Инна Кузнецова
Утренняя гимнастика как физкультурно — оздоровительное воспитание детей в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика
как физкультурно – оздоровительное
воспитание детей в детском саду.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У детей систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъём, повышается работоспособность. Необходимо после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений, а это воспитывает волевое усилие, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Публикация «Утренняя гимнастика как физкультурно — оздоровительное воспитание детей в детском саду,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Перед утренней гимнастикой я ставлю целью совершенно особые задачи: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но уверенно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика, или как её называют, зарядка, в дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей я провожу по режиму дня до завтрака, после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях на гимнастике я преследую ещё и цели организации детского коллектива, переключение детей от свободных индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
Вследствие одновременной совместной двигательной деятельности более возбуждённые дети, которые уже успели побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Всё это создает равное, бодро настроение у всех детей, и готовлю их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при поведении её не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определённой дисциплине, порядку.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребёнка. Содержание своей гимнастики составляю из упражнений для разнообразных групп мышц. Систематическое их повторение укрепляет двигательный аппарат ребенка. Систематически включаю упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки ещё более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физические функции. Всё это благоприятствует жизнедеятельности организма, повышая его работоспособность.
В своей работе я систематически использовать разнообразные формы организации утренней гимнастики.
Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений.
Во вводной части мною организовывается непродолжительная ходьба и лёгкий бег, после чего детей строю для выполнения общеразвивающих упражнений.
В основную часть включаю общеразвивающие упражнения или другие виды физических упражнений: Танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даю интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
В заключительной части провожу ходьбу или малоподвижные игры.
Игрового характера.
В такую гимнастику я включаю 2 – 3 игры разной степени интенсивности или 5 – 7 общеразвивающих упражнений имитирующего характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Иногда даже, получается, создать целый сюжет из имитационных движений.
С использование полосы препятствий.
Использование полосы препятствий позволяет мне предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включаю разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередую физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.
С включение оздоровительных пробежек.
Провожу обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5 –7 человек. Вначале я предлагаю детям короткую разминку, которая состоит из 3 – 4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем даю пробежку со средней скоростью (один – два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце обязательно провожу упражнения на дыхание.
Дыхательная гимнастика.
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулировать его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трё х фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать, следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (например, два шага – вдох, два шага – выдох, но выбирать это количество следует исходя из собственного удобства.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
1) дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
2) необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;
3) дыша надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
4) выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
5) дышать надо носом.
Заниматься надо в удобной спортивной форме.
Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо :
- все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;
- находятся в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
- следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе, и длительности и плавно переходили друг в друга.
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:
1) принять позу и зафиксировать её;
2) расслабиться;
3) сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы;
4) сделать глубокий вход;
5) выполнить дыхательное упражнение;
6) отдохнуть после упражнения, сменить позу.
Основная поза дыхательной гимнастки : встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы – паралельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку охватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
Дыхательная гимнастика в моей работе выполняет следующие задачи:
1) повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
2) развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Занятия провожу 2 – 3 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи). Продолжительность занятий – 10 – 12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий.
В основу моей работы на занятии положено применение специальных статистических и динамических дыхательных упражнений на фоне общеукрепляющих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с длительным выдохом. Этого можно достичь произнесением звуков (ааа, ооо, ууу, шипящих согласных (ж, ш) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса поезда и т. д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2 : 1.
Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части занятия). Надувание игрушек и ячей следует начинать с 3 – 4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2 – 3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.
Для достижения наиболее полного эффекта рекомендуется обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики. Чтобы они могли заниматься с детьми в домашних условиях.
Массаж.
Что такое массаж? По этим термином понимается система дозированных механических воздействий на человеческое тело, выполняемых в виде специальных приёмов. Цели этих воздействий могут быть разными, и в зависимости от них различаются и разные виды массажа: лечебный, гигиенический, спортивный, косметический. В зависимости же от средств воздействия массаж условно можно подразделить на классический, точечный и массаж рефлексогенных зон.
Кроме дыхательной гимнастики в детском саду мои дети хорошо принемают и точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клети и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Пальчиковая гимнастика.
Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой й деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмований историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух лет хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трёхлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.
Четырёхлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более страшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Ритмическая гимнастика.
Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда включаю общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца. Но выполняются более разнообразно и эмоционально.
На мой взгляд, одним из самых важных моментов при занятии ритмической гимнастикой являются положительные эмоции детей.
Перечисленные мною виды гимнастик, я использую в своей работе так как это помогает укреплять и сохранять здоровье своих детей.
Ведь здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Комплекс
утренней гимнастики «Зима».
№ п/п Содержание упражнений ДТД Метод.
рекомендации
Построение в шеренгу.
Сообщение задач.
Ходьба обычным шагом в колонне
Широкий бег
Ходьба обычным шагом в колонне
Ходьба обычным шагом с перестроением в пары 35-40 сек
1,5 мин Во время ходьбы энергично делаем взмахи руками
1 «Согрей плечи»
И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.
В:1-развести руки в стороны
2- хлопнуть по противоположным плечам
3-развести руки в стороны
4- вернуться в и. п. 7 раз Руки в локтях не сгибаем, держим на уровне плеч
2 «Стряхни снег»
И. п ноги на ширине плеч, руки внизу.
В:1- наклон вперед
2- вернуться в и. п. 7 раз Похлопать по коленам «отряхнуть снег»
3 «Согрей ноги»
И. п. сидя, руки внизу, ноги вместе
В:1-развести руки в стороны
2-согнуть ноги в коленях
3- вернуться в и. п. 7 раз Обхватить ноги руками, ноги опускаем тихо
4 «Лепка снежков»
И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.
В:1-поднять руки вперед, хлопок
2- подняться на носки
3- вернуться в и. п. 7 раз Во время хлопка, руки не сгибаем
5 «Бросание снежков»
И. п ноги на ширине плеч, руки внизу.
В:1-отвести правую /левую/ руку вперед - в сторону,
2- резким движением перевести руку вперед
3- вернуться в и. п. 7 раз Смотрим вперед, голову не опускаем
«бросить снежок»
6 «Снеговик»
И. п ноги на ширине плеч, руки на поясе
В:1-поворот вправо /влево/
2- вернуться в и. п. 6 раз Голову поворачиваем вместе с туловищем
7 «Прыжки с хлопками»
И. п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.
В: 8 прыжков чередуется с ходьбой 8х4 раза Дышим носом. Прыгаем легко, на носочках
Перестроение из звеньев в колонну
Ходьба в колонне обычным шагом
«По утрам зарядку делай - будешь сильным, будешь смелым!» 1,5 мин Во время ходьбы не отстаем и не наталкиваемся на товарищей
Комплекс фольклорной утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы
Тема: В гостях у бабушки-загадушки
Рано утром бабушка Обычная ходьба.
Делает зарядку. Ходьба с высоким
Делает зарядку, Подниманием колена.
Учит всех порядку.
По утрам зарядку делай, Обычный бег.
Будешь сильным, Бег змейкой.
Будешь смелым.
Бегать быстро,
Прыгать ловко,
Для всего нужна сноровка. Ходьба с восстановлением дыхания.
Построение врассыпную.
Воспитатель Я вам загадаю, а вы мне покажете отгадку.
Комплекс ОРУ без предметов.
1. Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик. (Ножницы.)
«Ножницы». И. п. - узкая стойка, руки вдоль туловища: скрестные движения рук.
Повторить 8-10 раз.
2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)
«Ветер». И. п. - то же: руки прямые поднять вверх, наклоны влево-вправо.
Повторить 8-10 раз.
3. Сидит в траве Аленка в красной рубашонке, Кто мимо идет, всякий поклонится. (Земляника.)
«Земляника». И. п. - стойка на коленях, руки на поясе: повороты с разведением рук, кивок головой. Повторить 8-10 раз.
4. С хозяйкой дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака.)
«Собака». И. п. - упор на коленях и предплечьях: энергичные повороты туловища и головы. Повторить 8-10 раз.
5. Из меня куличик печь удобно,
Только есть его нельзя, дружок.
Я, сыпучий, желтый, несъедобный.
Догадался, кто я -. (Я - песок.)
«Песок». И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища: перекаты со спины на живот и обратно. Повторить 8 раз.
6. Что за птица?
Песен не поет,
Гнездо не вьет,
Людей и груз везет. (Самолет.)
«Самолет». И. п. - лежа на животе: приподнять верхнюю часть туловища, вдох, звукоподражание «р-р-р», вернуться в и. п., выдох. Повторить 6 раз.
7. Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь, как
Прятаться начнут. (Дождик.)
«Дождик». И. п. - о. е., приседания, руки за голову. Повторить 8 раз.
8. Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут. (Мяч.)
«Мяч». И. п. - узкая стойка: подскоки на двух ногах, чередовать 3 раза с упражнением «гармошка» (перекаты с пяток на носки).
Бег врассыпную.
Летят, кружатся, на землю ложатся.
С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)
Игровое упражнение «Эхо».
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет.
Без языка, а кричит. (Эхо.)