Герба Ольга
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Князь Владимир. Крещение Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 109» Г. ПЕРМИ (МАОУ «СОШ № 109» Г. ПЕРМИ)
Мира ул., д. 4, Пермь, 614095
тел. /факс (342) 280-26-85
«Князь Владимир. Крещение Руси».
Учитель начальных классов
Герба Ольга Анатольевна
2023 г.
Тип урока : урок по изучению и первичному закреплению знаний и УУД.
Цель:
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе „Князь Владимир, Крещение Руси“» размещена в разделах
- День крещения Руси, 28 июля
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
- актуализировать знания детей об исторической и политической обстановке Киевской Руси до крещения;
-ознакомить с житием св. равноап. князя Владимира;
-ознакомить с историческим фактом крещения Руси в 988 году;
-довести до понимания уч-ся историческую и культурообразующую роль православной веры для русского народа;
-развивать умение самостоятельно работать с источниками информации (учебником);
-развивать общекультурный кругозор (на материале знакомства с репродукциями картин известных художников);
-воспитывать осознанное отношение к православной вере, верованиям других народов;
-на примере жития князя Владимира воспитывать стремление к жизни в Православии, любовь к Родине.
Ученик научится:
Предметные УУД:
-рассказывать о жизни древних славян;
- рассказывать об истории принятия Русью христианства.
Личностные УУД:
-осознанному отношению к православной вере, верованиям других народов.
Познавательные УУД:
- самостоятельно работать с источниками информации (учебником).
Регулятивные УУД:
- контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД:
-высказывать собственное отношение к изучаемому материалу;
- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
Ученик получит возможность научиться:
Предметные УУД:
-понимать значение 00государственной деятельности князя Владимира;
- готовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу, об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.
Личностные УУД:
-любить Родину;
-стремиться жить в Православной вере;
-уважать прошлое своей страны.
Познавательные УУД:
- анализировать, устанавливать закономерность и продолжать понятийный ряд с опорой на ранее изученный материал;
-работать с информацией (по прочитанному тексту заполнять таблицу).
Регулятивные УУД:
- сохранять и принимать учебную задачу;
- проявлять самостоятельность и инициативу.
Коммуникативные УУД:
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
-стремиться к более точному выражению собственного мнения.
Оснащение урока :
-ноутбук, экран, проектор;
-презентация «Крещение Руси»;
-фрагмент учебного фильма «Крещение Руси» (9 мин 30 с);
-костюмы для инсценировки;
-свиток папируса;
- карточки для индивидуальной работы (Приложение);
-запись колокольного звона;
-таблицы для заполнения - по одной на парте (Приложение).
Ход урока.
1. Оргмомент. Эмоционально-психологический настрой.
( Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.
2. Проверка домашнего задания.
(фронтальный опрос)
-Ребята, я волновалась, готовясь к открытому уроку, и не успела навести порядок среди карточек на доске. Мало того, одно слово потерялось! Помогите, пожалуйста!
Установи закономерность, наведи порядок, дополни недостающее слово:
Князь Олег, Великий Новгород, конец 9 века, Рюрик, Киевская Русь, с 6 по 9 век, Древняя Русь.
-А мы в это время начинаем работу. Как называется раздел ОМ, который мы изучаем?
-Как называется наука о прошлом? (История).
-Как называют учёных, изучающих прошлое? (Историки).
- Из каких источников люди узнают о прошлом?
(Сохранившиеся с тех времён письма, берестяные грамоты, документы, летописи. Рассказы очевидцев. Древние предметы, хранящиеся в исторических музеях).
-На какие группы можно разделить исторические источники? (Вещественные, исторические памятники и письменные).
-Где их хранят? (В залах и кладовых музеев; в архивах).
- Внимание! Мы отправляемся в глубокое прошлое нашей страны, на 1500-1000 лет назад. Слайд 2
-Как называлось наше государство 15 веков назад? (Древняя Русь).
(Проверяем выполнение задания. Учитель даёт задания на карточках желающим).
-Переведите на заморский язык «Страна городов». Слайд 3 («Гардарики». Так иностранцы называли Древнюю Русь. Купцы плыли торговать с Русью по рекам, и все древнерусские города располагались вдоль рек).
-Река Времени протекает и между рядами нашего класса. Играем в игру «Перекличка веков». 1-ый ряд-из 9 века, 2-ой ряд-из 21.1-ый ряд называет слова, употреблявшиеся в их времени, а 2-ой ряд переводит эти слова на современный русский язык.
-Проверяем задания на карточках.
1. Расположите имена правителей Руси в порядке княжения.
Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
2. Кому принадлежат слова, и как вы их понимаете:
«Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имут»? (Кн. Святославу.)
«Пусть Киев будет матерью городов русских»? (Кн. Олегу)
- Как и когда возникла Киевская Русь? (В 862 году словене, кривичи и финские племена объединились. Для защиты от врага они пригласили варяга Рюрика с его дружиной. После Рюрика правил князь Олег. Он присоединил к государству другие племена, а столицу перенёс из Великого Новгорода в Киев. Так в конце 9 века образовалась Киевская Русь).
-Покажите на исторической карте границы и столицу Киевской Руси.
3. Подготовка к восприятию.
-Итак, мы находимся сегодня в Киевской Руси. Она стала довольно большим объединением племён. Во главе стоял князь. После Святослава Киевской Русью правил его сын, внук князя Игоря и княгини Ольги, князь Владимир. Слайд 4.
-Что вы знаете о нём? (Он крестил Русь).
-Об этом мы поговорим сегодня. Сформулируйте тему урока.
(Крещение Руси). (Переворачиваются таблички с темой урока на доске).
-О чём бы вы хотели узнать или вспомнить на уроке? (Как крестили Русь? Откуда к нам пришла христианская вера? Как изменилась жизнь людей)
-Мне ещё хотелось бы, чтобы мы могли ответить на вопрос: «Почему Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равных апостолам»? (Карта снимается, под ней - цели урока).
-Основным письменным историческим источником, сохранившимся с тех далёких времён, является «Повесть временных лет». Это летопись жизни наших предков, написанная монахом Нестором, которого ещё называют отцом русской истории. Из «Повести временных лет» мы достоверно можем узнать о том, что происходило более тысячелетия назад. На неё я буду ссылаться сегодня. Слайд 5.
Итак, князь Владимир родился очень давно, более 1000 лет назад. На земле русской тогда ещё жили наши предки - славянские племена. Какая вера была у славян в те далёкие времена? (Язычество). Слайд 6
Что такое язычество?
-Многобожие.
-Чему поклонялись язычники? (Идолам).
-Славяне верили и поклонялись различным богам: неба, солнца, молнии, грома и т. д. Верили они в духов: домового, водяного, лешего…Души утонувших девушек якобы становились русалками. Не было на Руси храмов, были капища, на которых приносились жертвы идолам. В центре столицы – Киеве- стояла кукла главного бога - Перуна. Это был идол с серебряной головой и золотыми усами. Ему приносили жертвы, часто человеческие. Сам Владимир был ярым язычником : верил в идолов, любил пиры и войны. Его боевая дружина состояла из опытных воинов-варягов. Однажды произошёл случай, потрясший Владимира и заставивший его изменить свои взгляды на веру. В 983 году после очередных воинских успехов жители Киева пожелали отблагодарить своих богов человеческими жертвами. Был брошен жребий. Он пал на прекрасного лицом и душою юного варяга Иоанна, сына христианина Феодора. Владимир любил и ценил отца и сына как умных, добрых людей и отважных воинов. Отец был возмущён требованиями толпы, вступился за сына и стал говорить о заблуждениях язычников. Летопись донесла до нас его слова. В переводе на современный русский язык они звучат так: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниёт. Не дам сына своего бесам». Народ в ярости убил обоих.
В этот день князь не помешал своему народу расправиться с христианами. Он был язычником и считал: приносить человеческую жертву богам - дело обычное. При его отце так поступали, при дедах и прадедах.
Однако с этого момента что-то в князе переменилось. Слайд 7
Бывало, устроит он пир, приглашённые веселятся, а он печален. Стоят перед глазами светлые лица мучеников, в ушах звенят укором слова: «Нас-то за что? Разве мы враги твои?»
«Неужели и впрямь поклоняться идолам - грех и великое заблуждение?-размышлял Владимир. -Но как отказаться от исконной веры? Что, если Бог христиан не станет помогать? Впрочем, бабушка Ольга приняла христианскую веру, не испугалась».
Давайте совершим путешествие в те далёкие времена и посмотрим, что же было дальше.
4. Изучение нового материала.
Инсценировка «Как князь Владимир веру выбирал». Слайд 8
(Участвуют уч-ся класса).
ЯВЛЕНИЕ 1
Князь Владимир и Добрыня беседуют вдвоем.
Добрыня. Что невесел ты, князь? Что задумался?
Кн. Владимир. И сам не знаю, Добрынюшка. (Пауза.) Забыть не могу, как погиб Федор-варяг, любимый мой дружинник. Не выходят из головы у меня слова его: «Перун ваш — кукла деревянная! Иду к Богу истинному, в жизнь вечную!» А кто этот истинный Бог? Ты знаешь, мне и самому-то не очень верится, что Перун наш всем миром управляет… В других странах тоже по-другому верят.
Добрыня. Как по-другому?
Кн. Владимир. Верно, я сам не знаю, да я велел привести к себе знающих людей. Пусть расскажут, как они Богу молятся… (Пауза.) Да вот, кажется, и идут они.
Входят персиянин в халате, чалме, еврей, тоже в длинной одежде, маленькой шапочке, с боковыми длинными локонами, и греческий монах в длинной черной одежде и клобуке. Все трое кланяются князю, каждый по-своему.
-Спасибо, что пришли по моему зову. Хочется мне знать, как вы в Бога верите, какому Богу поклоняетесь, как по - Божьи живете?
Магометанин. Велик, един Бог наш Аллах, Магомет Пророк Его!
Кн. Владимир. Что един Бог у вас — это хорошо, а жить-то, как Он вам велит?
Магометанин. Святое дело — убивать врагов Аллаха, пять раз в день надо кланяться ему до земли, поститься надо и не пить вина.
Кн. Владимир. Что-то скучная твоя вера, убивать да кланяться и пировать нельзя… А я веселье люблю.
Еврей. И мы, князь, верим во единого Бога, который сотворил весь мир, все, что в нем. Выбрал нас Бог своим народом и дал нам десять законов, которые мы должны соблюдать: любить Бога и людей, не лгать, не убивать, не обманывать, почитать родителей, а каждый седьмой день не работать, а отдавать Богу.
Кн. Владимир. Что же? Эта вера как будто получше. А где же страна ваша?
Еврей. За грехи наши отнял от нас Бог нашу страну и рассеял нас по всему миру.
Кн. Владимир. Как же быть-то? Ведь если мы теперь вашу веру примем, так, может быть, ваш Бог и у нас страну отнимет? А мы хотим всей нашей страной Богу служить… (Обращаясь к греку.) Что же ты мне о вашей вере расскажешь? Знаю я, что полюбила ее бабушка моя, княгиня Ольга.
Грек. И мы, князь, верим в единого Бога, который все сотворил. Но мы знаем, что Бог так любит людей, что Он Сам взял на Себя пострадать за наши грехи, отдал жизнь свою за нас, умер и победил смерть и дал этим нам вечную жизнь. К этой вечной жизни мы и готовимся, пока живем на земле. Посмотри, князь! (Развертывает перед князем длинный свиток с картиной. Пауза. Князь Владимир сидит задумавшись. Все три посла стоят.)
Рассказчик (читает). Долго длилась беседа князя Владимира с приехавшими учеными. Сильно подействовали на него слова грека, но он все-таки не мог решить, какая вера лучше. И пришло ему на мысль послать своих людей объездить разные страны, посмотреть, какие там веры.
-Что могло быть написано на папирусе, который изучает князь? (Символ веры (с 4 по 8 век составлялся); Заповеди Божии).
-Запомнили ли вы, кто погиб за веру в истинного Бога ещё до крещения Руси?
-Воины-варяги: отец и сын.
-Их звали Иоанн и Фёдор. Церковь установила день их памяти-25 июля. Народ почитает их как первых на Руси христиан-мучеников. Слайд 9
ЯВЛЕНИЕ 2
Князь Владимир, Добрыня.
Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда. Уж несколько месяцев, как они отправились.
Кн. Владимир. Извелся я, их дожидаючись! Ведь все другие вернулись — и от кесаря римского, и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам…
Добрыня. Может быть, лучше нам остаться с нашими старыми Богами?
Кн. Владимир. Да уж, раз веры в них у меня нет, как с ними оставаться?
За сценой слышны крики: «Едут… Едут…»
-Слушай, будто кричат. (Владимир, Добрыня вглядываются вдаль.) Отсюда далеко видно!
Добрыня. И правда, наши ладьи — как лебеди плывут! Дружинники. Наши! Наши! Плывут! Сейчас причаливать будут!
Если при постановке пользуются занавесом, его надо на минуту задернуть. Если занавеса нет, говорит рассказчик.
Рассказчик. Скоро явились к князю Владимиру вернувшиеся из Царьграда послы. Входят три посла. Кланяются князю Владимиру.
Послы (вместе). Здравствуй, князь-государь! Рады мы вернуться домой!
Кн. Владимир. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошо ли съездили? Хорошие ли вести привезли?
1-й посол. Радостью полны сердца наши, князь!
2-й посол. Радость великую привезли мы тебе!
Кн. Владимир. Говорите, говорите скорей!
3-й посол. Пришли, князь, мы к грекам, и повели они нас в храм свой большой, где служат они Богу! Слайд 10
2-й посол. И не знали мы, на небесах ли мы находимся, или на земле! Сам Бог пребывает с ними, когда они там молятся.
1-й посол. Не можем забыть мы той красоты, что видели в храме Святой Софии, Премудрости Божьей.
3-й посол. Когда вкусит человек сладкого, не захочет он есть горького. Нельзя нам теперь другой веры держаться!
Добрыня. Если бы православная вера не была истинная, не приняла бы ее, князь, твоя бабушка, мудрая княгиня Ольга!
Кн. Владимир (встает, выходит вперед и говорит торжественно). Чует, чует сердце мое, что нашли мы сокровище бесценное, веру истинную… Решился я, други, еду в греческую страну добывать веру православную для нашей Руси!
Занавес.
Рассказчик. И собрал князь Владимир войско свое, и пошел в страну греческую. Там принял он святое крещение, взял в жены Анну, сестру императоров, и вернулся в Киев, чтобы крестить свой народ и обучить его вере христианской православной.
-В каком храме побывали послы князя Владимира? (Софии- Премудрости Божией).
-Это был главный храм Византийской империи. Находился он в городе Константинополе. Теперь это территория Турции, город Стамбул.
-Кто в княжеской семье первым принял крещение? (Княгиня Ольга-бабушка Владимира). Слайд 11
-Мы предложили вашему вниманию сценку, а художник Иван Эггинк написал картину. Слайд 8
(Беседа по картине «Великий князь Владимир выбирает веру»).
-Послы каких народов прибыли к князю? (Персиян, евреев, греков).
-Что могло быть написано в книге, которую на картине изучает князь? (Это может быть греческое Евангелие).
-Итак, князь Владимир выбрал веру. Посмотрим, что было дальше.
(Демонстрируется фрагмент фильма).
-Так крестились наши предки. В каком же городе крестился князь Владимир? (В Корсуни).
-Это город в Крыму, его современное название Херсонес.
-Что произошло с главным идолом – Перуном - после крещения Руси? (Он был спущен вниз по реке и отправлен за пределы города.)
-Как называется один из первых храмов на Руси? (Храм Пресвятой Богородицы в Киеве).
-Почему его называли также «десятинной церковью»? (На его содержание князь жертвовал десятую часть своего имения).
-Мы знаем, что Церковь причислила Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается православным народом 28 июля. На уроках ОПК мы знакомились с житием св. равноап. князя Владимира. Ваши впечатления о нём оформлены в виде сочинений, которые помещены на выставку в классе. Послушаем одно из них. (Читает уч-ся класса - автор сочинения)
Князь Владимир.
Узнав о христианской вере, князь Владимир поехал креститься в Херсонес. По дороге он ослеп. «Ослеп Божьим промыслом», -пишет Нестор-летописец. Когда приехал Владимир в Херсонес и окрестился, то снова прозрел. Слайд 12 Вернувшись в свой город, князь привез иконы, мощи святых, священные книги. Он стал готовить Русь к принятию христианской веры. Князь не заставлял, а убеждал народ креститься. «Аще кто не обрящется заутра на реке-богат ли или убог, или нищ, или работен -противен мне да будет»,- передаёт Нестор слова великого князя.
И вот наступил один из дней 988 года - день крещения Руси. Когда люди вошли в реку Днепр, митрополит Михаил со священниками начали молиться. Начало было положено. Слайд 13
Очень многие в тот день на земле приняли Святое Крещение, а на небесах была, наверное, великая радость о спасении стольких душ! «В этот день земля и небо ликовали!» - написано в «Повести временных лет». Князь полностью изменил свою жизнь, став христианином. Он заботился о бедных и несчастных, старался судить справедливо, не гордился тем, что он князь. Он любил наш народ всей душой и смог сделать его сильным и независимым. С принятием христианской веры на Русь пришли сострадание, доброта, прощение, любовь к ближним. Народ отвечал любовью на любовь своего князя, за доброту и ласку прозвал его Владимир - Красное Солнышко, складывал о нём былины!
Я уважаю князя Владимира. Если бы не он, и я бы не знала ничего о православии. Наверное, очень трудно резко менять свою жизнь. А Владимир Красное Солнышко сделал это. Он не только изменился сам, но и народ смог повести за собой. Так умер язычник и родился святой равноапостольный великий князь Владимир - князь великого русского народа. Слайд 14
-Какое прозвище дал народ князю? (Владимир - Красное Солнышко).
- Когда же была крещена Русь? (Откройте учебники на стр. 46, прочитаем).
(Индивидуальное задание у доски).
-Разделите слова на две группы. Назовите каждую и дополните перечень.
Храмы, русское зодчество, иконопись, идолы, суеверные приметы, гадания, жертвы богам, церковные песнопения, колокольные звоны, православные книги, музыка и картины на библейские темы, произведения великих русских писателей на библейские темы, капища.
-Что Крещение дало Руси? (стр. 47). Прочитайте про себя и ответьте на вопрос.
-Работаем в парах. Положите перед собой листочки и заполните таблицу.
Жизнь наших предков:
до крещения после крещения
люди поклонялись___; люди стали верить___;
приносили жертвы на капищах; ___;
___
___; детей стали учить грамоте в земских школах; появились первые книги на славянском языке.
европейские страны, принявшие христианскую веру, не хотели торговать, брать в союзники «языческих варваров», которыми были в их глазах наши предки; ___
___
___
___
___;
у каждого племени были свои идолы, племена часто воевали между собой; ___
.
(Выслушиваются ответы детей по таблице, затем учитель обобщает).
-Прошло чуть более 10 лет, и Русь стала православной страной. Совсем недавно грамотных людей на Руси почти не было. Теперь же детей начали учить счёту и письму. Единая вера постепенно стала объединять людей. Строились «прямоезжие» дороги к городу Киеву. А ещё князь Владимир учреждал больницы и богадельни, отпускал на волю рабов и выкупал должников и пленных. Ему удалось остановить натиск печенегов. Но теперь он боялся причинять зло, за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе он стал устраивать трапезы для нищих и голодных. В «Повести временных лет» читаем о том, что Владимир «повеле всякому нищему и убогому приходить на двор княже». Больным же развозили пищу по домам. По улицам Киева ехали большие телеги с пищей и раздавался зычный голос: «Где больные и нищие, не могущие ходить?» И каждый житель страны любил великого князя, потому что знал: никого из своих подданных он не позволит обидеть. По повелению князя строились каменные храмы, русские мастера чему-то учились у византийских, но много было и своего - русского, родного, национального. На Руси зарождалось уникальное русское зодчество.
5. Итог урока.
- Кого называют «отцом русской истории»? (Нестора-летописца).
-Какой письменный исторический источник принадлежит его перу? («Повесть временных лет»).
-Вернёмся к вопросам на доске, которые мы задали в начале урока :
-Когда была крещена Киевская Русь?
-Кто участвовал в этом?
-Откуда вера христианская пришла на Русь?
-Как изменилась жизнь людей после крещения?
(Проверяется работа у доски).
-Ребята, как вы считаете, является ли Русь глубоко православной сегодня?
-Где сегодня мы встречаемся с язычеством?
-Какой выбор сделает каждый из нас сегодня-православие или язычество? Кто желает высказаться?
-За что же князь Владимир причислен к лику святых?
- Долог и труден был путь князя Владимира к святости. По моему мнению, главный подвиг его заключается в том, что он не просто формально крестился, а полностью переменил образ своей жизни, уверовав во Христа, и нашу родную страну повёл за собою, заботясь о её духовном просвещении, материальном благосостоянии, международном авторитете. Не все и не сразу приняли новую веру, многие плакали, расставаясь с языческими богами. Но прошли годы, и православие так глубоко проникло в характер, быт, искусство, культуру, одним словом, в русскую жизнь, что на тысячелетия вперёд определило путь Отечества нашего в мировой истории.
-В итоге наших рассуждений мне хотелось бы прочитать слова Ф. М. Достоевского:
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
. кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.