Тамара Михайлова
Конспект занятия по подготовки артикуляционного аппарата и постановке звука [Ш] «В гости к гномикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовки артикуляционного аппарата и постановке звука «Ш»
для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: учитель – логопед Михайлова Тамара Михайлова.
МДОУ «Новомичуринский д. с. №1»
В гости к гномикам.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука Ш; постановка звука Ш.
Задачи:
- познакомить детей с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями;
- добиться длительного, непрерывного ротового выдоха;
- развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
- создавать условия для развития мелкой моторики рук;
- добиваться правильного, изолированного произнесение звука Ш и автоматизации его в слогах;
- создавать благоприятный эмоциональный фон.
Оборудование: зеркало на каждого ребёнка; книга; письмо; шапочки птиц по количеству детей; мешочки, наполненные разными крупами.
Ход занятия.
Логопед. Дети, вчера почтальон принё с мне удивительное послание: книгу и письмо. Послушайте что там написано: «Мы не знаем, мальчики вы или девочки, сколько вам лет и какого цвета у вас глаза, заплетаете ли вы по утрам косички или расчёсываете короткую чёлку, но мы точно знаем, что у вас есть непослушный язычок, который часто вас подводит. Окружающие часто не понимают, что вы говорите и что вам надо. Наверное, вам это неприятно и мешает в общении с ребятами и взрослыми. Мы бы хотели вам помочь, так как нам надо совершить добрый поступок. Ведь научить красиво говорить – это тоже добрый поступок. Вы нам очень поможете, если приедете к нам в гости. Злая Баба Яга заколдовала всех животных в лесу. Теперь все ходят злые, жадные, драчливые, завистливые. А колдовство можно победить только добрыми делами. Приезжайте скорее. Мы знаем много интересных игр, научим вас правильно и красиво говорить, дадим полезные советы. И тогда ваш язычок сразу станет послушным.
Мы вас ждём. Белоснежка и гномики.»
Ну, что, дети, отправимся в гости? Гномики нам помогут, а мы им. (Звучит песня или логопед читает)
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь неведом
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Но на чём же мы поедим? Может книга нам поможет? Открываем первую страницу…о….это же поезд! Вот на поезде мы и отправимся в путешествие. Осмотрщик вагонов (любой ребёнок) проверит вагоны. (Ребёнок постукивает по стульчикам – «колёсам», говорит: «Тук – тук – тук – всё в порядке, поезд готов к отправлению».
Дети, сложив руки в локтях, произносят то медленно, то быстро: «Чух –чух - чух! Ту – ту!»
Логопед : Вот мы и приехали. Смотрите, а в лесу действительно творятся нехорошие дела. Нас встретили неласковые звери. Давайте посмотрим какое у них настроение. (См. стр. 3)
(Дети предлагают свои версии. Итог подводит логопед: улитка плачет, волк злится, заяц всего боится, ёжик готов подраться с кем – нибудь, а медведь страдает от зубной боли.)
Логопед: Да, здесь непременно нужна наша помощь. Вы готовы выполнять все задания гномиков? (Ответы детей).
Логопед: Тогда давайте поищем гномиков. (Предлагается картинка, где спрятались гномики. Дети запоминают, а на следующей странице проверяют правильность своего решения). См. стр. 4,5.
Мы правильно справились с заданием и поэтому перед нами все семь гномиков с Белоснежкой. См. стр. 6.
Какие же они все грустные… Ну ничего, мы научимся красиво говорить и этим самым развеселим гномиков, а также спасём бедных, заколдованных зверей.
Посмотрите, а один гномик приглашает нас на следующую страницу. Интересно, что он задумал? Стр. 7.
Не пойму, какая то поляна. А…. ,наверное, гномик хочет нам рассказать сказку о Весёлом язычке и научить нас делать зарядку для язычка. Хотите послушать эту сказку (Ответы детей). Тогда слушайте.
- Чем мы говорим?
- Ртом.
- Правильно, ртом. А чем мы снимаем пищу с ложки?
- Губами.
- А чем кошка лакает молоко?
- Язычком.
- Жил да был весёлый Язычок. У него был домик. Что это за домик?
- Рот.
- Чтобы Язычок не выбегал, домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик?
- Губами.
- Рот – домик, губы – двери.
А кто живёт в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живёт весёлый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка
И немножко шалунишка.
Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверь (улыбаюсь и показываю зубы). Как называется эта дверка?
- Зубы.
- Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться улыбаться открытой улыбкой. Отгадайте загадку, кто нам поможет широко улыбаться:
Скачет зверюшка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. Кто это?
- Лягушка.
- Правильно, это лягушка Квака. Поучимся вместе с ней широко улыбаться. Возьмите зеркало. Пока дети выполняют упражнение, логопед читает стихотворение:
Квака любит улыбаться.
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей!
А вот гномик не улыбается. Он играет на дудочке. И мы можем сделать губами дудочку- трубочку. Попробуем:
Наши губы – трубочка,
Превратились в дудочку.
Однажды захотелось Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка, затем вторая (приоткрываю губы, зубы и предлагаю детям сделать то же самое). Язычок увидел качели и сам закачался. (Упражнение «Качели»)
На качелях я качаюсь вверх – вниз, вверх – вниз
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Покачался, немного отдохнул и пошёл на горку. Горка высокая, крутая. Посмотрите, как делаю я горку. (Выполнение детьми).
Вот так горка – что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.
Устал Язычок. Но непоседа отдыхал недолго. Захотелось ему поскакать на лошадке. Кто может вот так щёлкать язычком? Молодцы!
Я лошадка Серый Бок!
Цок – цок – цок – цок!
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу!
Понравилось Язычку прыгать до потолка – нёба (обращаю внимание на нёбо). Доскакала до забора (Тпру – губами) и остановилась, а Язычок подумал: «А ведь мои вторые двери - какие это двери? (ответы детей - зубы) - могут делать заборчик:
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Заигрался наш Язычок и совсем забыл про время. Выглянул он из домика, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах:
Влево – вправо, влево – вправо
Мой Язык скользит лукаво.
Нагулялся наш Язычок и пошёл в свой домик спать. Вам понравилась сказка о весёлом Язычке?
Ну что ж, а мы отправимся на следующую страницу. Стр. 8.
Разговариваем мы ртом, а слушаем чем? (Ответы детей) Правильно, ушами. Вот и предлагают нам гномики поиграть в игру «Молчанка»
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы молчать.
И спокойно слушать звуки.
(Звучит магнитофонная запись, где поют птицы, квакают лягушки, звенят комары, слышен шум воды).
Что вы услышали? (Ответы детей)
Слушаем мы ушами. Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинять ему вреда? (Ответы детей)
Итог подводит логопед: нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.
Все живые существа издают звук, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки соединяются и получаются слоги. Слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки. Сейчас я превращу вас в птиц и мы сделаем птичий хор. (Надеваю на детей шапочки птиц). Но прежде чем приступить к пению, птички потренируют свои горлышки. Поднимем свои язычки к нёбу, сделаем губы в полуулыбке и пошипим: ш – ш – ш …. Молодцы!
Совы запели: а…. ш…., синички: о…. ш, воробьи: у….ш…., а сороки: ы…. ш…., вороны: и….ш…. Запомнили свои песенки? Если я подниму руку вверх, пойте громко. Если рука внизу, пойте тихо. (Дети поют). Если у ребёнка не получается звук Ш, то надо напомнить - куда «идёт язычок»).
Засиделись птички, решили полетать. (Дети «летают» по группе.) А вот семья синичек. В гнезде сидят маленькие птенчики и летать не могут. Давайте мы поможем маленьким синичкам и научим их летать. (Дети дуют на вырезанных птиц). Стр. 9. Молодцы!
На ветвях семья синичек –
Папа, мама и птенец.
Они уже летать как взрослые
Научились, наконец!
Логопед: Ну теперь, я думаю, что птенцы в полёте будут чувствовать увереннее. После таких тренировок не мешает поесть. А что птицы едят? (Ответы детей).
Ну, червяков и мошек у нас нет, а вот разные крупы у нас есть. Все крупы в мешочках и надо на ощупь определить, что это за крупа. ( Детям предлагаются мешочки с крупой: горохом, манкой, гречкой, пшеном, семечками. Они определяют на ощупь крупу, называя её. Затем открывают мешочек, проверяют правильность своего ответа и символически едят).
- Дети, подумайте и скажите, чем птицы отличаются от других животных?
- (Предположительные ответы детей). Они умеют летать.
- Но летать умеют и насекомые, а некоторые птицы не умею летать, например, страус, пингвин.
- Вылупляются из яиц.
- Но из яиц появляются черепахи и змеи. (Если дети затрудняются в поиске ответа, то логопед по наводящим вопросам наводит их на то, что птицы имеют клюв, тело покрыто перьями).
- Скажите, а птицы полезные животные?
- (Ответы детей – поедают вредных насекомых и червей).
- Да, птицы приносят большую пользу, поэтому нельзя разорять птичьи гнёзда, зимой птиц надо подкармливать.
- Ой, смотрите, какой весёлый зайчонок и добрый ёжик! Стр. 10. Значит мы их спасли от злых чар. Кто помнит – какой был зайчик? (Ответы детей – трусливый, всех боялся).
- А какой был ёжик? (Ответы детей – драчливый).
- А почему они такие счастливые? Чему мы сегодня научились?
- (Ответы детей).
Итог: Мы сегодня научились делать зарядку для Язычка, научились целенаправленно дуть на предметы, закрепили знания о птицах, а самое главное – научились произносить звук Ш. А вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Нам пора возвращаться в детский сад. Расправляйте крылышки и летим домой.
Приложение.
Фото не загружаются.