Алёна Макейкина
Устный журнал «Друг в беде не бросит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: воспитывать у детей уважительное отношение к своим друзьям; учить быть доброжелательными, заботливыми по отношению друг к другу, к людям вообще.
Подготовительная работа. Детям дается задание под-готовить пословицы, поговорки о дружбе, о друзьях.
Ход занятия
I. «Настоящий друг».
Учитель начинает разговор с детьми словами:
Говорят, что друзья не растут в огороде, Не продашь и не купишь друзей.
Просит поднять руки тех детей, у кого есть настоящий ДРУГ.
Публикация «Устный журнал „Друг в беде не бросит“» размещена в разделах
Выясняют, что значит «настоящий друг» (с ним всегда можно о чем-то посоветоваться, попросить помощи, поиграть, он никогда не оставит в беде и т. п.).
Кто из детей желает, рассказывают о том, как нашли себе друга. Учитель обращает внимание ребят на то, что друга найти не так просто. Прежде всего надо подумать о том, а сможешь ли ты сам быть хорошим другом.
Детям предлагается послушать рассказ М. Пляцковского «Сердитый Дог Буль» и ответить на вопрос: «Сможет ли Дог Буль иметь друга?» Идет задушевный разговор среди детей. Выясняется: «Как надо измениться Догу Булю, чтобы иметь друзей?» «Каким надо быть, чтобы тебя уважали?» "Что означает пословица «Умный себя винит, а глупый — своего товарища?».
Сердитый дог Буль.
(Автор М. Пляцковский. Худ. В. Сутеев)
Дог Буль всегда рычал.
Кого ни увидит - сразу свои зубы скалит. И глаза таращит.
Это, значит, чтобы его все боялись. Подзывает он как-то к себе утенка Крячика:
- Иди сюда!
- А не укусишь? - спросил утенок.
- Очень мне надо тебя кусать!
Остановился утенок возле Буля. А тот и спрашиваем.
- У тебя много др-р-рузей?
- Мно-го! Вот считай: цыпленок Фью, корова Муренка, козленок Мармеладик, поросе.
- Хватит, - перебил дог Буль. - Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого большого, храброго и сильного, нет ни одного?
- Вот еще? - замахал крылышками утенок. - Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекря-крятишь на всех бросаться, лаять и пугать, тогда другое дело!
II. «Урок дружбы».
Учитель предлагает проанализировать в рассказе поведение двух товарищей и сделать вывод: как надо и как не надо поступать друзьям. Читается рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы».
«Жили два воробья Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выб-расывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо… Зачем?- стал отмахиваться крылышками Чик. -Ты нашел — ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья,— сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его.
Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… Дружбы!»
Учитель задает детям вопросы:
1. Кто из двух воробьев — настоящий друг? Почему?
2. Исправился ли Чик? Из каких слов это видно?
III. «Мальчишки, девчонки…»
Учитель спрашивает у детей:
1. А могут ли быть друзьями девочка и мальчик?
2. Какую девочку хотели бы мальчики выбрать себе в друзья?
3. Какие вам, девочкам, нравятся друзья-мальчики? Четвертый этап. «Давайте жить дружно». Учитель просит детей вспомнить любимые слова Кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!», объяснить, как они понимают этот призыв, и подводит детей к мысли о том, что только так — «жить дружно» — и можно сохранить друзей, дружбу. Но жить дружно можно при условии, если знаешь правила честной дружбы.
1. Не нарушай прав своего друга.
2. Не дерись, не лезь к другу с кулаками, если ваши мнения расходятся.
3. Если друг не прав, объясни ему его ошибки.
4. Не злорадствуй, если у друга неприятность.
5. Не задавайся, не хвастайся. Научи друга тому, что умеешь сам.
6. Не огорчайся при неудачах. Учись тому, что умеет ДРУГ.
7. Будь терпеливее — и добьешься успеха.
8. Радуйся вместе с другом его успехам.
Советы организаторам
1. Помните, что одним или несколькими занятиями крепкую дружбу между детьми не создадите. Это процесс длительный. Дети 6—8 лет сегодня дружат, а завтра, как говорят, «раздружатся». Это не страшно. Постепенно, с возрастом, дружба между ними будет крепнуть, особенно если вы и родители приложите максимум усилий для того, чтобы дети росли добрыми, вежливыми, честными, ответственными и т. п.
2. Объясните детям значение слов друг — человек, с которым ты любишь быть вместе, который поможет в трудную минуту, которому можно доверять; дружба — отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.