Ольга Исаева
Конспект музыкального занятия «В гости к хантам»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Дети входят под музыку в зал и встают в круг. (слайд 1)
1. Муз. рук: (стоя на месте)
Рада видеть вас, друзья,
На занятии у себя.
Добрый день!
Дети:
Добрый день!
Заниматься нам не лень.
Проигрыш: пружинка с 0.16 -0.28
2. Муз. рук: (стоя на месте)
Мы по кругу все пойдем,
Заниматься мы начнем.
Мы начнем?
Дети:
Мы начнем
И по кругу все пойдем.
Проигрыш: идем хороводом, держась за руки. 0.42- 0.54
3. Муз. рук:
Вы готовы начинать:
Публикация «Конспект музыкального занятия „В гости к хантам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Песни петь и танцевать?
Так начнем?
Дети:
Да,начнем!
И покружимся вдвоем.
Проигрыш: Кружатся парами. 1.07 -1.19.
4. Муз. рук:
Вот поехал паровоз
Он вагончики повез,
Что повез?
Дети:
Что повез?
Он вагончики повез.
Проигрыш: паровозик едет (парами друг за другом)1. 32 – 1.45
5. Муз. рук :
1. Муз. рук: (стоя на месте)
Рада видеть вас, друзья,
На занятии у себя.
Добрый день!
Дети:
Добрый день!
Заниматься нам не лень.
Проигрыш: идем на стульчики 1.59….
Музыкальный руководитель : Молодцы! Вы были внимательны друг к другу, старались точно исполнять мелодию песни. Мне понравились ваши движения – плавный хороводный шаг, и легкие поскоки. Вы любите танцевать? (ответы детей)
Тогда у меня для вас сюрприз. Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, в гости к мальчику Айпуху и девочке Мейте, которые живут в тайге на стойбище хантов; познакомиться с песнями, играми, музыкой народов Севера, и конечно же танцами. Вы готовы? (ответы детей)
Но у меня к вам ребята вопрос, как вы думаете, как мы сможем с вами добраться до места, где живут Ханты и Манси? (на стойбище) Ведь это не так ужи и близко.
Ответы детей
- М. Р. Очень интересные предложения вы мне назвали, а я вам предлагаю отправиться туда на крыльях вьюги. А вы знаете, что такое вьюга?
Ответы детей (слайд 2)
М. Р. Действительно, это очень сильно воющий ветер со снегом, вот именно она и унесет нас в тайгу! Вы готовы отправляться! Замечательно! Тогда давайте встанем врасыпную и когда вы будете двигаться по своей дорожке, используйте, все пространство зала, не наталкиваясь друг на друга. Итак, Внимание, приготовились! Покружитесь, покружитесь и на крыльях вьюги опуститесь! (легко, плавно, на полупальцах). Ребята, мы начинаем с вами все кружиться, как легко и плавно мы все передвигаемся, встаньте на носочки, помогите вьюге поднять нас еще выше! посмотрите какой вид сверху! Ой как все – таки молодец, подняла нас так высоко и похоже мы опускаемся, еще немного и мы на Земле.
Звучит музыка вьюги, дети начинают кружиться на носочках под музыку, данное упражнение сопровождается спецэффектом летящих снежинок
Слайд 3
- Вот и все, мы приземлились и по – моему, вьюга переместила нас в очень красивое и необычное место, ой, ребята, посмотрите скорее сюда, что вы видите перед собой? Такое завораживающее и сияющее разными цветами природное явление. Вы знаете его название?.
- Правильно ребята, конечно, это северное сияние, и я предлагаю вам сейчас присесть и полюбоваться на него чуть поближе. (поближе)
Дети садятся на стульчики (подобрать картинки под эту историю)
В презентации поочередно добавлять хантыйские элементы на оленя (нарты хорей, сбруя, цветные ленты)
- Ребята, вам нравится здесь, правда красиво? Вы знаете, когда я смотрю на это чудесное явление природы, мне вспоминается одна очень красивая и древняя легенда, в которой рассказывается о том, что когда-то одна маленькая девочка, с очень интересным именем, а звали ее Вечерина, однажды возвращалась домой с охоты и случайно наткнулась (4 слайд) на маленького, слабого олененка, увидев его девочке стало жаль его и она решила забрать его к себе домой. С тех пор, олененок стал самым верным и лучшим другом этой доброй девочки. Они вместе играли, ходили на охоту, а по вечерам Вечерина пела ему колыбельные песни. Долго ли коротко ли это тянулось, только то время прошло. (5 слайд) Оленека корма выкормили, воды отпоили, дожди обмыли, снега оббелили а ветры смелости научили, стал олень взрослым, сильным, красивым. Наступила зима, и стало холодно на сердце у Вечерины, ведь олень стал совсем взрослым, а это означало что пришло время ему уйти. Но умный олень увидел ее печаль, подошел к ней, коснулся теплыми губами к ее рукам и, словно сказал «Мы с тобой будем вместе, сестра моя, только позови». Обрадовалась Вечерина, поблагодарила своего друга за преданность и надела на него сбрую расшитою узорами, украсила его рога яркими, цветными лентами., Оттолкнулся олень от Земли и поплыл высоко высоко в небо, а полосы (слайд6) (включить вступление слушания) в небе от оленьих рогов заколыхались, заискрились и вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния, с тех давних пор, в морозные ночи, когда загорается северное небо разноцветным сияньем, у народов Севера наступает праздник: выходят они на улицу танцевать, а с ними невидимо кружиться и сама Вечерина, и слышит весь народ как под полыхающими полосами рождается цветная музыка, эта музыка разливается по небу, скатываясь на Землю и радуя людей, так заканчивается эта красивая легенда, ребята, а я вам предлагаю прослушать эту волшебную музыку, которая так и называется северное сияние. Автором которой является наш Югорский современный композитор Виктор Шесталов. Давайте сядем поудобней, ручки на коленях, спинки прямые и приготовимся слушать.
Дети слушают музыку – 1 мин.
2. Какой темп и динамику вы услышали?
1. Какой характер у произведения?
3. И знакомы ли вам инструменты которые вы сейчас услышите?.
-Ребята, вам понравилась эта музыка? (ответы детей)
-Ответьте мне пожалуйста, какой характер у этой пьесы?
-К стати, что такое пьеса? Давайте вспомним. Это музыка без слов. Так какой характер был у этой пьесы?
(характер спокойный, сказочный, завораживающий, мягкий)
Согласительсь, такая музыка….
- молодцы.
-А какой темп был у этого произведения? Как вам показалось? Какие бывают темпы? Давайте назовё м: Быстрый умеренный и медленный. К какому темпу относится это произведение? (Умеренный)
Молодцы. И на этот вопрос вы тоже ответили верно.
А згакомы ли вам инструменты звучавшие в этом произведении? (сказали не правильный ответ)
Молоцы, вы услышали, что это струнный инструмент, но это не (гитара, домра) Это очень редки инструмент, встречающицся только у коренных народов севера хантов и манси – это коренные народы югорской земли, где мы с вами проживаем. (7слайд) А называется он САНКВЫЛТАП или НАРС-ЮХ. Название не простое, не привычное, но я думаю, что вы сможете его повторить. САН КВЫЛ ТАП, в переводе с хантыйчкого «Пощее дерево»
(8 слайд) Ребята, мы с вами засмотрелись на северное сияние, а вед нас уже встречают Айпух и Мейта
Давайте поздороваемся на родном языке ребят - Вуся улаты!
Айпух и Мейта любят свой край и хотят познакомить вас с народными музыкальными хантыйскими инструментами.
Ножки как у вас стоят,
Ручки как у вас лежат?
Ну, разок, ну, другой,
Посмотрели за собой.
Знакомство с музыкальными инструментами. (слайды 9 – 11)
Санквылтап
Тумран
Лебедь
Скрипка
Бубен
(12 слайд)
Музыкальный руководитель : Я хочу еще познакомить вас с танцевальными движениями народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. Танцы народов Севера как и их легенды, сказки, песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа.
Упражнение “Летят чайки” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя (выполнение детьми).
Упражнение “Поклонение солнцу”
Упражнение “Шаман играет на бубне” - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны (выполнение детьми).
У Хантов,как и у многих народов, танцы подразделяются на мужские, более резкие, в которых нужно показать удаль силу, и женские, с мягкими и плавными движениями. Сегодня мы с вами познакомимся с женским танцем. (объяснить особенность женского танца (без платка не прилично)
Девочки по показу выполняют.
Музыкальный руководитель : Хорошо вы справились с выполнением танцевальных движений
А сколько интересных игр есть у детей Севера. Хочу познакомить с игрой “Важенка и оленята”. Важенка - это мама-олениха, ею будет (.). Нужно выбрать волка (ребенок, он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:
Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, все что непонятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины.
Игра “ Важенка и оленята”
Под музыку оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” - быстро убегают за черту (домой).
Игра “Хейро” (мансийская народная игра)
Дети встают в круг, в центре ребёнок – солнце. Дети двигаются по кругу приставными шагами, делают руками взмахи вперёд-назад
«За густыми облаками
Солнце прячется лисицей
Крикну солнышку «Хэй-хей!»
Посвяти сильней!»
(13 слайд)Музыкальный руководитель : Вот и наша подходит к концу наша встреча,скажите, что вам понравилось в гостях у Айпуха и Мейты. (ответы детей)
Ребята приготовили вам небольшие подарки: сладкие льдинки. (
Здороваться мы с вами научились, а теперь я вас научу прощаться по- хантыйски - па яма улаты.
Айпух (запись) : Край огромен, он необъятен,
Но быстро домчат вас легкие нарты
Мейта (запись) : Возьмите оленей! Они в детский сад
Быстро на нартах всех вас домчат. Па яма улаты.
(14 слайд)Дети парами (саночками) выходят из зала.