Гульнара Хамитова
Конспект урока по окружающему миру «Почему радуга разноцветная»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Почему радуга разноцветная?»
Цели: 1формировать первоначальное представления о свете и цвете;
2. познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
3. обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
4. воспитывать интерес к изучению нового.
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:
- описывать чувства, возникающие при виде радуги;
- называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
Публикация «Конспект урока по окружающему миру „Почему радуга разноцветная“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Окружающий мир
- Радуга, радужные идеи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
- запомнить последовательность цветов радуги ;
- высказывать предположения о причинах возникновения радуги,
- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок,осуществлять взаимопроверку.
Формирование УУД:
Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативые - слушать и понимать речь других.
Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Ход урока.
1. Организационный момент.. слайд №1
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое должны узнать.
– Сегодня мы с вами попытаемся “раскрыть тайну” чудесного природного явления. Что относится к природным явлениям?
– Вы хотите открыть тайну? Тогда слушайте. Слайд 2.
Однажды наш друг Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…
Слайд1 Отгадаете загадку и вы узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.
Слайд 2
– О каком чуде шла речь?
– Кто из вас видел радугу?
– Что вы знаете о радуге?
– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Слайд 2
Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 3
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
– Что бы вы еще хотели узнать о радуге?
– Задавайте вопросы?.
Вопросы детей. Например,
– Какие виды радуги вы знаете?
– Как получается радуга?
– Когда ее можно увидеть?
Может ли быть на небе сразу несколько радуг? И т. д.
Итак, вопросов много.
– Чтобы ответить на поставленные вопросы, предлагаю вам стать вдумчивыми читателями-искателями.
Перед вами текст про радугу.
Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!
Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают. И вдруг кто-то радостно кричит:
– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.
– Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга в тексте? (Когда светит солнце и идёт дождь).
Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Слайд 4
5. Решение проблемного вопроса
– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?
– А кто из вас знает, как это происходит? Слайд 5
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6
Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
-Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто.
Слайд 5. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. И тогда цвета радуги идут в обратном порядке. Как отражение.
Слайд 6. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна! А кому ни будь из вас приходилось наблюдать радугу над нашей речкой? Как называется река? А может у озера, где вы отдыхали с семьей летом?
Слайд 7.
-Радуга- природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
Слайд 8 -Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…
Слайд 9 -В брызгах фонтана…Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…
Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)
6. Физкультминутка (Приложение 3)
8. Чтение стихотворения
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, –
Семицветная дуга
Заслонила облака.
9. Постановка проблемного вопроса
– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый
– Как запомнить их по порядку и очень быстро?
10. Решение проблемной ситуации Слайд 7
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
12. Первичное закрепление знаний.
Работа в тетради (с. 27).
11. Практическая работа № 1: «Эффект радуги в домашних условиях»
– А можно ли получить радуги в домашних условиях? С
Слайд 10 Тест от Солнышка
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос
1. На Луне есть воздух.
2. Ветер – это движение воздуха.
3. Ухо – орган слуха.
4. Громкий звук вреден для ушей.
5. Туча – это дым.
6. У радуги 7 цветов?
7. Все цвета расположены в определенном порядке?
8. В радуге есть коричневый цвет?
9. Строители радуги – солнце и дождь?
15. Домашнее задание (по выбору)
– Поискать загадку о радуге.
– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.
16. Рефлексия. Итог урока
– Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
– Почему наша радуга получилась такая весёлая?
– Чему она рада?
– Дети запомнили все её цвета.
– Молодцы!