Валентина Гойколова
Урок русского языка в 6 классе «Фразеологизмы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Цели урока :
1) Образовательная:
сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая:
развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
Темочки:
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Фразеологизмы. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3) Воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Задачи:
1. Научить распознавать фразеологические обороты.
2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.
3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Лексическая разминка
1) Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов (фразеология)
2) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление
и происхождение слов (лексикология).
3) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи
(морфология).
4) Раз; науки о языке, в котором изучаются правила написания слов
(орфография).
5) Описание жизни (биография).
6) Научное описание книг, статей подборка названий книг, статей
(библиография).
7) Место в зоопарке где содержатся пресмыкающиеся и земноводные
животные (террариум)
8) Устройство для дыхания человека под водой (акваланг).
4. Синтаксическая пятиминутка.
Ночь темна и тепла, благодатная мгла на долины легла. (4)
5. Тренировочные упражнения по теме «Фразеологизмы»
1. Что общего между подолом платья и долиной?
2. Почему город под Москвой называется Подольск? Как вы думаете, где
он располагается?
1. В песне поется: «По долу гуляет казак молодой». Где гуляет казак?
2. Каких еще исторических родственников с данным корнем слова вы знаете?
{Дол, долой, раздольный и т. д.)
— Вспомните фразеологические обороты со словом рука.
— Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.
—
( Возможные варианты: валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и т. д.)
Есть слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми.
Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. — М., 1996).
6. Работа с текстом
Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В. Суслова, устно объясните их значение.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперё д:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую. Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
7. Физминутка
8. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
Выясните в словарях значения выделенных слов и составьте с ними предложения.
Декоративно-прикладное искусство, искусные мастера,
традиция, орнамент.
Карточка № 2
Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?
1) При проверке были выявлены дефекты в изделиях.
2) Все работали с большим энтузиазмом.
3) Дорога к станции вела через лес.
4) Автострада поворачивала влево.
5) Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.
6) Народ бежал по направлению к шахте.
7. Д. задание:
На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.
Пример:(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)