Екатерина Степовая
Конспект образовательной деятельности «Уроки Дарвинского заповедника»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область и направление: Познавательное развитие, ознакомление с природой.
Цель: Ознакомление детей с Дарвинским государственным природным заповедником и некоторыми его обитателями.
Программные задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории Череповецкого района;
-сформировать представление детей о животном мире заповедника;
-закрепить знания детей о назначении заповедников;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Уроки Дарвинского заповедника“» размещена в разделах
Формировать умение устанавливать элементарные взаимосвязи в природе.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, основы экологического мышления;
-развивать умение рассуждать;
-развивать интерес к изучению природы родного края.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
- воспитывать уважение к людям, работающим в заповеднике;
-воспитывать бережное обращение к природе.
Здоровьесберегающие: снятие эмоционального напряжения и зрительной усталости.
Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Беседы о животных, обитающих на территории вологодской области. Беседа о создании Рыбинского водохранилища, рассматривание фотографий водохранилища.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки.
Демонстрационный материал: Интерактивное пособие по ознакомлению дошкольников с обитателями Дарвинского заповедника, фотографии территории Дарвинского заповедника, Рыбинского водохранилища, фото людей работающих в заповеднике, значок с эмблемой Дарвинского заповедника.
Раздаточный материал: карточки для самооценки грустный и веселый смайлик.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята сегодня утром по дороге в детский сад я нашла вот такой значок. Посмотрите на него внимательно. Что на нем изображено? (ответы детей: птица с рыбой в когтях) А вы узнали, что это за птица? (ответы детей) А что может обозначать этот знак? (ответы детей) А как мы это можем узнать? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Кто – то из вас сказал, что там что-то написано. А из вас кто – нибудь может прочитать надпись на значке? Настя прочитай, пожалуйста. (Настя читает надпись «Дарвинский государственный природный заповедник»).
Воспитатель: Дарвинский заповедник, интересно, а что это? (ответы детей)
Воспитатель: Заповедник, ребята это – большая территория, на котором природа сохраняется такой, какая она есть, и на этой территории запрещено охотится, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу и т. д. С понятием заповедник разобрались, природный тоже понятно в заповеднике охраняют природу, а что обозначает слово: государственный (ответы детей) Правильно природу в заповеднике охраняет государство. А «Дарвинский» что обозначает? (ответы детей)
Воспитатель: Дарвинский - это название заповедника. А как же нам узнать где находится этот заповедник (ответы детей). Правильно можем узнать в интернете. Давайте попробуем. Слайд с изображением поиска определения в интернете. Вот смотрите, появляется слайд с картой Дарвинского заповедника. Этот заповедник находится на стыке трех областей Тверской, Ярославской, Вологодской. Значит, этот заповедник находится и на территории нашей области. Посмотрите на карту, он расположен недалеко от нашего города. А как же узнать, что за птица изображена на значке, который я нашла сегодня? Ребята. Кому то из вас приходилось бывать в этом заповеднике? Я думаю, что если мы побываем в Дарвинском заповеднике, то сможем это узнать. Ребята, хотите отправиться на экскурсию в заповедник? (ответ детей)
Посмотрите на экран, как вы думаете, кто может обитать на территории заповедника? (ответы детей) Есть Рыбинское водохранилище. Значит, могут обитать рыбы и водоплавающие птицы, есть лес значит могут обитать различные звери. Вот перед нами карта с условными обозначениями и действительно там обитают млекопитающие (звери, птицы и рыбы.
А про кого вы хотели бы узнать сначала? (дети выбирают условное обозначение и переходят на следующий слайд, например рыбы)
Воспитатель: посмотрите на схему расселения рыб. Это все рыбы пресноводные, т. е. обитающие в пресной, несоленой воде, т. к. они обитают в Рыбинском водохранилище и речках, которые в него впадают, а во всех этих водоемах вода не соленая. Про кого из рыб вы сначала хотели бы узнать. Дети выбирают на слайде условное обозначение рыб (лещ, щука, окунь, сом, и переходят на следующий слайд, где можно выбрать, что они хотят: увидеть рыбу, услышать рассказ об этой рыбе, может кто – то из детей знает этот вид рыб, и сможет рассказать о ней с опорой на алгоритм, а может сразу смогут ответить на вопросы о рыбе. Когда дети познакомились со всеми видами рыб. Они возвращаются на слайд с условными обозначениями птицы, рыбы и млекопитающего.
Воспитатель: мы познакомились с рыбами, давайте узнаем, какие млекопитающие обитают в Дарвинском заповеднике. Посмотрите на условные обозначения и скажите, какие из этих зверей вам уже хорошо знакомы (лось, волк, лиса, заяц, медведь) А как вы думаете, какое животное зашифровано в этом условном обозначении? (условное обозначение «выдра») Ребята – это выдра. Хотели бы вы про нее узнать? Дети переходят на слайд с выдрой и выбирают действие, которое они выполнят первым (увидеть, услышать звуки, услышать рассказ выполнить задание)
Воспитатель: Ребята, белочка предлагает вам немного отдохнуть и размяться – потанцевать с ней вместе (танцевальная пауза).
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим нашу экскурсию. С каким еще животным мы почти незнакомы? (куница) Переходят на слайд с куницей, и слушают рассказ об этом зверьке, выполняют задания. То же с кабаном, рысь, бобр возвращаются на слайд с условным обозначением птицы, рыбы, млекопитающего. Мы с вами познакомились с рыбами, млекопитающими, которые обитают в заповеднике. Но на значке, который я нашла, была изображена птица. Давайте перейдем к изучению птиц, которые там обитают. Дети переходят на слайд со схемой расселения птиц. Рассматривают условные обозначения, находят знакомые и незнакомые силуэты птиц. Рассказывают о знакомых птицах (сова, гусь, лебедь, утка). Затем знакомятся с орланом-белохвостом, журавлем, цаплей, скопой. Ребята все эти птицы являются охраняемыми видами, как вы думаете, какая из птиц стала символом этого заповедника? (ответы детей)
Воспитатель: Скопа. Эта хищная птица питается рыбой, которую сама ловит, поэтому у нее в лапах изображена рыба, нарисована скопа на фоне солнца. А изобразить ее на эмблеме заповедника решили по тому, что на его территории обитает самое большое количество этих птиц – 60 пар. Дарвинский заповедник был создан для того, чтобы изучить влияние Рыбинского водохранилища на окружающую среду, сохранить редкие виды птиц, рыб, млекопитающих и растений, изучить их среду обитания, и особенности их жизни. Для этого в заповеднике работают люди, разных профессий. Есть инспекторы, которые следят, чтобы не охотились и не рыбачили браконьеры (это охотники, которые без специального разрешения вылавливают рыбу, охотятся на животных, которые занесены в красную книгу) на территории заповедника. Есть там ученые, изучающие как люди, влияют на природу, как животные себя ведут в природе, отслеживающие количество животных, птиц и рыб это ихтиологи (они изучают рыб, орнитологи (изучают птиц, экологи (изучают изменения окружающей природной среды, ее загрязнение). Есть на территории заповедника музей в д. Борок. Наша с вами экскурсия подошла к концу. Скажите, пожалуйста, удалось ли нам узнать, что за значок я нашла сегодня утром (ответы детей) Правильно это эмблема Дарвинского заповедника. Интересно, а как он оказался в нашем детском саду? (ответы детей) Его действительно мог кто – то потерять. И что мне с ним делать? (ответы детей) А давайте, напишем объявление, может тот, кто потерял этот значок, увидит объявление, и мы сможем вернуть его. (В результате оказывается, что значок сделала педагог подготовительной группы для викторины знатоков природы и случайно потеряла его, дети возвращают значок педагогу.)
Ребята, я вам предлагаю, оценить насколько каждому из вас удалось понять, что же обозначает этот значок? У вас есть две карточки с изображением смайликов, если поняли, что обозначает этот знак, поднимите улыбающийся смайлик, если вы не поняли ничего – грустный смайлик.
Ребята понравилась ли вам экскурсия? Если да поднимите веселый смайлик, нет грустный, Что вам понравилось больше всего (ответы детей, а что не понравилось (ответы детей)
Что нового вы узнали?
Что еще хотели бы узнать? Мы с вами не успели поговорить о растениях, которые растут на территории заповедника. Поэтому на следующей экскурсии в заповедник мы познакомимся с его растительным миром.