Ольга Королева
Конспект урока по ОМ во 2 классе «Путешествие по планете»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Предмет Окружающий мир
Класс 2
УМК «Школа России»
Учебные пособия А. А. Плешаков «Окружающий мир» учебник 2 часть, А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь» 2 часть
Тема урока Путешествие по планете
Тип урока Комбинированный
Цель формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой
Публикация «Конспект урока по ОМ во 2 классе „Путешествие по планете“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи Научатся находить материки и океаны на карте мира; осознают масштабность нашей планеты.
Планируемые результаты Предметные:
научится называть и показывать материки и океаны на физической карте полушарий;
научится составлять модель карты мира;
научится находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Метапредметные:
Познавательные УУД. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (презентация, текст, карта, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные УУД. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных наблюдений. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Работать в паре, группе, перерабатывать полученную информацию. Делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
Личностные УУД. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Межпредметные связи Литературное чтение, математика, изобразительное искусство, технология.
Формы организации учебной деятельности Методы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый, проблемный.
Приемы: обучение в сотрудничестве: групповая работа, в парах, индивидуальная, фронтальная, игровая.
Использование дополнительных ресурсов и оборудования Презентация к уроку, электронное приложение к учебнику, аудиозапись. Цветные карандаши, карточки, заготовки макета карты мира.
Интернет-ресурсы: https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola, kopilkaurokov.ru, infourok.ru, myshared.ru
Этапы урока с временной раскладкой:
1. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин. Задача: создание положительного эмоционального фона, создание условий для включения в учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
Включение в учебный процесс
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней. Подготовка рабочего места.
2. Актуализация знаний – 4 мин. Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
3. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации –4 мин. Задача: организовать постановку цели урока.
Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, высказывание своих предположений.
Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Личностные УУД: уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
4. Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации –10 мин. Задача: выявить связи между полученными знаниями и новыми, изучение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; логические – осуществление поиска необходимой информации из предложенного текста
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
5. Физминутка – 2 мин.
Работа по теме урока – 10 мин. Задача: формировать умение делать выводы, организовать усвоение нового материала через разнообразные приемы работы.
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.
Познавательные УУД: уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, развивать навык сотрудничества со сверстниками при работе в группе, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. Личностные УУД: уметь самостоятельно выполнять учебные задания.
6. Рефлексия учебной деятельности - 9 мин. Задача: организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь структурировать
знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
7. Итог урока – 4 мин. Задача: зафиксировать полученные знания.
Личностные УУД: развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Познавательные УУД: уметь структурировать
знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Конспект урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок.
Как же мы начнем урок?
А начнем мы наш урок с приветствия. Улыбнитесь друг другу, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Пожелаем друг другу удачи на уроке и начнем. Проверьте ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?
( на парте: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, клей.)
2. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Я держу руками … (глобус).
- Что такое глобус?
(Уменьшенная модель Земли, на которой изображена ее поверхность.)
- Кто сможет сказать, почему поверхность Земли на глобусе обозначена разными цветами?
( Предположения детей: суша, вода, материки, океаны)
Учитель направляет детей к ответам про материки и океаны.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Помогите мне поставить задачу на урок. Куда мы будем путешествовать, что изучать?
( Предположения детей: по материкам, океанам.)
-Что вы уже знаете про материки? Океаны?
(Ответы детей)
- А что нового вы бы хотели узнать?
(Интересные факты, животные, обитающие на материках.)
3. Самоопределение к деятельности.
- Чтобы отправиться в путешествие, нам понадобится карта мира и глобус. Рассмотрите их. Сравните.
- Кто знает название материков (океанов) и сможет их назвать? Кто покажет на карте?
(Вспоминаем правила работы с картой)
4. Открытие нового знания.
- Настало время пополнить ваши знания.
Презентация-видео Материки (континенты)
5. Работа по теме урока.
- Откройте учебники на стр. 114-115.
Прочитайте вопросы. Рассмотрите внимательно карту.
Прочитайте стр. 115 «про себя».
Работа в парах.
Расскажите друг другу:
- Что называется материками, что океанами.
(Океаны-огромные водные пространства, материки-огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой.)
- Каким словом можно заменить слово «материки»?
(Континенты)
Работа в группах.
- Предлагаю вам составить модель карты мира. Возьмите голубой лист бумаги, материки (заранее вырезаны, расположите их правильно. Один представитель от группы назовет материки. Расположите название материков. (При помощи карточек). Проверьте правильность выполнения работы. Приклейте материки и названия.
-Чего не хватает на вашей карте?
(Океанов.)
-Представитель от одной группы покажет и назовет океаны на карте мира у доски. Представитель от другой группы покажет, где они находятся на ваших моделях карты.
- Как напишете название океанов.
(С большой буквы.)
- Почему?
(Имена собственные пишутся с большой буквы.)
- Подпишите океаны.
-Сравните свою работу с образцом.
Физминутка
Мы путешественники, мы в пути. (шагают)
Веселей шагайте ноги, (шагают)
Легче выдох, глубже вдох. (глубокое дыхание)
Путь не близок, не далек. (шагают)
Впереди течет ручей-
Перепрыгни поскорей. (прыгают)
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё прыгай: раз, два, три,
На соседа посмотри.
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись. (выполняют движения)
- Сейчас вы превращаетесь в юных исследователей. У каждой группы будет своё исследование. В результате работы мы должны будем ответить на вопросы:
- Какие существуют материки? Какую особенность имеет материк? Какие животные и растения встречаются на материке?
(Обучающиеся работают с текстами, выбирая информацию. Учитель выполняет роль консультанта. Задания разделены на три уровня (высокий, средний, ниже среднего. Если группа затрудняется в отборе информации, ей предлагается план и помощь учителя.)
1 группа
Источник № 1:
Евразия – самый большой материк. Наша страна Россия расположена на этом материке. Он делится на две части света: Европу и Азию. Азия значит «светлая», «утренняя», «место, где восходит солнце», а Европа – «сумеречная», «вечерняя».
Природа Европы и Азии тоже очень разная. В Европе есть равнины, заросшие травой, - это степи и белесые равнины – тундры. А ещё здесь растут густые хвойные леса – тайга. Солнечные дни в Европе сменяются дождливыми, зимой тут выпадает снег. А в Азии погода жаркая, и потому там много пустынь, где днём может быть до + 60 градусов жары. Лишь кактусы и ящерицы могут это вынести.
Самая высокая вершина континента – Эверест. К тому же это самая высокая гора во всём мире, ее высота 8848 м, второе её название Джомолунгма.
Здесь же и наиболее глубокое и знаменитое озеро – Байкал, ещё оно самое огромное в нашем мире. Евразия единственный материк, который омывается со всех своих сторон, сразу четырьмя океанами.
В Евразии много стран. Наиболее крупная из них – это Россия, которая располагается одновременно в Европе и в Азии. Зато в азиатском Китае живёт больше всего людей. Люди разных национальностей населяют континент: русские, англичане и французы, немцы, итальянцы испанцы, греки, турки и грузины, казахи, китайцы и индийцы, японцы, персы, арабы
https://ya-uznayu.ru/strany-i-kontinenty/chto-za-kontinent-evraziia.html
Животный мир Евразии
Животный мир Евразии — уникален. В смешанных лесах водятся лось, бурый медведь, благородный олень, лесной хорек, косуля, зубр, заяц, лисица, рысь, росомаха, белка и др. Также в лесах Евразии можно встретить таких птиц, как глухари, рябчики, тетерева. Распространены певчие птицы: соловьи, пеночки, дрозды, иволги.
https://znanija.com/task/10895917
Растительный мир Евразии
Растительный мир Евразии также разнообразен. Значительную территорию материка занимают хвойные, смешанные, широколиственные леса. Здесь произрастают деревья, кустарники и травянистая растительность на открытых участках. Среди типичных представителей растительного мира Евразии сибирский кедр, ель, сосна, береза, осина, дуб, бук, липа. Степи покрыты злаковыми травами и ковылем.
Внутренние области материка занимают пустыни. Здесь наиболее распространены верблюжья колючка и саксаул, растение, не дающее тени.
https://webmandry.com/raznoe/priroda/zhivotnyy-i-rastitelnyy-mir-evrazii-opisanie-obitateley-foto-prirody-evrazii.html
Источник № 2:
Австралия - это самый маленький и самый удивительный материк нашей планеты. Здесь нет действующих вулканов и не бывает землетрясений. В центре материка можно увидеть самый крупный в мире камень - монолит (состоящий из одного куска) - скалу Айерс - Рок. Эта скала напоминает огромное сказочное чудовище. Она красного цвета благодаря содержанию оксидов железа (ржавчины). При разном освещении окраска скалы меняется от светло - розовой до бордовой и даже фиолетовой.
Австралия - это и самый «сухой» материк Земли. Большая часть страны расположена в пределах тропического климатического пояса. На востоке находятся горы, которые препятствуют переносу влажного воздуха с океана в глубь материка. Благодаря этому в Австралии господствуют пустыни. В окраске всего континента преобладают красно - бурые тона.
https://antilopa.ru/who-is-who/information/01/information/015.htm
Растительный мир Австралии
Уникален и разнообразен растительный и животный мир Австралии. Самое распространенное дерево страны - эвкалипт. Эвкалипт содержит вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и вирусы, поэтому с его помощью лечат простудные заболевания. Второе свойство удивительного дерева - способность впитывать огромное количество воды. Это позволяет использовать эвкалипт в качестве природного насоса для осушения заболоченных земель.
Животный мир Австралии
Большинство животных Австралии принадлежит к особой группе - сумчатые. Их детеныши рождаются очень маленькими. Мать донашивает детеныша в складке кожи на животе - сумке. Самые известные из этих животных - кенгуру, «плюшевый мишка» коала. В Австралии обитает много птиц. Среди них всем известные волнистый попугай, какаду, лирохвост и черный лебедь. Недалеко от берегов материка находится самая большая постройка, созданная живыми существами, - Большой Барьерный риф. Он протянулся на 2 тыс. км вдоль Австралии. В сооружении этой постройки участвовали миллиарды коралловых полипов. Воды вокруг рифов населены удивительными рыбами самой разной окраски.
https://antilopa.ru/who-is-who/information/01/information/015.htm
2 группа
Источник № 3:
Африка — второй по величине континент земного шара. Это самый жаркий материк. Экватор делит ее почти посередине, поэтому здесь круглый год тепло, а лето и зима различаются лишь потому, что один сезон бывает влажным, а другой — засушливым.
Животный мир Африки
В Африке обитают интересные животные, которых больше не встретишь нигде в мире, и произрастают удивительные растения. Здесь живут два родственных человеку вида обезьян, у которых с нами больше всего общих черт, - горилла и шимпанзе; водятся зебра и жираф, африканский слон и бегемот. На этом континенте находится крупнейшая жаркая пустыня Сахара.
Животный мир представлен млекопитающими, птицами и различными насекомыми. Среди них в Сахаре водятся тушканчики и хомяки, песчанки и антилопы, гривистый баран и миниатюрные лисички, шакалы и мангусты, барханные коты и верблюды.
Растительный мир Африки
Вдоль экватора протянулись влажные экваториальные леса. Деревья здесь круглый год покрыты листвой, их ветки так переплетены, что образуют сплошную крышу. Высота деревьев — 40—80 м, они покрыты эпифитами — растениями, которые живут на стволах и ветвях деревьев. Среди них встречаются красиво цветущие орхидеи, различные папоротники, мхи. Вверх по стволам карабкаются лианы, стараясь выбраться поближе к свету.
Источник № 4:
Антарктида была открыта намного позже других континентов, и доплыли до неё первыми, почти 200 лет назад, русские мореплаватели. Добраться туда можно на самолёте или ледоколе-корабле, который умеет прокладывать себе дорогу среди льдов.
Расположена Антарктида на Южном полюсе Земли. Это самый холодный континент - царство вечного холода. Он покрыт толстым слоем льда. В Антарктиде очень холодный климат, бывает холодно до минус 90 градусов.
Люди здесь постоянно не живут, они приезжают сюда совсем ненадолго – в научные экспедиции: исследуют воздух и воду, ищут полезные ископаемые - вещества, которые помогают облегчить жизнь человеку.
Российские учёные обнаружили в Антарктиде подо льдом незамерзающее озеро и назвали его «Восток», оно самое крупное, всего здесь более 140 подледниковых озёр.
Есть на континенте и действующие вулканы. Самый известный из них – Эребус, то есть «вулкан сторожащий путь к Южному полюсу».
Животный мир Антарктиды
Самые распространенные животные Антарктиды – это пингвины Адели. Большую часть времени они проводят в океане, где вода обеспечивает более теплую температуру. Выходят на поверхность пингвины только для гнездования. Пингвины очень трепетно относятся к выбору партнерши и выращиванию птенцов. В день взрослому пингвину требуется 2 кг еды!
В антарктическом океане водятся самые крупные из существующих в настоящее время млекопитающих — китообразные, которые в свою очередь делятся на усатых и зубатых китов. Зубатые киты – это кашалоты, бутылконосы и касатки.
Растительный мир Антарктиды
Растительность Антарктиды чрезвычайно бедна. Больше всего здесь водорослей – около 700 видов. Побережье материка и его равнины, свободные ото льдов, покрывают мхи и лишайники. А вот цветущих растений всего два вида. Это колобантус кито и антарктический луговик.
Все растения Антарктиды успешно приспособились к вечному холоду, мороз им не страшен.
3 группа
Источник №5.
Два материка Северная Америка и Южная Америка составляют одну часть света – Америку. Америка - самая протяженная часть света: она вытянулась на 15 тыс. км с севера на юг.
В Южной Америке протекает самая полноводная река мира - Амазонка. Амазонка еще и самая широкая река мира.
В Северной Америке располагаются Великие озера, между которыми находится наиболее известный Ниагарский водопад.
Растительный мир Америки
Животный и растительный мир Америки - самый богатый на Земле. В горах Северной Америки растет высочайшее дерево, достигающее 130 - метровой высоты, - секвойя. В пустынях произрастают сотни разных кактусов, в тропических лесах много самых красивых цветов - орхидей, а в реках Южной Америки плавает водяная кувшинка виктория регия, листья которой могут выдержать вес ребенка.
Животный мир Америки
Амазонка –- самая длинная река протекает почти через всю Южную Америку и является самой полноводной рекой на земле. В Амазонке плавают пресноводные дельфины и небольшие кровожадные рыбки пираньи. В горах летают самые крупные хищные птицы - кондоры, а в тропических лесах обитают самые крошечные птицы - колибри размером со шмеля.
Презентация выступлений.
(От каждой группы по очереди выходит одни-два представителя и рассказывают краткое сообщение. На презентации появляются фото географических объектов, животные, растительность материков.)
-После каждого выступления подводится итог. Обучающиеся задают вопросы по тексту, чтобы определить, насколько точно был понят текст.
Работа в парах.
- Открываем учебники на стр. 116-117. Рассмотрите фотографии, сделанные на разных континентах. Прочитайте подписи к ним. Работаем в парах. Один обучающийся читает подпись, второй показывает соответствующее фото. Затем меняются ролями, закрепляя знания.
6. Итог урока.
- На какой вопрос мы сегодня отвечали на уроке?
- Кто напомнит, как называются материки, океаны?
(Ответы детей)
- Проверим, насколько вы были внимательны на уроке, что нового узнали. Выполните тест.
Работа с презентацией. Самостоятельное применение знаний.
-Обучающиеся читают вопрос, записывают знак, соответствующий правильному ответу на листок. Проверяют по образцу в парах, меняясь листочками.
7. Рефлексия.
- Вам понравилось работать в группе? Оцените свою работу в группе. Кто хочет кого-нибудь похвалить?
- Продолжите высказывания.
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я умею…
Было интересно…
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся мне…
- Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, запустите в аквариум золотую рыбку; если ПОКА не все удавалось, тогда в вашем аквариуме появится зеленая рыбка.
На этом урок закончился, благодарю вас за плодотворную работу.