Елена Суворова
В мире слов и звуков. Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте
«В мире слов и звуков. Загадочное письмо»
Программные задачи :
• Продолжать учить детей проводить фонематический разбор слов;
• Закрепить умение различать твердость и мягкость согласных;
Публикация «В мире слов и звуков, Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах
• Составлять предложения по заданной схеме, определять первое, второе, третье слово в нем;
• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Развивать внимание, логическое мышление;
• Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.
Ход занятия.
Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие необычное – к богатствам Страны Слов. Но прежде чем вести вас, я хочу выяснить: как вы понимаете слово «богатство»
Ответы детей
Сегодня я расскажу вам о богатствах русского языка. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Каждый день мы произносим и слышим множество знакомых и незнакомых нам слов, общаемся друг с другом. И сегодня я получила письмо и хочу вам его прочитать.
«Дорогие ребята! Меня заинтересовало ваше путешествие по Стране слов и звуков. Я тоже люблю русский язык. В нашем сказочном городе проводятся такие занятия и я часто там бываю, многому уже научился. Вы, наверное, тоже много знаете о словах и звуках? А мои задания выполнить сможете?
Ваш любимый сказочный герой.
P.S. а кто я, вы узнаете в конце вашего путешествия по стране слов. До встречи!»
А вот и первое задание нашего таинственного героя, которое покажет, как мы с вами владеем богатством родного языка – это игра «Кто больше?» Но прежде, чем мы начнем игру, я предлагаю вам обратить внимание на эти предметы (барабан, бабочка, бубен)
Давайте мы их назовем.
Что означает каждый предмет?
Произнесите названия этих предметов с выделением первого звука.
Чем близки по звучанию эти слова? (первым звуком – звуком «б»)
На звук «Б» в русском языке есть много замечательных слов. Сейчас мы с вами попытаемся произнести в игре «Кто больше?»
Итак, называем слова, которые начинаются со звука «Б» (за правильно названное слово давать звездочку)
Вот сколько много разных слов со звуком «Б» вы вспомнили и четко и быстро произнесли.
А попробуйте четко и быстро произнести скороговорку: «Пошла Поля полоть в поле».
Повторить ее надо три раза: первый раз – медленно, второй – быстрее, третий раз – очень быстро.
Сначала произнести всем вместе, затем спросить несколько детей.
А сейчас я приглашаю всех вас на опушку леса.
Выставить картину
Что вы видите на этой картине? (если увидят девочку, то дать ей имя)
Попробуем составить предложения с названными словами. Но сначала скажите мне, что такое предложение?
Какие бывают предложения? (короткие и длинные)
Используя сюжеты картины «Лисята-братья» составьте предложения, в которых должно быть только три слова, не больше и не меньше.
Дети называют свои предложения. Одно предложение разобрать вместе с детьми, составить схему.
Вот как много предложений, состоящих из трех слов вы составили. Молодцы, с заданием справились успешно.
А сейчас предлагаю всем отдохнуть и немного размяться.
Физминутка
Расцветает луг зеленый,
Раскудрявились леса.
Держат радугу в ладонях
Голубые небеса.
Теплым солнышком согреты
Загорелые ветра.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Нашей радости пора. Руки в стороны – потянулись
Сверху волновыми движениями вниз
Руки перед собой ладошками вверх
Руки вверх
Наклоны туловища влево-вправо
Руки на поясе
Прыжки на месте
Хлопки в ладоши
В предложениях, которые вы составили, очень часто звучало слово «лиса». Давайте его разберем.
Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. А сколько звуков в слове «лиса»? Назовите первый, второй, третий, четвертый? Давайте выложим схему слова «лиса».
Дети работают самостоятельно, выкладывают из фишек схему слова. Вместе с детьми проверить у доски.
Логоритмическое упражнение со словами и движениями.
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает. Ходьба по кругу «вперевалочку»
Двумя руками влево-вправо
Нарисовать руками дупло в воздухе
Имитировать движение
Имитировать движение
Погладить себя по животу
Отмахиваться от пчел
Отталкивать от себя
Руки в стороны и к щекам
Погрозить пальцем
Ходьба по кругу «впервалочку»
Ладошки сложить под щечку
Помахать руками
Оказывается со словами можно выполнять движения и у вас это здорово получилось.
А сейчас попробуем поиграть в игру «Найди двух братцев». Как вы думаете, о каких двух братцах идет речь? (мягкий и твердый звуки)
Кто их может назвать? (т – ть)
Фишкой какого цвета мы обозначаем твердый звук? Мягкий?
Искать братцев в начале слова и обозначать фишками синего и зеленого цвета мы будем вот на этих карточках с предметными картинками. Каждый предмет закрываем фишками нужного цвета (разобрать одно слово на одной из карточек).
Самостоятельная работа детей. По окончании проверка задания.
Поднимите руку, у кого на карточках только синие фишки? Что это означает? У кого на карточке встречаются синие и зеленые фишки? Что они означают? Все справились с заданием, удачная была игра.
Ребята, а я, кажется, догадалась кто нам прислал это письмо. Я увидела этого сказочного у кого-то из вас на карточке. А вы догадались кто это? Незнайка!
А где же он сам? Давайте его поищем.
Находим незнайку и он дарит игру для детей
Вот и подошло к концу наше путешествие в Страну звуков и слов, где вы узнали много нового и интересного: все вы учились играть со словами; звуками, составляли предложения.
До новых встреч в Стране слов и звуков!