Елена Фефилова
Урок окружающего мира в 3 классе «Что такое почва?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое почва?
1. Мотивационно-целевой.
- Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, дорогие гости! (Дети стоят полукругом)
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Любознательные дети
Знать хотят про все на свете. Встаньте, пожалуйста, в круг.
- Улыбнитесь соседям справа и слева, погладьте по голове соседей слева и справа.
- Сегодня мы продолжаем открывать тайны интересного предмета «Окружающий мир». На этом уроке наш кабинет превратиться в лабораторию. А что такое лаборатория? А мы с вами станем учеными. (2 мин)
Публикация «Урок окружающего мира в 3 классе „Что такое почва?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Почва. Исследуем почву
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Прошу ученых занять свои места.
- Сегодня вы – ученые, будете работать и в команде, и в паре.
- Прежде, чем мы приступим к работе, нужно вспомнить как работают ученые в команде. (на доске плакат). (1 мин)
- Также каждый ученый оценивает свой труд, а для этого нужны критерии.
- На ваших столах лежат листы самооценивания. Возьмите в руки и внимательно прочитайте. Что увидели? (2 мин) (читают критерии)
- Предлагаю начать урок с первого задания. Возьмите конверт, любого цвета. С этим цветом вы будете работать на уроке. Откройте и посмотрите, что там. (Задания)
- (Первая группа - разгадывает кроссворд. Вторая группа - читает стих, определяют главную мысль. Третья группа - вставляют в пословицы пропущенные слова).
- Что у вас получилось? (проверка всех групп)
- А как вы, думаете, почему так получилось?
- Попробуйте определить тему урока. (что такое почва)
- Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос что такое почва?
- А что еще вам было бы интересно узнать о почве? Обсуждение в группах (ответы детей)
- У меня тоже возникли вопросы, но некоторые слова потерялись.
- Помогите составить вопросы. (вопросы напечатаны, дети вставляют слова)
- Оцените себя. (3мин)
2. Ориентировочный этап
- Какими способами можно воспользоваться, чтобы получить новые знания?
- Для чего нужно знать о почве? (1мин)
3. Поисково-исследовательский.
- Скажите, как называется наше село? А почему оно так называется? Сегодня мы будем изучать почву нашего села. 1 мин
- Предлагаю начать отвечать на вопросы.
- Прочитайте первый вопрос, Что такое почва?
- Посмотрите вокруг, в классе висят карточки желтого, красного и зеленого цвета. 1 команда работает и собирает карточки только желтого цвета, 2 команда – красного цвета, 3 команда – зеленого цвета.
- На все это у вас 1 минута.
- Составьте определение слова ПОЧВА.
- Что же такое почва?
- А что значит плодородный?
- Ответили на вопрос?
- Оцените себя. (2 мин всего)
- Идем дальше. Следующий вопрос, Из чего состоит почва? Откройте рабочую тетрадь и найдите таблицу «Состав почвы». Сюда будем заносить выводы. Приступим к нашему научному исследованию.
- Будем проводить эксперимент.
Опыт 1. Берем стакан с водой, бросаем комочек сухой почвы.
- Что наблюдаем?
- Что это означает?
- Для чего нужен воздух в почве?
- Какой сделаем вывод? (В почве есть воздух). Записываем вывод в журнал.
Опыт 2. Возьмите бумажную салфетку, положите на неё почву и сильно сожмите. Уберите почву. Что осталось на салфетке?
- Что это может быть? (В почве есть вода). Записываем вывод в журнал.
- Для чего нужна вода в почве?
Опыт 3. Возьмите стакан с водой и почвой, размешайте.
- Что видите? (осадок, песок, глина) Записываем в журнал.
- Возьмите чистый стакан, положите в него фильтр и профильтруйте воду.
- Что видите на фильтре?
- А в стакане? (чистая вода)
Опыт 4. Следующий опыт я проведу сама. Я беру несколько капель профильтрованной воды, капаю на стекло и держу стекло над огнем. Вода испаряется.
- Что осталось на стекле? (Это минеральные соли). Записываем в журнал.
Опыт 5. Почву на стекле начинаю нагревать на огне.
- Что наблюдаете?
- Продолжаем нагревать. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придает почве темный цвет. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
- Какой можно сделать вывод? (в почве есть перегной). Записываем в тетрадь.
- Какой большой вывод можно сделать про почвы нашего села?
- Оцените себя.
- на все опыты 7 мин
- Как звучит следующий вопрос? Кто обитает в почвах нашего села?
- А вы как думаете?
- Чтобы проверить ваши догадки, откройте учебник на с. 64 и найдите картинку с обитателями почвы. В течение 1 минуты проговорите в команде всех обитателей.
- А сейчас в рабочей тетради найдите с. 36, № 2 и подпишите названия обитателей. Время выполнения 1 мин.
- Оцените себя.
4. Физминутка. 2 мин
5. Практический этап.
- Переходим к следующему вопросу.
- На ваших столах лежит модель почвы.
- Возьмите карандаш и проведите им по почве.
- Что увидели?
- Возьмите карандаш и вдавливайте его в почву.
- Что увидели?
- Что произошло с почвой?
- У вас на столах есть кусочки мусора, насыпьте его на почву.
- Что произошло?
- А если я подожгу почву, что с ней произойдет?
- Все эти действия люди, животные проделывают ежедневно.
- Как вы думаете, что же будет с почвой?
- А чтобы этого не было, что нужно делать? (охранять почву)
- А для чего надо охранять почву?
- Предлагаю вам зарисовать советы по охране почвы и оформить общий плакат.
- На это задание вам 10мин.
- Посмотрим на наш плакат (проговаривание советов)
- 1см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет.
- Оцените себя.
6. Рефлексия.
- Ну, что, пришло время подводить итоги, а для этого вернемся к нашим вопросам.
- Что такое почва?
- Из чего состоит почва?
- Кто обитает в почве?
- Охрана почвы.
- Подсчитайте баллы в своем листе. Проверяем.
- Предлагаю вам начало фразы, а вы выбираете близкую вам фразу и заканчиваете её.
- «Я сегодня на уроке…»
- «На уроке мне было интересно…»
- «Мне было трудно…»
- Встаньте пожалуйста в круг, возьмитесь за руки и поблагодарите друг друга за совместную работу.
Д/з с. 64-68, читать, р. т. с. 38, №5