Гусева Наталья Васильевна
Урок-семинар по сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок-семинар по сказке П. П. Ершова "Конек-Горбунок"
___
Цели:
• расширить знания об авторе, о сказке;
• выяснить, почему сказку “ Конек-горбунок” по праву можно называть русской народной сказкой”;
• сделать вывод, чему учит эта сказка.
Оборудование:
• учебник “Родная речь”. авт. Климанова Л. В., 4 класс, 1 часть;
• портрет писателя, кроссворды, составленные детьми, выставка рисунков к сказке, выставка книг П. П. Ершов “ Конек-горбунок”.
Публикация «Урок-семинар по сказке П, П, Ершова „Конек-Горбунок“ в 4 классе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Конек - Горбунок»
- Темочки
1. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня урок литературы пройдет в необычной форме. У нас будет семинар по сказке Петра Павловича Ершова “ Конек-горбунок”.
Проведем мы семинар с целью выяснить для себя,почему сказку “ Конек-горбунок” называют русской народной, хотя у ней есть автор Петр Павлович Ершов? Чем так покорил читателей этот писатель? Чему научила нас сказка“ Конек-горбунок”?
В подготовке к семинару весь класс был разделен на группы. Прошу поприветствовать друг друга:литературоведы, переводчики, знатоки, эксперты,аналитики.
Итак, первое слово литературоведам. Они нам расскажут о замечательном человеке, учителе по профессии, авторе сказки “ Конек-горбунок”.
2. Выступает группа литературоведов с докладами из жизни писателя и о создании сказки“ Конек-горбунок”.
Обобщение по выступлению литературоведов.
Учитель: Итак, что же помогло Ершову написать такую уникальную сказку? (его образ жизни, глубокое изучение народов Сибири, чтение русского фольклора, чтение сказок Александра Сергеевича Пушкина).
Да, вы все правы. И вот тот дух русского народа был передан словами, употребляемыми в то время на Руси. Группе переводчиков было дано задание найти толкование некоторых старинных русских слов и перевести на современный русский язык. Слово нашим переводчикам.
3. Группа переводчиков знакомит ребят с толкованием некоторых устаревших русских слов,встретившихся в сказке. (слова-лубки, малахай,яхонт, седмица, спальник, бабка, зело, каурка,басурман, суседко, немощь, шайтан, содом, ендова)
4. А теперь пришла очередь испытать наших знатоков и всех вас.
- Знатоки, вы готовы?
Первый вопрос:
в 3 классе мы изучали сказку А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане…” Очень ярко и красочно была описана Царевна-лебедь. Петр Ершов, впитывая в себя сказки Пушкина, передал этот язык при описании коней золотогривых. Процитируйте описание Царевны-лебедь А. С. Пушкина и описание коней Петра Павловича Ершова.
Второй вопрос
. Расскажите о правилах порядка торговли в столице (подтверждение текстом наизусть, в инсценировке)
Третий вопрос.
За сколько собирались продать братья краденных коней?
Кто все же продал коней? Опишите сцену продажи.
В сказке были употреблены выражения,характерные для русской речи, фразеологизмы. Какие выражения вам запомнились? (не ударил в грязь лицом; мыкать свет)
Проанализировав все ваши кроссворды по сказке,я подготовила для всех игру. Отвечайте быстро,будьте активны.
Блиц-опрос по кроссвордам детей
1. Не на небе - на земле
жил старик в одном селе (продолжайте)
2. Главный герой сказки.
3. Автор сказки.
4. Что обещал отец купить Ванюше?
5. Как называли братьев в дозоре?
6.. Кто следил за порядком торговли в столице?
7. Драгоценный камень, с которым Ершов сравнил очи лошадей.
8. Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Но а младший был ….
9. Что надел Иван, отправившись в дозор?
10. Как называются ярко окрашенные картинки?
11. Какой танец танцевали лошади?
12. Что не разрешил горбунок брать у жар-птицы?
13. Кому Иван выпросил прощенье в Солнцевом селенье?
14. Назовите имена всех трех братьев.
15. Где Иван спрятал кобылицу?
16. Чему равен рост Конька-горбунка?
17. В чем сварился царь?
18. Кем стал Иван, искупавшись в молоке?
19. Кто отдавал распоряжения Ивану?
20. Чем закончилась сказка?
5. Работа группы экспертов. Анализ характерных черт Ивана – главного героя сказки.
Всё вы знаете, ребята. А теперь приступим к характеристике главного героя, который так полюбился и детям, и взрослым.
- Группе экспертам было дано задание составить список характерных черт присущих Ивану. Прошу зачитать его вслух. (добрый, честный,бескорыстный, умный, сообразительный, хитрый,веселый, жизнерадостный, простодушный, верный в дружбе).
- Что помогло писателю создать такой образ? (чтение былин, сказок, русских потешек. Нам Иван напоминает и Илью Муромца добротой и справедливостью, и Алешу Поповича хитростью,ловкостью, веселостью).
- Вот карточки с отрывками из сказки. Прочитайте и назовите характерное качество Ивана.
Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал,
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу…
“Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко. Но, постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь какая саранча!”
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И садится на хребёт -
Только задом наперёд…
Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…
А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”
Обобщение работы экспертов
:
Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька из России, смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг,удивительное создание - Конек-горбунок. Какова же награда была Ивану, какие испытания преодолел он,чтобы стать царем?
6. Работа аналитиков.
Аналитики, выскажите свое мнение, чему учит всех эта сказка?
Высказывания учеников.
1. Эта сказка учит многому. Во-первых тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё, что желал царь – выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем. Я считаю, что все в этой сказке правильно… (Лобода Н., 4-б класс).
2. Сказка П. Ершова “ Конек-горбунок” учит нас доброте, честности и справедливости. В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле. А необузданные желания губят человека… (Рахматуллина М., 4-б класс).
7. Обобщение:
Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения “Конька…” сказал, что этот род сочинительства он может оставить”, потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций. Прошло более 170 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой.
Спустя 22 года, в 1856 году, Петр Ершов писал : “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т. е. до скончания века”.
8. Итог урока
“Конек-горбунок” — первый российский рисованный полнометражный мультфильм. Он вышел в1947 году. Режиссером-постановщиком был замечательный российский мультипликатор Иван Петрович Иванов-Вано. Он был одним из энтузиастов отечественного анимационного кино, и начал снимать мультфильмы еще в 1925 году.
Завтра в завершении работы над сказкой, в благодарность за ваше творческое дело мы проведем кино-урок, и в конференцзале нашей школы посмотрим весь мультфильм “Конек-горбунок”.