ольга сухомлинова
Конспект занятия по знакомству с бытом русского народа «В гостях у домовёнка Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привить интерес к культуре русского народа.
Программные задачи:
- Воспитывать уважение к традициям русского народа;
- Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры;
- Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи;
- Продолжать знакомство с фольклором;
- Закрепить представления детей о предметах русского быта.
Демонстрационный материал: предметы быта.
Оборудование. Макет горницы. Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар, лапти, рушники, матрешка, кувшин, деревянные ложки
Публикация «Конспект занятия по знакомству с бытом русского народа „В гостях у домовёнка Кузи“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Раздаточный материал: Соленое тесто, стеки, доска для лепки.
Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная.
Планируемые результаты: Развить активную речь.
Дети входят в зал в русской народной одежде под музыку «Как на тоненький ледок». Зал оформлен в стиле русской избы с предметами быта старины.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте! (кланяются, приветствуя гостей).
В: Ребята сегодня у нас необычное занятие. Домовенок Кузя прислал письмо и приглашает нас к себе в гости (Воспитатель читает письмо).
В: Ребята, отправимся к Кузе в гости? Посмотрите, перед нами длинная и короткая дорожка. По какой мы пойдем?
Д: По короткой. (Дети с воспитателем идут по дорожке)
В: Ребята, посмотрите дом Кузи. А вы знаете, как в старину назывались дома?
Д: Избы.
В: Давайте постучим.
(Выходит домовенок Кузя)
К: Здравствуйте, люди добрые! (Кланяется) Проходите,пожалуйста в мою горницу.
В: Подожди, подожди, Кузенька. Мы не знаем, что такое горница.
К: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Все перечисленное сопровождается медленным показом).
В: Ребята, а вам нравится в горнице у Кузи. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.
Д: Нет
В: Кузя, а можно мы посмотрим твою горницу!
К: Конечно, проходите гости дорогие! Осматривайтесь.
В: Ребята, а вы знаете что это? (показывает на люльку-колыбель).
Д: Это колыбель.
К: Да, это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели.
В: Какой у тебя, Кузя, интересный сундук, давайте его откроем.
К: Ой, ребята это волшебный сундук его так просто открыть нельзя. Нужно выполнить некоторые задания
В: Ребята, выполним задания?
Д: Да.
К: В первом задании нужно отгадать загадки о предметах русского быта и найти эти предметы в избе.
В: Первая загадка:
Новая посудина,
А вся в дырках.
Д: Сито.
В: Для чего нужно сито.
Д: Моя мама муку сеет.
В: Ребята а давайте попробуем посеять муку!1 (Воспитатель сеет муку)
К: Слушаем след загадку.
Вафельное и полосатое
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою
Что это такое?
Д: Полотенце.
В: На Руси полотенце называли рушником. Люди всегда перед тем как сесть за стол мыли руки и вытирали их рушником. Давай те с вами помоем руки как в старину. Кузя ты нам поможешь?
Воспитатель поливает водой из кувшина на руки детям, дети моют руки, вытирают рушником и приговаривают:
Я вымою рученьки нежные и белые,
Чтобы личико белело,
Чтобы солнышко хотело:
Меня чаем угостить
И за стол посадить.
В: Ребята, давайте попросим гостей, чтобы они нам помогли и загадаем им загадку? А вы не подсказывайте.
Снизу дыра и сверху дыра,
А в середине - огонь да вода.
Самовар
В: А для чего нужен самовар, как вы думаете?
Д: Из самовара пьют чай!
В: А с чем пили чай в старину?
В: С сушками, вареньем, пряниками.
В: Следующая загадка:
В разнаряженной девице,
Перепрятались сестрицы.
Д: Матрёшка.
В: Сколько вы матрёшек видите? (Воспитатель показывает одну матрешку)
Д: Одну
В: А теперь сколько матрёшек? (Ставит много матрёшек)
Д: Много
В: Из чего сделаны матрешки?
Д: Из дерева
В: А что ещё сделано из дерева?
Д: Стулья, столы, шкафы,ложки.
К: Ребята, в старину люди вырезали себе ложки из дерева и расписывали их узорами. Ложки использовались не только как столовый прибор, но и как музыкальный инструмент. Давайте с вами поиграем на ложках.
(Дети играют на ложках под музыку «Ах вы сени, мои сени»)
В: Кузя, помоги нам, отгадай следующую загадку
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идёт, клетки кладёт.
Лапти
К: Лапти. Лапти плели из верхних слоёв коры липы. Вот и отгадали вы все загадки, узнали все предметы быта старины. И у нас с вами следующее задание. Давайте с вами отдохнем и поиграем.
В: В старину люди после работы любили играть. А особенно любили игры-хороводы. Давайте с вами поиграем в русскую народную игру- хоровод «Три веселых братца».
Д: Да.
(Дети становятся в хоровод, приговаривают слова)
Три весёлых братца гуляли по двору,
Три веселых братца затеяли игру
Делали головками: ник-ник-ник
Пальчиками тонкими: чик-чик-чик.
Хлопали ладошками: хлоп-хлоп-хлоп.
Топотали ножками: топ-топ-топ.
В: Кузя, не пришло ли время нам открыть сундук.
К: Нет, ребятки, осталось последнее задание.
В: Ребята, сейчас мы сделаем с вами бублики из солёного теста
(Дети садятся за стол и делают бублики)
В: Какие вы красивые бублики сделали. Кузя, мы справились с твоим заданием?
К: Да, молодцы, ребята! Давайте я их отнесу в печь.
Кузя относ бублики.
К: Вот теперь давайте открывать сундук.
В: Ой, ребята, смотрите, а тут каравай. Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречал гостей на пороге своего дома. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.
К: Ребята, смотрите. Для вас тоже есть подарок. Бублики, которые мы с вами лепили, оказались в сундуке уже готовые. Угощайтесь!
В: Ребята вот пришло время нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с домовенком Кузей.
В: Давайте вспомним, где мы были с вами? Что видели? Что узнали нового?
Дети отвечают.