Татьяна
Конспект «Урок-путешествие по стране «Лексика». Синонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок - путешествие по стране «Лексика»
Урок «Синонимы»
Тема урока : Синонимы.
Цели урока :
-повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Синонимы»;
-формировать умение применять изученное на практике;
-развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;
-повысить мотивацию к обучению;
-совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.
Задачи урока :
Публикация «Конспект „Урок-путешествие по стране „Лексика“, Синонимы“» размещена в разделах
Обучающие- совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Синонимы»; обогащение словарного запаса, активизирование самостоятельной деятельности обучающихся, отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля.
Развивающие - совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Воспитательные - воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока.
Ученики закрепят приобретённые ранее на уроках навыки употребления синонимов в устной и письменной речи, навыка находить различные синонимы к словам любой части речи.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению.
Слова - друзья - это синонимы. Синонимы в разговорной и книжных стилях речи. Словарь синонимов.
Оборудование: на листе ватмана нарисована карта страны «Лексика» : здесь есть оазис Омонимов, гора Профессиональных слов, равнина Многозначных слов, река Антонимов, полуостров Устаревших слов, остров Синонимов. По этой карте путешествуют весё лые человечки: Незнайка и его друзья, герои книг Н. Носова.
Тип урока и форма его организации: Урок-путешествие по стране Лексике «Синонимы» (комбинированный урок).
Ход урока
1. Организационный момент: 1 мин.
2. Вступительное слово учителя: 1 мин.
- Весёлые человечки побывали уже на равнине Многозначных слов, отдохнули в оазисе Омонимов, и теперь они должны продолжить путешествие к неизвестному острову (название острова на карте пока не написано). Все в сборе, нет только Незнайки, Сиропчика и Пончика. Но вот дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка, а за ним вбежали Пончик и Сиропчик. Они поняли, что провинились.
3. Диалог литературных героев: 2 мин.
- Не сердитесь на нас,--сказал Незнайка.
- Не обижайтесь,- прошептал Сиропчик.
- Не дуйтесь,- попросил Пончик.
- Где вы были?- строго сдвинул брови Карандаш.
- В школе, тут близко,- сообщил Незнайка.
- Совсем недалеко,- подтвердил Сиропчик.
- Рядом,- кивнул Пончик.
- Что же вы там делали?- заинтересовались весёлые человечки. - И почему вы так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по- разному.
4. Беседа с классом. Знакомство с новым материалом: 15 мин.
Учитель обращается к ребятам:
- А вы заметили это? ( Обычно дети сразу замечают слова: «рядом», «близко», «недалеко». Если нет- не страшно, слушают дальше рассказ учителя).
- Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах - друзьях. Их ещё называют синонимами,- продолжал Незнайка.
- Да, синонимами,- в один голос подтвердили Сиропчик и Пончик.
Учитель: Вот и тема нашего урока называется «Синонимы».
(В дальнейшем, когда в рассказе будут встречаться синонимы, они все записываются на доске и в тетрадях.)
Незнайка рассказывал дальше:
-Синонимы- это слова- друзья. Можно, например, сказать: «Дюймовочка маленькая».
-А можно,- перебил Незнайку Пончик,- по-другому.
( Здесь учитель вновь обращается к классу:»Знаете, как можно назвать по-другому маленькую Дюймовочку?» Если ребята начали понимать тему, они готовы ответить: «небольшая», «крошечная». Их ответы подтверждают Пончик и Сиропчик).
Незнайка одобрительно посмотрел на своих друзей и продолжал:
-Ведь можно сказать так: «Пончик и Сиропчик - мои друзья».
-А я скажу: «Пончик и Сиропчик- мои (приятели)».
-Я тоже скажу: «Пончик и Незнайка- мои (товарищи)».
Весёлые человечки с интересом выслушали рассказ Незнайки и решили побольше узнать о словах - друзьях.
-Как они называются? -вопрос учителя к ученикам. -А почему они друзья?
Итак, корабль весёлых человечков отправился в плавание по морю-океану.
Однажды поднялся сильный ветер, небо потемнело, волны с рёвом накатывали на корабль.
Вопрос к ребятам:
-Когда такое случается на море, как это называется?
-Начинается шторм!- крикнул Незнайка.
-Идёт страшный ураган!- отозвался Сиропчик.
-Настоящая морская буря!- воскликнул Пончик.
-Есть ли в их речи синонимы?- вопрос к ребятам, если не смогли назвать их раньше.
Весёлые человечки выдержали натиск бури. Они вели себя смело. А как ещё можно об этом сказать? (Храбро, геройски, мужественно, отважно, бесстрашно).
Но буря утихло. Выглянуло солнышко, и корабль продолжил свой путь. Впереди- остров. На карте он не обозначен. Кто тут живёт? Вот первый, кого они встретили… (Учитель показывает классу рисунок, изображающий Робинзона на острове). Какой он обросший, нечёсаный, растрёпанный…
Посмотрели весёлые человечки на него и поняли, как надо назвать остров- остров Синонимов. (Поручаем прикрепить табличку с названием острова к карте самому активному участнику урока).
На острове расположился зоопарк. Здесь друзья увидели жирафа 9 учитель показывает подготовленный к уроку рисунок : за оградой зоопарка стоит большой жираф, на пальме висит обезьянка, позади них в бассейне бегемот, а рядом с оградой стоят маленькие-маленькие человечки).
Коротышкам из Цветочного города жираф показался (длинным, огромным, высоким, громадным, гигантским).
По деревьям прыгали (обезьянки, мартышки). В бассейне плавал (бегемот, гиппопотам).
Незнайка и его друзья сели отдохнуть в тени прекрасных деревьев и стали отгадывать загадки:
Я то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
А называюсь я (тайфун).
Простое слово «промежуток» :
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем их (антракт);
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв);
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим (передышку);
После урока непременно
Нужна ребятам (перемена).
Следующее задание - исключить лишнее слово:
1. Огонь, дым, пламя.
2. Алфавит, азбука, чистописание.
3. Лошадь, конница. Кавалерия.
4. Бросать, кидать, ловить.
5. Ураган, дождь, буря.
6. Шалун, тихоня, озорник.
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения 95, 96, 97, 99.
5. Релаксация «Весёлые гномы» : 3 мин.
Ведущий:
Гномы отдыхают, каждый из них думает…Внимательно меня слушайте и мысленно, про себя, повторяйте за мной всё, что я буду вам сейчас говорить. Я рас-слаб-ля-юсь. И ус-по-каи-ва-юсь…Мои руки расслабленные, как жидкое тесто. Как лёгкое облачко…тёплые, как под струёй тёплой воды…неподвижные. Мои ноги расслаблены…тёплые…неподвижные…
Моё туловище расслаблено…тёплое…неподвижное…
Моя шея расслаблена…тёплая…неподвижная…
Моё лицо расслаблено…тёплое…неподвижное…
Состояние приятного покоя…
Мне дышится легко и спокойно…
Я отдыхаю и набираюсь сил (звучит успокаивающая музыка).
Очень понравилось Незнайке и его друзьям на острове Синонимов
6. Что же они узнали? (Обобщение материала) : 5 мин.
Беседа:
-что такое синонимы?
-какие слова мы называем словами - друзьями?
-назовите синонимы к словам : мрак, светлый, шагать.
7. Тренировочные упражнения: 12 мин.
Потом идут различные виды работ со словарями, с упражнениями учебника, по индивидуальным карточкам. На выбор ученикам даются творческие работы: сочинить сюжеты о весёлых человечках или других героях сказок, любимых книг с использованием синонимов.
Ребята играют с большим интересом, материал легко запоминается. На следующем уроке работа продолжится.
8. Домашнее задание: упражнение № 98. Комментарии к нему. Оценивание учеников. 1 мин.
Используемая литература:
1. Учебник русского языка, 5-й класс авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой, И. В. Текучёвой, Н. А. Исаевой.
2. Методические рекомендации для учителя (авт. Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева, Л. Ю. Комиссарова).-М. : Баласс.
3. Ресурсы портала «Мой университет» - https://www.moi-universitet.ru.
4. Рабочая тетрадь по русскому языку (печатный вариант).