Ирина Кирсанова
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы! Что такое валеология?
▼ Скачать + Заказать документы
Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?
С 2010 года я решила взять тему по самообразованию – валеологию. "Валеология" отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?. Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.
Публикация «Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы! Что такое валеология?» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Свою работу по теме "Что могут знать дошкольники о человеке", я начала со старшей группы. Именно старшие дети хотят узнавать о себе больше и подробнее.
Этапы работы :
1. Сбор материала, литературы, искала информацию в различных энциклопедиях, поводила беседы и анкетирование с родителями и детьми.
2. Непосредственная работа с детьми.
Целью различных занятий я ставила "Ознакомление детей с человеком". Учитывая наглядно - действенный и наглядно - образный характер мышления дошкольников, материал своих занятий давала с помощью наглядных и практических методов обучения. Для этого использовала:
Наблюдение
Обследование
Самообследование
Эксперимент
Собственную продуктивную деятельность детей
ТРИЗ
Проблемные методы
В старшей группе занятия носили ознакомительный характер, а в подготовительной, уже более углубленное изучение материала.
Работая по программе Васильевой, где все занятия взаимосвязаны между собой, некоторые темы занятий по валеологии, я добавляла в программу, т. е. расширяла тему основных занятий.
Например:
—На традиционном занятии по физкультуре, я вносила игру: " Что лучше: руки или ноги?" ( Цель: выяснить сходство и различие в строении и значение рук и ног).
—На занятиях по развитию речи, я давала первичные знания о языке, объясняла детям, как образуется речь у человека.
—На занятиях по рисованию, дети рисовали свое сердце так, как они его представляют, свои сны.
—При чтении художественной литературы, закрепляла культурно-гигиенические навыки, воспитывала чувство сострадания, желание помочь, доставить радость.
Темы занятий, которые не входили в программу Васильевой, я проводила во вторую половину дня.
Темы занятий старалась выбирать с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.
1. "Внешнее строение тела и возможности организма"
2. "Кожа - помощница"
3. "Скелет и мышцы"
4. "Сердце в жизни человека"
5. "Путешествие воздушных человечков"
6. "Об удивительных превращениях пищи внутри нас"
7. "Что такое микробы?"
8. "Органы чувств"
9. "Почему у нас два глаза?
При знакомстве с такими понятиями, как "микроорганизмы, дети знакомятся с микроскопом, рассматривают клетки кожи, клетки крови.
Занятия проводятся в разных формах:
—Наблюдения и самонаблюдения, используются дидактические игры:"Опасно - не опасно", "Умею - не умею", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Зачем человеку органы чувств?"
— Сюжетно-ролевые игры: "Больница", где происходит знакомство и закрепление приемов оказания первой медицинской помощи, как наложить повязку, как оказать помощь при порезе и ушибе, солнечном ударе.
-- Подвижные игры и экскурсии: "Путешествие на кухню", где дети знакомятся не только с процессом приготовления пищи, но и узнают о полезных продуктах и витаминах. В подготовительной группе я проводила занятие : "Полезные продукты", где дети готовили сами витаминный салат, это их так заинтересовало, что дома они готовили салат не только из яблок, но и других фруктов. Тогда, видя интерес детей, я предложила родителям
провести совместное мероприятие "Лучшее блюдо нашей семьи", где родители приняли активное участие, принесли блюда, в которых есть полезные продукты, дети сами рассказывали, как они с мамой делали то или иное блюдо.
— На всех занятиях детям предоставляется возможность самообследовать свое тело, участвовать в экспериментальной деятельности.
Проведем эксперимент:
—Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?
—Можете? Почему?
—Теперь снова закройте глаза. (Звенит колокольчик) А теперь, какой
предмет находится у меня в руках?
—Почему вы догадались, что это колокольчик, ведь вы его не видели.
Вывод: Какой орган чувств помог нам?
Игровая деятельность на занятии вызывает высокий познавательный интерес. Для детей, проявивших повышенный интерес, я предлагаю дополнительные рассказы, беседы, рассматривание энциклопедических иллюстраций, дополнительные сведения.
Чтобы понять важность каждого органа человека и как сохранить этот орган здоровым, мы вместе с детьми составляем разные правила:
"Правила хорошего слуха"
"Правила здорового носа"
"Правила здорового сердца"
Дети с дошкольного возраста должны знать, что здоровый образ жизни - это необходимое условие существования, поэтому материал каждого занятия внушает детям, что жизнь и здоровье - огромная ценность и к ней нужно относиться с умом, уважением и трепетом.
Выпустив в школу детей, я решила продолжить работу по укреплению здоровья детей через валеологию. И начала заниматься с детьми уже со средней группы. Сначала я знакомила детей с внешним строением тела человека, возможностями организма. Используя разные методы и приемы, у детей повысился познавательный интерес. Познакомясь с программой М. Л. Лазарева, стала использовать в своей работе сказочных человечков – Здоровячков. Работая с этого года по программе «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я обязательно в каждую НОД включаю знакомство с человечками. Сейчас у меня старшая группа и,благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, дети повысили свои результаты, как по физической культуре, так и в знаниях человеческого тела. Если кто-то занимается данной проблемой, предлагаю поделиться опытом. Буду очень рада!