Елена Халаим
В гости к Королеве Знаний. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
(образовательные области «Познание», «Коммуникация»,
«Социализация», «Музыка», «Здоровье»).
Халаим Елена Викторовна
воспитатель
подготовительная группа «Теремок»
п. г. т. Федоровский, Сургутский район, ХМАО – Югра
2013 год
Публикация «В гости к Королеве Знаний, Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Цель: Активизировать познавательную деятельность, развитие познавательных психических процессов детей, интереса и готовности к изучению математики в начальной школе.
Образовательные : Совершенствовать умения распознавать геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, круг, квадрат, прямоугольник); располагать геометрические фигуры в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (в левом верхнем (в правом нижнем) углу; в правом верхнем (в левом нижнем) углу; посередине). Совершенствовать навыки счета в пределах 20, соотносить цифру и число предметов. Учить находить заданный звук в слове.
Развивающие: Развивать умения называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; называть последующее и предыдущее число к названному.
Развивать умения составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (-) и знаком отношения равно (=).Упражнять в составлении предложений, в членении предложений на слова, в умении составлять рассказ, с использованием схемы.
Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность, умение выслушивать товарища.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы: наглядный, практический, словесный, игровой.
Методические приемы: игровая образовательная ситуация, дидактические игры, словесные отчеты детей.
Индивидуальная работа: прямой и обратный счет в пределах 10 с Сережей Д, ЗАС с Ириной М., Даниэлой М. ; игра «Звук заблудился» с Алиной Г. ; решение задач с Катей О., Женей Л.
Предварительная работа: Игры детей в дидактические игры в математическом уголке; игры со строительным материалом; разучивание физ. минуток; чтение сказки «Цветик – Семицветик»; составление рассказов, используя схемы; соспвление и решение задач; решение логических задач.
Здоровьесберегающие технологии: упражнения для развития мелкой моторики, дыхательное упражнение.
Оформление и материалы: «Цветик-семицветик», карточки цифр и математических знаков, речка из бумаги, схемы и фишки для ЗАС, схемы для составления рассказов, картнки.
Аппаратное обеспечение: музыкальный центр.
Программное обеспечение: аудиозапись, Е. Железнова «Клоун Плюх».
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных образовательных представлений каждого воспитанника через образовательные области : «Коммуникация», «Художественная литература», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность».
Образовательные ресурсы : основная общеобразовательная Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Обучение дошкольников грамоте» Л. Е. Журовой, Н. С. Варенцовой, Н. В. Дуровой; «Формирование математических представлений» Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкиной; «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Г. А. Тумаковой.
1. Игровая обучающая ситуация «В гости к королеве Знаний»
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к королеве Знаний. Дорога туда не легкая. Но мы с вами все дружные, смелые и сможем выполнить все задания. А кто поможет нам в этом путешествии, вы узнаете, отгадав загадку:
С грядки старушка цветок сорвала.
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя, о чем – то просила.
Про какой цветок эта загадка?
Дети: Цветик – Семицветик.
Воспитатель: Правильно, ребята. И все задания цветок предлагает вам найти на его лепестках.
2. Игра «Угадай, какой по счету?» (ребенок отрывает красный лепесток). И так, первое задание.
- Построиться в шеренгу, порядковый счет в прямом и обратном порядке Вопросы :
- Какой по счету был Саша, когда мы считали слева направо? (третий). А справа налево? (восьмой). А Аленка? (4 – 7). А Сережа? (2 – 9).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, Королева Знаний передала нам…
Дети: Цифры (раздать детям цифры)
3. Игровое упражнение «Найди свое место»
Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы их знаете. Нужно построиться от 1 до 10, разойтись, построиться от 10 до 1, посчитать. А сейчас, встанем в круг и ответим на вопросы:
Кто стоит справа от Миши? А слева? (спросить 3 - 4 человека).
А где стоит Анюта? Между кем? (спросить 2 – 3 человека).
4. Игровая обучающая ситуация «Перейди речку»
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше. Мы с вами подошли к речке, перейти её сможет тот, кто сможет правильно выполнить следующее задание
(ребенок отрывает оранжевый цветок).
5. Дидактическая игра «Найди пропавший звук в слове» (одно предложение дети отвечают хором, остальные по одному).
Воспитатель: В зоопарке жили сло…н, бегемо…т, крокоди…л.
На солнышке грелся черноухий котено…к; На него смотрел белолапый щено…к; Охотники развели в лесу косте…р; Ученик держал в руке каранда…ш; Малыш попросил маму купить красный ша…р; На лесную поляну выбежал зая…ц; По стволу стучал пестрый дяте…л; Белочка спрятала орешки в дупл…е; Я положил в портфель альбо…м; Подготовлен самолет, он отправится в поле…т.
Воспитатель: Молодцы! Речку мы перешли, но мне кажется, что мы заблудились. Давайте, заглянем в корзинку, может, найдем подсказку.
6. Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, Королева Знаний просит вас помочь звукам, которые заблудились:
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку);
Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая пушки (сушки);
Сидит на грядке крепко оранжевая кепка (репка);
Под березами, где тень, притаился старый день (пень);
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку);
Мы собирали васильки, на головах у нас щенки (венки).
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами все время в пути, давайте присядем на этой полянке (садятся за столы, ребенок срывает желтый лепесток)
7. Работа со схемами
- Какое сейчас время года? Месяц? А день недели? Что происходит весной? Давайте расскажем ( выставляется схема: по каждой картинке рассказывают по одному ребенку, затем 2 ребенка рассказывают по всей схеме).
Воспитатель: Да, весной хорошо: греет солнце, растет трава, летают бабочки, цветут цветы (на доску выставляется картинка «роза»)
- Что это? Давайте придумаем предложения со словом «роза» (3 – 4 предложения). Сколько слов в предложениях? ( затем проводится ЗАС: сколько слогов, звуков? Какие гласные, согласные? Сколько гласных, согласных? Какой звук ударный).
Воспитатель: А сейчас, давайте, закроем глаза и вдохнем запах розы (дыхательная гимнастика).
А теперь мы с вами покажем лес и птиц (физ. минутка) :
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки качнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад!
8. Дидактическая игра «Нарисуй фигуру».
Воспитатель: Следующее задание (ребенок срывает зеленый лепесток)
- Послушайте сказку: «Жили – были три друга (показ шара, куба, цилиндра: уточнить у детей название). И однажды они решили сделать свои фотографии. Какие они получились? Зарисуйте ( дети рисуют: Шар – круг, куб – квадрат, цилиндр – два круга и прямоугольник). Молодцы!
9. Слуховой диктант.
А сейчас, возьмите геометрические пеналы и чистые листы, составим узор. Слушайте внимательно, куда, что нужно положить:
- В левый верхний угол – прямоугольник; в нижний правый – квадрат; в левый нижний – овал; в верхний правый – круг; в середину – ромб. Какие одинаковые фигуры вы видите? (ромб, прямоугольник, квадрат). Чем они похожи? (углами, их 4). Как по - другому их назвать? (четырехугольники). Есть ли еще одинаковые фигуры? Назовите (круг, овал). Молодцы! Отправляемся дальше
(дети идут под слова)
Мы в строю шагаем браво – все науки познаем.
И налево, и направо, и, конечно же, кругом.
Это левая рука, это правая рука,
Это левая нога, это правая нога.
Ох, наука нелегка!
- Вот, мы с вами и добрались еще до одной полянки.
10. Дидактическая игра «Кто больше назовет».
И здесь - следующее задание (ребенок срывает голубой лепесток). Цветик – Семицветик предлагает нам найти слова со звуком «р» : в начале слова, в середине, в конце. За правильный ответ – фишка (дети выполняют задание).
11. Игровое упражнение «Составь правильно».
Воспитатель: Ребята, смотрите, в корзинке что – то есть. Ой, здесь были предложения, но слова перемешались и Королева Знаний просит вас составить правильно предложения:
Прийдите, в, ребята, сад;
Окном, за, тает, снег;
Солнце, на, тают, сосульки;
Капает, с, капель, крыш (дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, мы с вами все ближе и ближе к нашей цели. Двигаемся дальше (под слова).
Аист, аист, длинноногий – покажи домой дорогу.
Топай правою ногой, топай левою ногой.
Снова правою ногой, снова левою ногой.
После левою ногой, после левою ногой –
Вот тогда прейдешь домой! (дети садятся за столы)
12. Обучающая игра «Реши задачи».
Воспитатель: И следующее 6 задание (ребенок отрывает синий лепесток). Давайте вспомним, что есть у задачи? (условие, вопрос, ответ). Сейчас мы с помощью цифр будем записывать задачи:
На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов?
(1+2=3)
Пять щенят в футбол играли, одного домой позвали. Он в окно глядит, считает. Сколько их теперь играет?
(5-1=4).
Воспитатель: А теперь, только ответ цифрами.
Мама купила 5 булочек. Трое ребят съели по булочке. Сколько осталось булочек? (2).
Сколько голов у 8 коров? (8).
Сколько на небе лун? (1).
В снег упал Сережка, а за ним Алешка, а за ним Иришка, а за ней Маришка, а потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5). Молодцы!
13. Игровая ситуация «Ответь правильно».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в корзинке еще что – то осталось (дети выходят на ковер, в корзинке цифры от 11 до 20) (ребенок срывает фиолетовый листок).
Построиться от 11 до 20, посчитать.
Найти соседей числа 16; 19.
Как называются 10 единиц вместе? (десяток)
Как получить число 14? 18? (к десятку прибавить 4, 8).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами и пришли к королеве Знаний. Королева говорит, что вы готовы идти в школу. И желает вам успехов в учебе.