Оксана Фокина
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Весна пришла. Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок – путешествие «Весна пришла. Птицы»
Интеграция предметов: курс «Окружающий мир», ИЗО, чтение, музыка.
Тема урока : «Весна пришла. Жизнь птиц весной.»
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Цели урока : углубить и систематизировать знания учащихся о птицах, формировать умение выражать свое отношение к услышанному на уроке; развивать у учащихся интерес к устному народному творчеству (через загадки. пословицы. поговорки); совершенствовать такие виды речевой деятельности, как слушание и говорение; развивать экологическую восприимчивость, речь. воображение. память.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Звучит музыка Чайковского «Весна»
Послушайте и отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о каком времени года идет речь.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня (весна)
Верно ребята! В природе наступила весна. А кто знает, что происходит весной? Какие приметы весны вы можете назвать?
(Становится теплее, тает снег, появляется травка. набухают почки на деревьях, просыпаются от зимней спячки животные, с юга прилетают перелетные птицы)
Ребята, а сегодня к нам в класс тоже пришла весна!
Под музыку заходит весна.
Весна : Зовут меня весною, я девочка-Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели веселые грачи.
Мы с вами все знакомы,
Надеюсь друг друга поймем
А помогут нам в этом птицы.
Мы их всех на урок позовем.
2. Актуализация знаний
Инсценировка рассказа Сладкова «Чья проталина»
Под музыкальное сопровождение выходят сорока, грач, жаворонок.
Сорока: Тра-та-та! Никак проталина? Моя. моя! Моя проталина, раз я первая ее увидела! А семена, а жучков сколько, попирую!
Грач: Здрасте. уже явилась! И прямо на мою проталину. Некрасиво!
Сорока: Это почему же она твоя? Я первая ее увидела!
Грач: Ты увидела, а я к ней за тысячу верст торопился. Теплые страны покинул. Не будь ее. и меня бы тут не было. Где проталина – там и мы, грачи. Моя проталина!
Жаворонок: Весна, солнце. небо ясное. а вы все ссоритесь! И где. на моей проталине!
Сорока и грач: Почему же она твоя? Наша это проталина. мы нашли! Наша проталина!
Жаворонок: А я родился на ней!
Учитель: Не ссортесь друзья, проталина как проталина. А зачем она вам?
Сорока: А семена? А ростки зеленые?
Грач: Посидеть, походить, размяться! Носом в земле порыться.
Жаворонок: А петь то как над проталиной хорошо! Сколько в поле проталин, столько и жаворонков над ними и все поют! Нет ничего лучше нашей проталины!
Учитель: А что вы тогда спорите, раз она ваша?
Жаворонок хочет петь, пусть поет, грач хочет ходить. Пусть ходит!
И птицы отправились в путешествие от проталины к проталине, Давайте и мы с вами отправимся в путешествие вместе с ними.
4. Разгрузочная минутка
Стаи птиц летят домой,
Только небо надо мной!
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать!
5. Тренировочные задания по пройденному материалу.
-Устный опрос по обобщению и систематизации полученных знаний.
Ребята, подумайте и скажите. Чем птицы отличаются от других животных (они покрыты перьями и умеют летать) А все ли птицы умеют летать? (нет) А кто из вас помнит, какие птицы не умеют летать (страус, пингвин) Какая птица считается самой маленькой? (колибри) А кто сможет ответить, чем питается колибри? (нектаром) Какую птицу чаще всего называют лесным доктором? (Дятел)
Ребята. Какие вы молодцы, вы так много знаете о птицах! Но мы с вами отправимся в путешествие не одни, с нами вместе отправятся птицы. А какие именно. Мы с вами сейчас узнаем.
- работа по цепочке
Ребята. У вас на столах лежат карточки, прочтите по цепочке названия птиц, которых мы с вами возьмем в путешествие.
Посмотрите, сколько разных птиц отправляется с нами в путешествие!
А теперь подумайте, когда все эти птицы могут собраться вместе? (весной) А почему? (весной птицы возвращаются с юга, домой) А какая птица прилетает весной самой первой* (грач)А кто из вас знает, для чего птицы весной возвращаются на родину? (свить гнезда, вывести птенцов)А где птицы строят свои гнезда? (на деревьях. в кустарниках, на земле, под крышами домов)
А может ли человек построить птице гнездо и как оно называется? (скворечник)
- Работа в парах
А знаете ли вы, ребята, что раньше люди по прилету птиц определяли различные изменения в природе. Сейчас мы с вами попробуем определить. Какие изменения в природе связаны с прилетом птиц.
На каждой парте лежит текст, прочитайте его и попробуйте найти изменения, которые происходят в природе с прилетом разных птиц.
Грачи прилетели – проталины принесли. Трясогузки -ледоломки лед на реке раскололи. Зяблики появились- зеленая трава заворсилась.
Дальше-больше. Пеночки прилетели – цветы запестрели. Кукушка вернулась –листья на березе проклюнулись. Соловьи показались – черемуха зацвела.
Весна так и делается – каждым понемножку!
Молодцы ребята. Мы с вами нашли изменения в природе, связанные с прилетом птиц, но наше с вами путешествие продолжается дальше, давайте отправимся в гости к некоторым нашим пернатым друзьям.
-Сообщения учащихся о птицах (грач, чиж, овсянка)
Молодцы ребята, сколько нового мы с вами узнали о граче, чиже и овсянке. Но у всех птиц есть общая черта, их клюв.
Поскольку крылья у птиц приспособлены только для полета, птичьий клюв должен служить и ртом и руками. Клюв должен быть достаточно крепким, чтобы захватывать и удерживать еду и отгонять врагов. Однако он должен быть нежным и ловким, чтобы приглаживать перышки и строить гнездо. Клюв – это костное образование, покрытое кератином. Из этого же вещества состоят перья и когти птицы. А также наши ногти и волосы. Каратин нарастает постоянно. Поэтому клюв у птиц не стачивается. Как правило, форма клюва может много рассказать об образе жизни птицы. У птиц, которые питаются семенами, клюв короткий и крепкий. У тех. Кто ловит насекомых, клюв напоминает пинцет. Клюв хищников обычно загнут, им можно разорвать на куски добычу, которую трудно проглотить целиком.
Ребята, прислушайтесь, что это за шум? Давайте с вами подойдем поближе и посмотрим, что происходит.
-Инсценировка произведения Бианки «Чей нос лучше?»
Мухолов-Очень уж утомительно пропитание себе добывать. Впроголодь живу. Сколько мошек надо поймать, чтоб сытым быть! А зернышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.
Дубонос- Да, твой нос никуда не годится. То ли дело мой! Я им вишневую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюешь ягоды. Вот бы тебе такой нос!
Мухолов- Верно – твой нос хитрей устроен!
Бекас – Ничего вы не понимаете в носах. Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!
Мухолов – Ах, вот бы мне такой нос!
Шилонос –А мой нос для того вверх смотрит, чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
Кроншнеп – А мой нос для того вниз смотрит, чтоб им червяков да букашек из травы таскать.
Козодой – обратите внимание на мой носик! Он у меня крохотный. Однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, бабочки, комары целыми толпами в мою глотку залетают, когда я ночью над землей летаю.
Пеликан – Это что! Я вот рыбку поймаю и в мешок себе отложу, не нос, а целая кладовая!
Дятел –Нельзя же все только об еде думать! Нам, лесным работягам, надо и инструмент при себе иметь. Я им не только корм добываю, но и жилье устраиваю.
Мухолов – Чудеса! Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше!
Учитель: А вы, ребята, как думаете – чей нос лучше (Для каждой птицы хорош свой нос) Для чего служит нос птицам? (добывать еду)А можно ли по форме носа определить. Чем питается птица? (да, можно) На какие группы можно разделить птиц по видам питания? (растительноядные. насекомоядные, хищные)
Давайте с вами попробуем определить. К каким группам относятся птицы из нашего рассказа.
Мухолов – насекомоядный, дубонос – растительноядный, бекас – хищник, шилонос – насекомоядный, кроншнеп – насекомоядный, козодой – насекомоядный, пеликан – хищник, дятел – насекомоядный.
Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы знаете птиц. Птицы просят, а сейчас, вы друзья узнайте нас.
-Работа с кроссвордом.
Мы с вами справились с заданием, но немного устали и нам захотелось домой. Давайте вместе спросим дорогу у аиста.
6. Разгрузочная минутка.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топни правою ногой,
Потом левою ногой.
Снова правою ногой.
Снова левою ногой.
Затем правою ногой,
Затем левою ногой
И тогда придешь домой!
Ну вот ребята, наше с вами путешествие в мир птиц подходит к концу. Давайте мы с вами проверим,что же мы узнали нового в нашем путешествии в мир птиц.
Самостоятельная работа.
У каждого из вас на столе находится контрольный рабочий листок. Укажите на нем свою фамилию, имя и класс. Работа состоит из четырех заданий. В первом задании нужно выбрать и отметить звездочкой верное предложение. Во втором задании необходимо дописать предложение. В третьем – отметить звездочкой правильный ответ. И в последнем задании распределить птиц по группам (растительноядные, насекомоядные, хищные)
Молодцы, справились с заданием.
7. Итог урока
А теперь мы с вами узнаем, всем ли понравилось наше путешествие?
Давайте спросим у весны.
Ну, Весна, как дела?
Для чего тебе метла?
Для чего тебе ручьи?
И лучи, что горячи?
Весна :
У меня уборка,
Снег смести с пригорка!
Мусор смыть с дорожек.
Я лужайку просушу,
Вас на праздник приглашу!
Но приглашаю вас не одних, а с вашими пернатыми друзьями!
Учитель: ребята, у вас на столе лежат птички, которых мы сделали с вами на уроке труда. Напишите на них, что вы знаете о птицах (одно предложение) и прикрепите птиц на доске, так мы их пригласим на праздник.
Вы сегодня все хорошо потрудились и весна вместе с птицами приготовила вам подарок. Каждому из вас и наших гостей весна дарит по сладкой птичке.