Папки-передвижки

Урок русского языка в 6 классе «Фразеологизмы»

Валентина Гойколова
Урок русского языка в 6 классе «Фразеологизмы»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Цели урока :

1) Образовательная:

сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая:

развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;

Публикация «Урок русского языка в 6 классе „Фразеологизмы“» размещена в разделах

3) Воспитательная:

воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Задачи:

1. Научить распознавать фразеологические обороты.

2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Лексическая разминка

1) Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов (фразеология)

2) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление

и происхождение слов (лексикология).

3) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи

(морфология).

4) Раз; науки о языке, в котором изучаются правила написания слов

(орфография).

5) Описание жизни (биография).

6) Научное описание книг, статей подборка названий книг, статей

(библиография).

7) Место в зоопарке где содержатся пресмыкающиеся и земноводные

животные (террариум)

8) Устройство для дыхания человека под водой (акваланг).

4. Синтаксическая пятиминутка.

Ночь темна и тепла, благодатная мгла на долины легла. (4)

5. Тренировочные упражнения по теме «Фразеологизмы»

1. Что общего между подолом платья и долиной?

2. Почему город под Москвой называется Подольск? Как вы думаете, где

он располагается?

1. В песне поется: «По долу гуляет казак молодой». Где гуляет казак?

2. Каких еще исторических родственников с данным корнем слова вы знаете?

{Дол, долой, раздольный и т. д.)

— Вспомните фразеологические обороты со словом рука.

— Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

( Возможные варианты: валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и т. д.)

Есть слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми.

Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. — М., 1996).

6. Работа с текстом

Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В. Суслова, устно объясните их значение.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперё д:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки-сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

На дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

7. Физминутка

8. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Выясните в словарях значения выделенных слов и составьте с ними предложения.

Декоративно-прикладное искусство, искусные мастера,

традиция, орнамент.

Карточка № 2

Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?

1) При проверке были выявлены дефекты в изделиях.

2) Все работали с большим энтузиазмом.

3) Дорога к станции вела через лес.

4) Автострада поворачивала влево.

5) Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.

6) Народ бежал по направлению к шахте.

7. Д. задание:

На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.

Пример:(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 6 классе «Фразеологизмы»
Опубликовано: 2 октября 2020 в 22:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка в 6 классе «Фразеологизмы»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Гойколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД