Соня Псардиева
«В дружной семье народов Дона». Анализ работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»
К. Д. Ушинский
Наш детский сад «Ласточка» ведёт планомерную, плодотворную работу по всем направлениям воспитательно-образовательной деятельности. Но, на протяжении многих лет, мы в инновационном экспериментальном режиме ведём работу по приобщению участников образовательного процесса к культуре России, Дона, к народному творчеству, лучшим традициям народного быта и семейной жизни.
Публикация «„В дружной семье народов Дона“, Анализ работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- День народного единства, 4 ноября
- Народная культура, фольклор
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Наша воспитательная система основана на разнообразных взаимосвязях дошкольного учреждения с семьей, социумом.
Ярко и красочно проходят народные праздники «Вичак»,
«Масленица». «Пасха», «Вардавар» и. т. д.
Педагоги ДОУ организует для детей и родителей театрализованные народные календарные праздники, игровые программы, используя разнообразные формы привлечения детей и их семей к изучению, сохранению и развитию национально-культурных традиций, а также этнокультурного наследия некоторых других народов России, Дона.
В ДОУ функционирует музей народного быта. Он собирался сотрудниками и родителями. В музее представлены экспонаты подлинных старинных предметов быта: крестьянская утварь, прялка, образцы старинной народной вышивки и ткачества, колыбелька (бешик, каталка (арбачых, армянский стол (драбез, коромысло, деревянное корыто, народные костюмы, произведения различных видов народного декоративно-прикладного творчества.
Особенно интересно проходят здесь занятия по краеведению, которые проводит победитель муниципального конкурса «Воспитатель года», творческий, самобытный педагог по краеведению Мошиян Г. А. Занятия проводятся в соответствии с планом работы по краеведию, разработанным заведующим ДОУ Псардиевой С. Р.
В течении многих лет по проблеме приощения к народной культуре работает уникальный педагог, музыкальный руководитель Хошафян В. А., В процессе занятий дети осваивают и впитывают основы народной музыкальной культуры. Хошафян В. А. разработана и апробируется программа «Анушик» по приобщению детей к армянской народной культуре.
На протяжении двух лет в ДОУ работает творческая группа педагогов по краеведению, которая разрабатывает сценарии праздников, тематических занятий, изучает опыт работы по теме краеведения других ДОУ. Расширив границы инновационной деятельности по приобщению к народной культуре, мы с нового учебного года решили вести в трёх группах работу трём направлениям – русской, армянской, казачьей культурам. С этой целью в каждой группе собирается учебно –методическая литература, оформляется своеобразный музей – уголок.
Воспитатель высшей квалификационной категории, талантливый представитель педагогической династии Шагинян Ирина Хугасовна ведёт комплексную работу по приобщению детей к русской народной культуре. Активную работу по приобщению детей к армянской народной культуре, традициям и обычаем ведёт воспитатель Срабионова А. С. Над проблемой нравственно – патриотического воспитания работает наш педагог-новатор, участник конкурса «Воспитатель года» Папазоглуян Д. Х. Воспитатель Бабахян Л. А. совместно с детьми и родителями занимаются сбором матералов и оформлением среды для приобщения детей к казачьей культуре.
В тесном контакте с семьёй воспитатели активно внедряют в работу проектную деятельность по краеведению.
Так, например это такие проекты как: «Расти, расцветай родовое дерево», «Моя семья», «Мы родом из Чалтыря», «С чего начинается Родина», «Любовь к Родине начинается с любви к матери».
Все эти формы работы создают у педагогов, детей и родителей ощущение того, что все мы – одна большая дружная семья, у членов которой много общих забот и интересов, и которые готовы вместе не только отмечать праздники и веселиться, но и помогать друг в другу в трудные минуты.
Отрадно отметить, что опыт работы нашего ДОУ (Псардиева С. Р., Чибичян С. А.) был опубликован в научно – методических пособиях
«Регионализация воспитания в ДОУ – перспективное направление в модернизации образования» в 1-й и 2-й частях, «Современная инновационная стратегия воспитания, диалог культур : толерантность»,
«Социально – педагогические проблемы детей и молодёжи» .
Впереди у нас очень много планов, проектов, творческих задумок. А нашему коллективу по силам любые проекты, ведь основа решения любой задачи – коллектив.
Мы убеждены в том, что современное дошкольное образование должно строиться на основе преемственности с многовековым опытом народной педагогики и осуществляться в неразрывной связи с семейным воспитанием.