Ольга Геннадьевна
Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие психологического развития ребенка с ОВЗ, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Одной из главных задач коррекционно-педагогической работы ФГОС ДО является создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Публикация «Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Научить ребёнка сообщать, передавать информацию своему собеседнику в процессе межличностного взаимодействия - непростая педагогическая задача, особенно если она должна быть решена относительно малыша, имеющего речевые трудности и на уровне физиологической патологии, которая мешает его успешной социализации.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребёнок с ОВЗ - особенный ребёнок он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, живя в реальном, а не в виртуальном мире. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
По мнению психологов, в качестве основополагающей рассматривается концепция о нарушении коммуникации при заикании. В связи с этими особенностями речи и поведения у наших детей особая роль в формировании социально личностных качеств ребёнка отводится игровой деятельности, так как игра - ведущий вид деятельности. Общение во время игры является важным условием и средством для перестройки патологически сформированных стереотипов и нарушении авторегуляции процессов речепорождения у заикающихся детей и контроля за этими процессами в условиях общения.
Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, мы пришли к выводу, что имеется определённая связь между особенностями поведения и речевыми затруднениями заикающихся дошкольников. В результате можно установить факт нарушения у детей с ОВЗ (дети, страдающие заиканием) всех трё х сторон процесса общения: коммуникативной (обмена информации, интерактивной (построения общей стратегии взаимодействия) и перцептивной (полноценного формирования образа человека, а также игры как ведущей деятельности. В связи с этими особенностями речи и поведения детей, страдающих заиканием особая роль в формировании социально личностных качеств отводится игровой деятельности. Именно игра и общение становятся сквозными видами детской деятельности.
Таким образом, анализ состояния данной проблемы определил актуальность нашей темы «Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ». Четко сформулированные цели и задачи позволили нам спланировать работу созданию условий для успешной социализации детей : подбор и разучивание игр для углубления сферы общения и обучению умению сотрудничать. Был определен уровень развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста страдающих заиканием отмечалось недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков. Проанализировав материалы диагностического исследования, мы разработали план коммуникативных игр, придерживаясь планирования лексических тем. Коммуникативные игры, которые используются в совместной деятельности, делятся на три группы:
• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными поглаживаниями;
• игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
• игры, обучающие умению сотрудничать
Коммуникативные игры включались в любое свободное время в течение дня, в самостоятельную и совместную с педагогом, с детьми, с родителями, а также в непосредственную образовательную деятельность.
вступать во взаимодействие; создания атмосферы доброжелательности, взаимопонимания.
Особое место в данной системе работы мы отвели взаимодействию с семьями воспитанников. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по различным вопросам, используем разные формы: информационные листы, листы-памятки, информационный стенд, мастер-классы, сайт детского сада, общение через электронную почту педагогов и родителей. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослого с ребёнком, в группе организовывались собрания-практикумы, досуги, дни добрых дел, фотомонтажи, семейные конкурсы. Родители принимают активное участие в организации различных совместных видах коммуникативной деятельности, организовывая вмести с детьми игры и досуги.
В процессе использования коммуникативных игр (как одно из необходимых условий для успешной социализации детей с ОВЗ) дети нашей группы значительно хорошо стали владеть навыками умения слушать и слышать другого. С удовольствием используют формулы речевого этикета адресно и мотивировано, смело применяют мимику и голос в общении, укрепляют и развивают в игре и совместной деятельности дружеские взаимоотношения. Ведущую роль в общении приобретает стремление к взаимопомощи и сопереживанию.
Благодаря подобранной картотеке коммуникативных игр произошло значительное улучшение социализации детей. Раскрепостился и открылся эмоциональный диапазон детей, улучшилось взаимопонимание, развилась эмоциональная сфера, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Активно участвуют родители при создании развивающей предметно-пространственной среды группы: шьют костюмы для театрализованных игр, изготавливают атрибуты к сюжетно-ролевым играм, участвуют в мастер-классах. Положительным в своей работе считаем участие детей в конкурсах, проводимых в ДОУ по театрализованным постановкам, активное участие родителей в организации творческих мероприятий группы.
Литература:
1. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-65
2. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. – С. 3
3. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников,1997.-М.
4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. ; Воронеж, 1997.
5. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
6. Филичева Т. Б. Логопедия: Методическое наследие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, Т. В. Туманова. М., Владос, 2007. - 479 с.
7. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2005. - № 10.