровождения, добавлять в жизнь яркие краски. Постепенно количество занятий переходит в качество, ребенок проявляет все большую увлеченность. В итоге расширяется его кругозор, развиваются и коммуникативные навыки, и другие полезные умения», — рассказывает Владимир Ильин.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.