МААМ-картинки

Конспект занятия по знакомству с бытом русского народа «В гостях у домовёнка Кузи»

ольга сухомлинова
Конспект занятия по знакомству с бытом русского народа «В гостях у домовёнка Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Привить интерес к культуре русского народа.

Программные задачи:

- Воспитывать уважение к традициям русского народа;

- Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры;

- Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи;

- Продолжать знакомство с фольклором;

- Закрепить представления детей о предметах русского быта.

Демонстрационный материал: предметы быта.

Оборудование. Макет горницы. Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар, лапти, рушники, матрешка, кувшин, деревянные ложки

Публикация «Конспект занятия по знакомству с бытом русского народа „В гостях у домовёнка Кузи“» размещена в разделах

Раздаточный материал: Соленое тесто, стеки, доска для лепки.

Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная.

Планируемые результаты: Развить активную речь.

Дети входят в зал в русской народной одежде под музыку «Как на тоненький ледок». Зал оформлен в стиле русской избы с предметами быта старины.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте! (кланяются, приветствуя гостей).

В: Ребята сегодня у нас необычное занятие. Домовенок Кузя прислал письмо и приглашает нас к себе в гости (Воспитатель читает письмо).

В: Ребята, отправимся к Кузе в гости? Посмотрите, перед нами длинная и короткая дорожка. По какой мы пойдем?

Д: По короткой. (Дети с воспитателем идут по дорожке)

В: Ребята, посмотрите дом Кузи. А вы знаете, как в старину назывались дома?

Д: Избы.

В: Давайте постучим.

(Выходит домовенок Кузя)

К: Здравствуйте, люди добрые! (Кланяется) Проходите,пожалуйста в мою горницу.

В: Подожди, подожди, Кузенька. Мы не знаем, что такое горница.

К: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Все перечисленное сопровождается медленным показом).

В: Ребята, а вам нравится в горнице у Кузи. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.

Д: Нет

В: Кузя, а можно мы посмотрим твою горницу!

К: Конечно, проходите гости дорогие! Осматривайтесь.

В: Ребята, а вы знаете что это? (показывает на люльку-колыбель).

Д: Это колыбель.

К: Да, это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели.

В: Какой у тебя, Кузя, интересный сундук, давайте его откроем.

К: Ой, ребята это волшебный сундук его так просто открыть нельзя. Нужно выполнить некоторые задания

В: Ребята, выполним задания?

Д: Да.

К: В первом задании нужно отгадать загадки о предметах русского быта и найти эти предметы в избе.

В: Первая загадка:

Новая посудина,

А вся в дырках.

Д: Сито.

В: Для чего нужно сито.

Д: Моя мама муку сеет.

В: Ребята а давайте попробуем посеять муку!1 (Воспитатель сеет муку)

К: Слушаем след загадку.

Вафельное и полосатое

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою

Что это такое?

Д: Полотенце.

В: На Руси полотенце называли рушником. Люди всегда перед тем как сесть за стол мыли руки и вытирали их рушником. Давай те с вами помоем руки как в старину. Кузя ты нам поможешь?

Воспитатель поливает водой из кувшина на руки детям, дети моют руки, вытирают рушником и приговаривают:

Я вымою рученьки нежные и белые,

Чтобы личико белело,

Чтобы солнышко хотело:

Меня чаем угостить

И за стол посадить.

В: Ребята, давайте попросим гостей, чтобы они нам помогли и загадаем им загадку? А вы не подсказывайте.

Снизу дыра и сверху дыра,

А в середине - огонь да вода.

Самовар

В: А для чего нужен самовар, как вы думаете?

Д: Из самовара пьют чай!

В: А с чем пили чай в старину?

В: С сушками, вареньем, пряниками.

В: Следующая загадка:

В разнаряженной девице,

Перепрятались сестрицы.

Д: Матрёшка.

В: Сколько вы матрёшек видите? (Воспитатель показывает одну матрешку)

Д: Одну

В: А теперь сколько матрёшек? (Ставит много матрёшек)

Д: Много

В: Из чего сделаны матрешки?

Д: Из дерева

В: А что ещё сделано из дерева?

Д: Стулья, столы, шкафы,ложки.

К: Ребята, в старину люди вырезали себе ложки из дерева и расписывали их узорами. Ложки использовались не только как столовый прибор, но и как музыкальный инструмент. Давайте с вами поиграем на ложках.

(Дети играют на ложках под музыку «Ах вы сени, мои сени»)

В: Кузя, помоги нам, отгадай следующую загадку

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идёт, клетки кладёт.

Лапти

К: Лапти. Лапти плели из верхних слоёв коры липы. Вот и отгадали вы все загадки, узнали все предметы быта старины. И у нас с вами следующее задание. Давайте с вами отдохнем и поиграем.

В: В старину люди после работы любили играть. А особенно любили игры-хороводы. Давайте с вами поиграем в русскую народную игру- хоровод «Три веселых братца».

Д: Да.

(Дети становятся в хоровод, приговаривают слова)

Три весёлых братца гуляли по двору,

Три веселых братца затеяли игру

Делали головками: ник-ник-ник

Пальчиками тонкими: чик-чик-чик.

Хлопали ладошками: хлоп-хлоп-хлоп.

Топотали ножками: топ-топ-топ.

В: Кузя, не пришло ли время нам открыть сундук.

К: Нет, ребятки, осталось последнее задание.

В: Ребята, сейчас мы сделаем с вами бублики из солёного теста

(Дети садятся за стол и делают бублики)

В: Какие вы красивые бублики сделали. Кузя, мы справились с твоим заданием?

К: Да, молодцы, ребята! Давайте я их отнесу в печь.

Кузя относ бублики.

К: Вот теперь давайте открывать сундук.

В: Ой, ребята, смотрите, а тут каравай. Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречал гостей на пороге своего дома. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.

К: Ребята, смотрите. Для вас тоже есть подарок. Бублики, которые мы с вами лепили, оказались в сундуке уже готовые. Угощайтесь!

В: Ребята вот пришло время нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с домовенком Кузей.

В: Давайте вспомним, где мы были с вами? Что видели? Что узнали нового?

Дети отвечают.

Публикации по теме:

Кружок «Сударушка».Кружок «Сударушка». В нашей группе мы создали мини музей "Русская изба". Там с детьми мы устраиваем посиделки. Один раз в неделю я провожу кружковую работу.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству с бытом русского народа «В гостях у домовёнка Кузи»
Опубликовано: 29 июля 2014 в 18:58
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по знакомству с бытом русского народа «В гостях у домовёнка Кузи»» (включая файлы) размещена пользователем ольга сухомлинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД