Азунда Ооржак
Экскурсионный проект «В гостях у речки Серебрянки»
▼ Скачать
В гостях у речки Серебрянка. Экскурсионный проект
Автор: Ооржак Азунда Андреевна,педагог дополнительного образования МБУ ЦДО детей «Эврика», п. г. т. Каа-Хем
Актуальность проекта. Изучение и наблюдение своей малой Родины, начинается с изучения природных объектов находящихся непосредственно вблизи учреждения, школы, населенного пункта.
В поселке Каа-Хем круглогодично на зеленой поляне вблизи
Публикация «Экскурсионный проект „В гостях у речки Серебрянки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
р. Серебрянка проводятся мероприятия муниципального так и республиканского значений, школьные слеты, праздники, а также много отдыхающих в летний период не дают оптимально восстановить природное равновесие в местности и в результате увеличилось количество бытового мусора, свалок, местами выкопаны ямы, вырублены деревья, эти факторы привели к ухудшению экологического состояния лесной зоны и самой речки Серебрянка. Научно обоснованных, достоверных сведений об изучении экологии источника и ее обитателей нами не найдены.
Название экскурсии : «В гостях у речки Серебрянка».
Цель: знакомство с особенностями природы родного края, воспитание бережного отношения к природе, и ее объектам, воспитание любви к своей малой Родине; развитие навыков исследовательской деятельности.
Объект экскурсии : речка Серебрянка
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся общее представление о р. Серебрянка;
показать красоту и разнообразие растений леса, приспособленность к жизни; познакомить, с обитателями водоема и леса;
2. Сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания;
3. Изучить растения, насекомые лесной зоны вблизи р. Серебрянка.
4. Вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: тетради, карандаши, коробки для сбора материала.
Место проведения экскурсии : поляна и р. Серебрянка.
Длительность экскурсии : один академический час.
Возраст обучающихся: 4 класс.
Новизна и практическая значимость: данный проект может быть использован педагогами, учителями для пропаганды бережного отношения к природе родного края; как методический материал к занятиям.
Объект экологической тропы: р. Серебрянка и зеленая зона отдыха.
План экскурсии.
1. Правила поведения на экскурсии.
2. Погода сегодняшнего дня (характеристика состояния неба, измерение температуры воздуха по термометру, определение наличия ветра (по верхушкам деревьев).
3. Растения топольника. Охватываются все жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения.
4. Общий вид речки Серебрянка (природные характеристики). Куль воды у тувинского народа.
5. Близлежащие р. Серебрянка природные объекты : лес из тополей, скалистые камни.
6. Сбор полевого материала. Самостоятельные работы обучающихся.
7. Итоги экскурсии.
Ход экскурсии
1. Организационный момент.
Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.
- Как нужно вести себя на природе?
- Где вы можете ходить?
- Что можете делать?
- Чего нельзя делать на природе?
Старайтесь ходить только по существующим дорожкам и тропам.
Не разводите костры в лесах, речных долинах.
Не сжигайте сухую траву и листья.
Не обдирайте кору деревьев, не поджигайте смолу на деревьях. Не обламывайте ветви.
Не рвите цветы и дикорастущие растения.
Не ловите бабочек и другие насекомые.
Не уносите птенцов из леса, детенышей зверей.
Не оставляйте и не закапывайте после себя мусор, не бросайте в водоемы мусор.
Соблюдение этих несложных правил общения с природой поможет сберечь её и передать следующим поколениям людей, как это сделали наши предки, сохранившие для нас островки дикой природы.
2. Вводная беседа.
- Ребята, где мы с вами находимся?
- Вам здесь нравится?
- Сегодня мы в гостях у речки Серебрянка. Ответьте почему речка так называется? (вода в ней как серебро сверкает в солнечную погоду и другие предположения). Речка Серебрянка приток р. Малый Енисей. Образуя живописные берега, сформировала интересный экологический «мир». Материалы об исследовании самого источника Серебрянка практически отсутствуют.
- Перед нами берег речки, как он выглядит? (мусор есть).
Посмотрим водную гладь, здесь обитают мальки, окунь, ельцы, мелко промысловые рыбы, рыбаки знают рыбные места. Среди камней видны улитки катушки.
Ученики предлагают поймать мальков для выращивания их в кабинете.
Предлагается взять улиток, т. к. именно течение и активность определяют жизнь мальков, они не могут жить в аквариуме. Необходим бак, с течением. Мальки это будущее речки Серебрянка.
Почему сейчас воды в речке мало?
В 15 шагах находятся большие оголенные камни, мы назвали их «скалистые» камни. Напоминают песчаные пейзажи. Ветер и вода оголяют, выветривают донные отложения, возможно, когда-то здесь была вода.
Группа ребят считают количество камней, делают зарисовки в тетрадь наблюдений.
Следующая остановка на «островке». Когда наступает маловодье образуется островок суши. Камни на речке необычной формы, с отверстиями, изрубленные. Раньше, ребята, шаманы для ритуала «хуаанак» сами вымывали мелкие цветные камни с рек, протоков рек.
Обучающаяся читает стихотворение Монгуш Кенин-Лопсана «Песня воды». [3;11]
Я — река.
Я вышла из-под скал,
К морю мчусь дорогою одною.
На пути утес могучий встал —
Обойду без гнева стороною.
Люди!
Я люблю вас с давних пор.
Лишь одно мне сделайте в угоду:
Не бросайте больше в воду сор,
Не бросайте больше бомбы в воду!
Перевод О. Дмитриева.
- Почему, ребята, возле берега есть мусор?
Ответ ученика. «Здесь проводятся слеты. Люди бросили не нужные вещи, сделали свалку».
- Раньше наши предки почитали воду, существует куль воды. Реки, озера, тайга, горы имеют хозяев.
Обряд освещения источника (родника). Место освещение источника выбирал шаман. Обычно это был исток родника. Обязательно было также, чтобы у истока росло красивое дерево. К его веткам привязывали чалама - разноцветные лоскутки материи, и это делало дерево священным и неприкосновенным. Поблизости источника запрещалось оставлять мусор, рубить деревья, совершать любые оскверняющие действия: плевать, вытряхивать пепел из трубки, бросать в родник какие-нибудь предметы, подниматься над источником и т. д.
«Суг дагыыр» или «буга бажы дагыыр» - культ поклонения воде, которая испокон веков считалось священной, источником жизни. Особенно почитаемы были истоки рек аржааны. Из поколения в поколение передавалось бережное отношение к этой вековой традиции. [2;65]
Вода- это жизнь, начало жизни. Без воды не может существовать наш мир? Почему?
Вода нужна для питья; корням растений нужна вода, животные тоже и т. д.
-Молодцы ребята. Наша экскурсия продолжается. А что такое лес?
- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
Аллея тополей
- Лес из тополей. Тополь - дерево высотой 10—20 (до 25) м, с шатровидной кроной. Побеги и молодые ветви соломенно-жёлтые или желтовато-бурые, обычно с тремя продольными, крыловидными рёбрами. У старых экземпляров кора в нижней части ствола глубоко трещиноватая, тёмно-серая; кора старых ветвей зеленовато-бурая, гладкая. Почки продолговато-яйцевидные, острые, длиной 1—2 см, клейкие. Листья при основании округлые или широко-клиновидные, к концам постепенно заострённые.
- Оказывается тополь лечит многие болезни. Самое ценное у дерева- это почки, они являются лекарственным средством. Купить в аптеках их можно, но не везде и не всегда получается. Выход один- самостоятельный сбор, время которого весьма ограниченно. Почки собирают с молодых веточек, а сушить их необходимо в проветриваемом помещении. Почки обладают болеутоляющими, противомикробными, успокаивающими, ранозаживляющими, противовоспалительными свойствами.
Отлично помогают при болезнях:
-воспалительные заболевания мочевого пузыря,
-суставные болезни, отеки,простуда,пролежни, успокаивают нервную систему. Как видите, список достаточно внушительный, и дерево такое полезное!
Читается стихотворение М. Б. Кенин-Лопсана
«Жалоба тополька»
Тополек я несмелый покуда,
Ну а вырасту — тополем буду.
Возле дома большого расту
И ветвями ловлю высоту.
На весеннем ветру лепечу я,
Летом — радуюсь, дождик почуя,
А когда наступает жара,—
Задыхаюсь и чахну с утра.
Перевод И. Фонякова. [3;7]
На пне с обучающимися считаем сколько годичных колец и определяем возраст пня.
«Жизнь у тополя»
- А каких насекомых мы можем встретить в лесу?
Отгадайте мои загадки.
1) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-Он поделится медком. (пчела)
2)На ромашку у ворот. Опустился вертолет-
Золотистые глаза-Кто же это?. (стрекоза)
3)Над цветком порхает, пляшет,Веером узорным машет. (бабочка)
Ребята, а какую пользу приносят насекомые? (опыляют цветы)
-Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков.
-Стрекозы – полезные насекомые т. к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.
Осторожно поднимается ветка около тополя. Находим слизней. С помощью луп обучающиеся смотрят строение слизней и их передвижение. Рассматриваем кору дерева и обнаруживаем множество кладок пауков, их линьки; ходы личинок. Обсуждаем что все живое готовится к долгой и суровой зиме. Пробегают быстро через траву пауки, летают пчелы. Все записывают, и по возможности эскизно рисуют набросок объекта.
- Только ли растения и насекомые живут в лесу? (нет)
- Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы.
Отгадайте, какие птицы нас встречают?
Загадки:
1. Черный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
-С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные
2. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица….(грач)
- Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?
-Что вы о них знаете?
- Какую пользу они приносят?
(Рассказ учащихся о птицах, и их гнездах)
- Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов.
Самостоятельный сбор материала.
Подведение итогов экскурсии.
- Понравилась ли вам экскурсия?
- Какие открытия вы сделали сегодня?
- Будете ли вы еще изучать историю р. Серебрянка?
- Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
- Как нужно относиться к растениям, животным и почему? Что такое культ воды?
Список литературы
1. Аракчаа Л. К., Курбатская С. С. Экология рек и озер Тувы: Учебное пособие. - Кызыл: ТывГУ, 1998.- 79С.
2. Кенин-Лопсан М. Б. Тыва чанчылдар. -М., 1999.
3. Кенин-Лопсан М. Б. Голоса. - М., 1978.
4. Петров В. В. Жизнь леса и человек. –М, 1985.
5. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. –М, 1981