Валентина Шаповаленко
Условия возникновения опыта по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Публикация «Условия возникновения опыта по здоровьесбережению» размещена в разделах
В настоящее время проблема оздоровления стала особенно актуальной в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. При обследовании дошкольников
обнаруживается ряд закономерностей в отставании физического и
психического развития детей: снижение мышечного тонуса, нарушение
осанки, плоскостопие, гипокинезия, дисгармония нервных и физических
показателей. Сопротивляемость детского организма снижается, повышается
негативизм, возбудимость, неустойчивость, эмоциональная раздражительность, нарушается произвольная регуляция. В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Но пока на настоящий момент невозможно утверждать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
А между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Однако, исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза (В. Р. Кугма, М. И. Степанова).
Увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые и ЛОР – заболевания. Поэтому для решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, его физическому развитию, формированию привычки здорового образа жизни, а общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.
В настоящее время в детских садах практикуется создание групп оздоровительной направленности для часто болеющих детей (ЧБД).
Большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой «группе риска» - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.
Цель детского сада вовремя откорректировать возникающие отклонения в состоянии здоровья и не допустить перехода II группы здоровья в III. В случае же наличия у ребенка хронической патологии важно не допустить обострения основного заболевания.
Актуальность опыта
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3 %. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. У 20-30 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим и психическим неблагополучием и 85% старших дошкольников имеют нарушения речи различной степени тяжести.
Теоретическая база опыта
Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее [
Концепция Федеральных государственных требований (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение задач охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрированно, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальными становятся здоровьесберегающие технологии в ДОУ, применение которых возможно если будет осуществляться корректировка технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано в ДОУ здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
По мнению В. Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [12].
О. В. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования [14].
По определению Н. К. Смирнова, здоровьеформирующие образовательные технологии это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [13].
Роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме дошкольного
учреждения чрезвычайно велика. От того, насколько грамотно и
целенаправленно сами педагоги выдерживают все режимные моменты, графики чередования интенсивной умственной и релаксационной
деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников. «Забота о
здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В. А. Сухомлинский).
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на
оздоровление ребенка–дошкольника, культивирование здорового образа
жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе
модернизации российского образования.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта – формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью посредством использования приемов здоовьесберегающих технологий в образовательной деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить дошкольнику возможность сохранения и укрепления физического и психического здоровья,
2. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни,
3. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы работы по формированию у
дошкольников стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Опыт предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование здоровьезберегающих технологий обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме.
Длительность работы над опытом
Опыт проводился на базе дошкольных групп МОУ «Головчинская СОШ с УИОП» в группе «Петушок». Внедрение здоровьесберегающих технологий проводилось в три этапа
1. Первый этап: «Диагностико-прогностический»
Цель: Изучение и анализ существующих здоровьесберегающих технологий и возможность их использования. Диагностика уровня физической подготовленности детей и подбор наиболее эффективных методов и приёмов для его повышения.
2. Второй этап: «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
3. Третий этап: «Обобщающий»
Цель: Анализ результатов диагностики физической подготовки детей. Совершенствование результатов использования здоровьесберегающих технологий.
Опыт проводился на базе дошкольных групп МОУ «Головчинская СОШ с УИОП» на протяжении 3 лет в 3 этапа: 1 этап - подготовительный (2009-2010уч. г. - младшая группа); 2 этап - информационно-исследовательский (2010-2011 уч. г. – средняя группа); 3 - завершающий этап (2011-2012 уч. г. - старшая группа).
Диапазон опыта
Решение задач осуществляется через специально организованные мероприятия познавательного цикла: встречи, беседы с медицинскими работниками, экскурсии в поликлинику, кабинет медсестры, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования; праздники, досуги, конкурсы, пополнение спортивного уголка, игры – драматизации, через специально организованные физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия оздоровительную гимнастику после дневного сна, с учетом индивидуальных особенностей детей включает щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений, сочетание с другими оздоровительными процедурами : профилактикой нарушения осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз и т. д.
Технология
Обучение проводится в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.
Здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении – это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Чтобы занятия стали детям в радость и не были скучными необходимо использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Опыт работы показывает, что дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети дошкольного возраста, имеющие хронические заболевания, как правило, чаще других болеют. Эти заболевания еще больше снижают их ослабленный иммунитет, повышают их предрасположенность к повторным заболеваниям. Все это осложняет процесс обучения детей, ухудшает их способность к усвоению знаний как из-за пропусков занятий, так и из-за низкой работоспособности.
Решая физкультурно - оздоровительные задачи необходимо соблюдать следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и группе здоровья.
2. Сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами, дети занимаются в зале в спортивной облегченной форме.
3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз, артикуляционной гимнастики).
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, оздоровительный бег на воздухе).
Система работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, расширить кругозор дошкольников, привить любовь к физической культуре и вызвать интерес к спорту.
В работе использованы современные здоровьесберегающие технологии, способные одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей предметной и двигательной среды.
В нашем дошкольном учреждении имеется большой, просторный спортивный зал с гимнастическими скамейками, мячами и прочими необходимыми пособиями. Наряду с заводскими пособиями в работе использовалось нестандартное оборудование, которое изготавливалось самостоятельно атрибуты к подвижным играм и играм эстафетам, атрибуты для выполнения общеразвивающих упражнений, массажные коврики для коррекции плоскостопия и т. д. Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в группе имеется спортивный уголок.
Перед началом работы над проблемой было проведено анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей. Оно показало, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений и подвижных игр) Оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Этап внедрения в работу здоровьесберегающих технологий автор опыта начала с технологий сохранения и стимулирования здоровья :
1. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей дошкольного возраста и поэтому включаются во все формы двигательной активности. Подбор игр делаю с уклоном на развитие быстроты и ловкости, ориентации в пространстве для каждого возраста. В своих развлечениях часто использую элементы таких спортивных игр как футбол, баскетбол и т. д.
2. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Это одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно перед завтраком,зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание детей, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. На утренней гимнастике я использую знакомые детям упражнения, которые дети с удовольствием выполняют под музыку, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.
3. Дыхательная гимнастика основана, в первую очередь, на динамических дыхательных упражнениях, которые сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Цель дыхательных упражнений научить детей в игровой форме прислушиваться к своему дыханию, расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Выполнение дыхательных упражнений способствует укреплению дыхательной системы и здоровья детей. Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе. Комплексы дыхательной гимнастики и отдельные упражнения я подбирала с учетом возрастных особенностей детей и их заболеваний. Разработанную картотеку включаю в комплексы утренней гимнастики, в заключительной части физкультурных занятий. Также рекомендую воспитателям использовать дыхательные упражнения на прогулках, физминутках, гимнастики после сна, динамических паузах.
4. Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения. Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти в состояние бодрствования. Такую оздоровительную, тонизирующую гимнастику принято называть бодрящей.
Бодрящая гимнастика после сна:
• устраняет сонливость и вялость после пробуждения;
• улучшает настроение и самочувствие;
• повышает умственную и физическую работоспособность;
• улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и питательными веществами;
• оздоравливает весь организм.
Форма проведения «просыпалок» может быть различна. Упражнения выполняются сначала в кроватках, в и. п. лежа, затем плавно переходят на ходьбу с различными заданиями: на носках, пятках, по массажным коврикам. Затем «бодрым шагом» ребятишки маршируют в другую, хорошо проветриваемую заранее, комнату. Закончить комплекс гимнастических упражнений рекомендуется водными процедурами — умыванием и обтиранием. Такое ежедневное закаливание актуально и зимой, и летом.
5. Пальчиковая гимнастика развивает не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребёнку в выполнении мелких движений. Вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В связи с открытием в нашем саду речевых групп, пальчиковая гимнастика включена во все виды двигательной активности всех групп детского сада.
6. Динамические паузы. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Педагогам я рекомендую включать в динамические паузы элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Такие паузы нужно проводить во время организации непосредственно образовательной деятельности, по мере и утомляемости детей. Они хорошо стимулируют к познавательной деятельности гиперактивных детей, которым трудно усидеть на месте.
7. Гимнастика для глаз. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Чтобы дети могли проявить свою активность, я рекомендую педагогам проводить её в игровой форме. Дети с гораздо большей охотой делают её, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. При подборе гимнастики для глаз я учитываю возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Дети при выполнении гимнастики не должны уставать. Нужно следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
8. вРелаксация. Упражнения на расслабление можно проводить с любого возраста и в любом подходящем месте. Также занятия можно проводить в любое удобное время, в зависимости от состояния детей. Обычно релаксации я провожу в заключительной части физкультурного занятия, при этом использую спокойную музыку или звуки природы, дождя. Дети с удовольствием выполняют упражнения в комплексе с дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз.
Особую роль в оздоровлении детей играют технологии обучения здоровому образу жизни. Их, я считаю, самыми основными.
10. Физкультурные занятия (НОД) Традиционная система физкультурных занятий недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду. В учебных пособиях по физическому воспитанию достаточно подробно освещена методика организации традиционных физкультурных занятий. Добиться высокого качества освоения движений детьми и большого оздоровительного эффекта на подобных занятиях весьма затруднительно. Я вынуждена постоянно давать детям указания, невольно вырабатывая у них ориентировку на внешний контроль. Кроме того, постоянные указания, замечания, снижают положительный настрой детей, создают определенное психологическое напряжение. Конечно, все дети любят физкультуру. Но из-за однообразия повторяющихся движений интерес к занятиям быстро проходит. Именно поэтому, а также ради того, чтобы все физкультурные занятия работали на укрепление здоровья ребенка, я все чаще стала использовать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и методике проведения. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка. Дети по своей природе- визуалы. Им гораздо интереснее осваивать новые движения, подражая любимым животным, или погружаясь в волшебный мир сказок.
.