Ирина Кирсанова
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы! Что такое валеология?
▼ Скачать + Заказать документы
Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?
С 2010 года я решила взять тему по самообразованию – валеологию. "Валеология" отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?. Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Свою работу по теме "Что могут знать дошкольники о человеке", я начала со старшей группы. Именно старшие дети хотят узнавать о себе больше и подробнее.
Этапы работы :
1. Сбор материала, литературы, искала информацию в различных энциклопедиях, поводила беседы и анкетирование с родителями и детьми.
2. Непосредственная работа с детьми.
Целью различных занятий я ставила "Ознакомление детей с человеком". Учитывая наглядно - действенный и наглядно - образный характер мышления дошкольников, материал своих занятий давала с помощью наглядных и практических методов обучения. Для этого использовала:
Наблюдение
Обследование
Самообследование
Эксперимент
Собственную продуктивную деятельность детей
ТРИЗ
Проблемные методы
В старшей группе занятия носили ознакомительный характер, а в подготовительной, уже более углубленное изучение материала.
Работая по программе Васильевой, где все занятия взаимосвязаны между собой, некоторые темы занятий по валеологии, я добавляла в программу, т. е. расширяла тему основных занятий.
Например:
—На традиционном занятии по физкультуре, я вносила игру: " Что лучше: руки или ноги?" ( Цель: выяснить сходство и различие в строении и значение рук и ног).
—На занятиях по развитию речи, я давала первичные знания о языке, объясняла детям, как образуется речь у человека.
—На занятиях по рисованию, дети рисовали свое сердце так, как они его представляют, свои сны.
—При чтении художественной литературы, закрепляла культурно-гигиенические навыки, воспитывала чувство сострадания, желание помочь, доставить радость.
Темы занятий, которые не входили в программу Васильевой, я проводила во вторую половину дня.
Темы занятий старалась выбирать с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.
1. "Внешнее строение тела и возможности организма"
2. "Кожа - помощница"
3. "Скелет и мышцы"
4. "Сердце в жизни человека"
5. "Путешествие воздушных человечков"
6. "Об удивительных превращениях пищи внутри нас"
7. "Что такое микробы?"
8. "Органы чувств"
9. "Почему у нас два глаза?
При знакомстве с такими понятиями, как "микроорганизмы, дети знакомятся с микроскопом, рассматривают клетки кожи, клетки крови.
Занятия проводятся в разных формах:
—Наблюдения и самонаблюдения, используются дидактические игры:"Опасно - не опасно", "Умею - не умею", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Зачем человеку органы чувств?"
— Сюжетно-ролевые игры: "Больница", где происходит знакомство и закрепление приемов оказания первой медицинской помощи, как наложить повязку, как оказать помощь при порезе и ушибе, солнечном ударе.
-- Подвижные игры и экскурсии: "Путешествие на кухню", где дети знакомятся не только с процессом приготовления пищи, но и узнают о полезных продуктах и витаминах. В подготовительной группе я проводила занятие : "Полезные продукты", где дети готовили сами витаминный салат, это их так заинтересовало, что дома они готовили салат не только из яблок, но и других фруктов. Тогда, видя интерес детей, я предложила родителям
провести совместное мероприятие "Лучшее блюдо нашей семьи", где родители приняли активное участие, принесли блюда, в которых есть полезные продукты, дети сами рассказывали, как они с мамой делали то или иное блюдо.
— На всех занятиях детям предоставляется возможность самообследовать свое тело, участвовать в экспериментальной деятельности.
Проведем эксперимент:
—Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?
—Можете? Почему?
—Теперь снова закройте глаза. (Звенит колокольчик) А теперь, какой
предмет находится у меня в руках?
—Почему вы догадались, что это колокольчик, ведь вы его не видели.
Вывод: Какой орган чувств помог нам?
Игровая деятельность на занятии вызывает высокий познавательный интерес. Для детей, проявивших повышенный интерес, я предлагаю дополнительные рассказы, беседы, рассматривание энциклопедических иллюстраций, дополнительные сведения.
Чтобы понять важность каждого органа человека и как сохранить этот орган здоровым, мы вместе с детьми составляем разные правила:
"Правила хорошего слуха"
"Правила здорового носа"
"Правила здорового сердца"
Дети с дошкольного возраста должны знать, что здоровый образ жизни - это необходимое условие существования, поэтому материал каждого занятия внушает детям, что жизнь и здоровье - огромная ценность и к ней нужно относиться с умом, уважением и трепетом.
Выпустив в школу детей, я решила продолжить работу по укреплению здоровья детей через валеологию. И начала заниматься с детьми уже со средней группы. Сначала я знакомила детей с внешним строением тела человека, возможностями организма. Используя разные методы и приемы, у детей повысился познавательный интерес. Познакомясь с программой М. Л. Лазарева, стала использовать в своей работе сказочных человечков – Здоровячков. Работая с этого года по программе «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я обязательно в каждую НОД включаю знакомство с человечками. Сейчас у меня старшая группа и,благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, дети повысили свои результаты, как по физической культуре, так и в знаниях человеческого тела. Если кто-то занимается данной проблемой, предлагаю поделиться опытом. Буду очень рада!