Гребенюк Ирина Викторовна
Устранение пробелов в знаниях старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
( Составитель: учитель-дефектолог Гребенюк Ирина Викторовна)
Пробелы в знаниях становятся очевидными чаще всего в старшем дошкольном возрасте. Они накапливаются на протяжении всего периода дошкольного обучения; недостаток элементарных представлений, как правило, сопровождается отставанием в умственном развитии. Все это не позволяет ребенку продвигаться вперёд в одном темпе со сверстниками. Это не означает, что положение безнадежно и такие дети будут долгое время хуже своих сверстников успевать в школе. Этим детям возможно и необходимо помочь преодолеть отставание. В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, или ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. С ними чаще всего надо начинать с азов, с самого элементарною материала, который начинают изучать еще во второй младшей группе детского сада, где закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Поскольку у детей в старшем возрасте может сложиться негативное отношение к обучению, необходимо подобрать такую форму занятий, которая была бы для них привлекательна, например дидактические игры, игровые упражнения, практические задания. Каждое общение ребенка со взрослым должно не только давать ему знания, упражнять в умениях, но и вселять уверенность в собственные силы, показывать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении, испытать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности. В соответствии со степенью и темпом усвоения программного материала можно варьировать содержание занятий. На усвоение одних тем потребуется больше времени, другие же темы хорошо усвоены детьми и могут быть пропущены. Продолжительность занятий с детьми колеблется от 15 до 25 мин в зависимости от индивидуальных особенностей детей и уровня их интеллектуального развития. Занятия проводят в утренние и вечерние часы. Целесообразно убедить родителей в необходимости занятий с такими детьми дома и показать, как это надо делать, рассказать о содержании занятий. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими пробелы в знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. Партнером по игре может быть взрослый или другой ребёнок. В дидактической игре происходит закрепление, углубление знаний, упражнение умений. В том случае, если ребенок впервые знакомится с какими-либо понятиями или способами выполнения действий, ребенку подробно объясняют правила игры, проводится пробная игра, с тем чтобы определить, понятны ли ему ее условия и правила. Если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо менять наглядный материал. Программа занятий строится циклически. Познавательный материал располагается по принципу от простого к сложному. Таким образом, индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап обеспечивает повторение и усложнение представлений.
Публикация «Устранение пробелов в знаниях старших дошкольников» размещена в разделах
Рекомендуем Вам познакомиться с книгой Калиниченко "Формирование начальных математических представлений", выдержки из которой здесь приведены.
I этап
Величина. Цель. Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, обозначая результаты сравнения словом (выше, ниже, равны по высоте; длиннее, короче, равные по длине; шире, уже, равные но ширине).
Форма. Цель. Различать и называть круг, квадрат, треугольник.
II этап
Величина. Цель. Сравнивать предметы по величине путем наложения и приложения, а также с помощью третьего — мерки (когда контакт или соприкосновение предметов невозможно).
Форма. Цель. Находить предметы квадратной, круглой, треугольной, прямоугольной формы в окружающей обстановке.
III этап
Величина.
Цель. Сравнивать предметы по величине путем наложения и приложения, а также с помощью третьего — мерки (когда контакт или соприкосновение предметов невозможно).
Форма. Цель. Находить предметы квадратной, круглой, треугольной, прямоугольной формы в окружающей обстановке.
Например: Игра «Мишки собираются в гости». Для игры нужны два медведя, ленты длиной 25 см и 1 м, одинаковые по ширине и цвету. Ребёнок получает короткую ленту, из которой завязать мишке бант невозможно. Взрослый (или ребенок, работающий с ним в паре) получает длинную ленту. Условие, которое препятствует достижению цели,— лента короткая. Ребенок анализирует условие, отвечает на вопрос, почему из его ленты бант мишке не завязывается. (Лента короткая.) Далее ребенок самостоятельно находит средство для достижения цели: просит другую ленту, подлиннее. После игры ленты можно сравнить путем наложения или приложения, из нескольких лент выбрать две одинаковые ленты и т. д. Аналогичные игровые ситуации: «Достань мяч из-под шкафа», «Подбери шнурки к туфелькам и к ботинкам». В первой игровой ситуации ребенок хочет достать мяч, закатившийся под шкаф, а палка, которая лежит рядом, короткая, не достает до мяча. Ребенок просит другую. Какую? (Подлиннее.) Сам подбирает палку подлиннее или составляет из нескольких, лежащих поодаль (вместе со взрослым он сравнивает палки). Во второй ситуации ребенок вместе со взрослым устанавливает, что для туфелек шнурки нужны короче, а для ботинок — длиннее. Ребенок сравнивает шнурки по длине, выбирает нужные.