Лучший педагог года

Русский язык. Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква «Я»

Альбина Романова
Русский язык. Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква «Я»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель урока : знакомство учащихся с новой буквой, её функциями

Задачи:

- познакомить учащихся с буквами Я,я и её функциями

- познакомить учащихся с функциями буквы Я;

- совершенствовать навыки чтения;

- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;

- пополнять лексический запас слов;

- воспитывать любовь к Родине, к своей семье

Тип урока : изучение нового материала

Форма урока : урок – путешествие

Использование УЛО (мобильный класс)

Публикация «Русский язык, Урок обучения грамоте в 1 классе „Буква „Я“» размещена в разделах

Оборудование:

- ноутбук для учителя

- ноутбуки для учащихся

- карта России

- форма учащихся (форма моряков, значки «Первоклассник»)

- рисунок корабля

- рисунок капитана корабля (буква «я»)

- магнитная азбука

- магниты для звуко – буквенного анализа

- проекты на тему «Буква Я»

- буклеты

- стенд «Символика России»

- Пропись «Учим буквы»

- яблоки детям и гостям в корзине

- учебник Азбуки

- толковый словарь Ожегова

- картинка ястреба

- сигнальные карточки (красные и зелёные для рефлексии)

- схемы для звуко – буквенного анализа (для каждого ученика)

- галстуки для штурманов

- текст «Маяк» для индивидуальной работы

- аудио запись «Голос зяблика»

- конструктор

- сообщение про птицу «ястреб»

Ход урока

(перед входом в кабинет ученики раздают учителям (гостям) буклеты)

1. Орг. момент.

Учитель: Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок. Не обычный потому, что у нас много гостей, и мы с вами сегодня отправимся в путешествие.

2. Актуализация знаний

(играет медленная музыка, учитель читает стихотворение «Родина»)

В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она –

Вишня у окна.

Прямо у дверей

Золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Видно, так и быть,

Здесь мне век прожить,

До конца дружить,

До конца любить,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь –

Здесь земля моя!

(включает музыку ученик 5а класса Кречин Демид)

Вопросы:

- Что вы представляете, когда слышите слово «Родина»

- В какой стране живём мы? (Россия)

Беседа

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россия, Вы – Россияне! И вы с гордостью должны нести это звание. Россия огромная страна. Есть в России высокие горы и полноводные реки, глубокие озёра и бескрайние леса. Мы по праву можем гордиться нашей великой родиной, её природой, её талантливыми людьми.

3. Изучение новой темы

Введение в тему

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей стране «России».

Ребята, назовите последнюю букву в слове Россия (я). Буква Я будет капитаном нашего корабля (учитель прикрепляет букву на корабль, которая помчит нас по бескрайним просторам нашей родины. Но на корабле у нас есть штурманы (ученики 5 класса, которые будут помогать нам указывать путь в правильном направлении, прошу штурманов занять свои места)

Учитель: Ребята, есть такая русская пословица «Как судно назовёшь, так оно и поплывёт!» ( на доску прикрепляются карточки: «Победа», «Ястреб»,

«Мечта»)

Как бы вы хотели назвать наш корабль? (высказывания детей)

(учитель подводит детей к названию «Ястреб»)

Учитель: Кто такой ястреб? (птица)

(учитель показывает картинку ястреба, учитель предлагает определить количество слогов и количество гласных в этом слове

- Сколько слогов в слове? (2)

- На какую гласную букву падает ударение (я)

Ястреб с греческого языка переводится как быстрокрылый, быстролетящий, поэтому я хочу, чтобы наш корабль тоже плыл очень быстро по волнам.

(прикрепляем карточку со словом «Ястреб» на корабль)

Учитель: Чтобы наш корабль плыл нам нужно поднять якорь.

Работа по прописи № 1 «Учим буквы», страница 31

- Найдите картинку якоря

- Что такое якорь? (один ученик делает сообщение)

- впишите букву «я»

- прочитайте слово, которое получилось (якорь)

- обозначьте гласные буквы

Учитель: Теперь пора впуть!

4. Физминутка:

Хлопнем десять раз в ладоши.

Плыть теперь мы дружно можем

(Перед вами карта нашей страны.)

5. Изучение новой темы

Работа по географической карте

- Какой город является главным в нашей стране? (Москва)

- Вот здесь находится столица нашей Родины (учитель показывает на карте)

- А в каком городе живёте вы? (Чапаевск)

(учитель на карте показывает местонахождение нашего города)

Учитель: Основными символами нашего государства являются…. ( дети могут ответить: герб, флаг, гимн)

(обратить внимание на плакат)

Учитель: Место, где ты родился и растёшь - это Родина. Каждый старается посадить на Родине сад, цветы, построить дом.

Работа по азбуке

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 110, под синим ромбиком читают пословицы и объясняют их смысл.

Проверка домашнего задания

Учитель: Какие пословицы, вы знаете о Родине? (дети читают свои пословицы)

Работа по ленте букв

- Сколько гласных букв(10)

- Назови гласные буквы (хоровое чтение)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Назови гласные звуки (а о у э и ы (индивидуальное чтение)

- Почему гласных букв 10, а гласных звуков – 6? (е, ё, ю, я звуков не дают)

-Почему? (если мы потянем этот звук, то услышим звук «а», например слово «зяблик»

Тренинг в чтении слогов

(ученик показывает карточки со слогами, другие ученики по цепочке прочитывают слог)

Вывод: Такую работу выполняет буква «Я», если она стоит после согласного.

- Найдите на ленте букв букву «я»

- В каком ряду она стоит

- Что можно сказать про гласные этого ряда (они дают мягкость предшествующему согласному)

(ученик показывает карточки со слогами, другие ученики по цепочке прочитывают слог)

Работа по ленте букв (продолжение)

- Что показывает зелёный треугольник? (гласная буква даёт два звука)

- В каких случаях буква даёт два звука? начале слова, после гласной)

- С кем дружит буква «Я»? буквами е ё ю я)

- Почему они подружки? (тоже дают два звука)

Воспитательная беседа:

Мы с вами, ребята, тоже должны дружить, все ребята нашего класса большая семья, главный труд – это наша учёба.

Работа в группах

(на каждой карточке одно слово) (работа в группах)

Задание: раздели слова на 4 группы

(Яблоко, яблоня, Аня, Ваня, мяч, зяблик, маяк, Евразия)

Работа по первой группе слов

Учитель: зачитайте слова первой группы : яблонька, яблоко

- Что такое яблонька? (дерево)

- Что такое яблоко? (плод этого дерева)

- Что можете сказать про яблоко? (фрукт, содержит витамины, полезен для организма)

- Почему эти слова объединили в две группы? («я» стоит в начале слова, и обозначает 2 звука, [ й’ ] [ а ])

Учитель: Подчеркните букву «Я»….цветом (красным)

- Почему букву «я» раскрашиваем красным цветом? (гласная)

Учитель: Мы с вами проплываем мимо прекрасного сада, в котором растёт волшебная яблоня с наливными яблочками

(выставляется дерево, на нём прикреплены яблоки на карточках)

Учитель: Но этот сад охраняет злой як

- Кто такой як? (лохматый горный бык)

(работа с толковым словарём, (один ученик читает значение данного слова, а дома 1 группа найдёт по интернет - ресурсам картинку яка и принесёт её на следующий урок)

Як – это одушевлённый предмет? Почему?

В форме какого числа употреблено значение слова «як»(единственное число)

Измени слово так, чтобы оно оказалось во множественном числе (яки)

Учитель: Ребята, как будут называть детёнышей яка (ячёнок)

Учитель: Теперь, чтобы отведать яблочек и отдохнуть под яблоней на полянке, мы должны выполнить звуко – буквенный анализ слова «як»

(работа с конструктором (набор кружков)

(один ученик выполняет анализ с разъяснением у доски)

(учитель предлагает одному представителю каждой группы сорвать яблоко и прикрепить его на доску)

(на яблоках написаны буквы : м о р я к)

(из данных слов ребята складывают слово «моряк»

Учитель: Мы с вами моряки и отправляемся дальше в путь.

6. Физминутка (проводит Мальцева Софья)

Море волнуется - раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура, замри!

Работа по второй группе слов

Учитель: Назовите мне 2 группу слов (Аня, Ваня)

- По какому признаку вы распределили эти слова (имена собственные, буква «я» стоит в конце слова)

- Что ещё общего в этих словах? (2 гласные, 2 слога)

Учитель:

- Встаньте те ребята, у кого в имени есть буква «я» (Ксения, Ваня, Виктория, Рамиля)

- Приведите пример женских имён, которые начинаются на букву «я» (Яна, Ярослава, Ядвига)

- Приведите пример мужских имён на букву «я» (Яша – Яков, Ярослав)

- Разделим слова Яна и Яша на слоги (хоровое деление на слоги)

- Что вы заметили? (буква «я» образует слог)

Учитель: домашнее задание для учеников второй группы (Составить как можно больше имён на букву «я» и записать их на листочке)

(выходит ученик, он читает стихотворение А. Шибаева «Буква «Я» шагает гордо»

Буква «Я» шагает гордо.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я? –

Буква, слог и слово!

Учитель: Что вы узнали про букву «Я» из стихотворения? (буква, образует слог,слово)

- Что же за слово такое «Я»(слово)

Учитель предлагает ребятам составить предложение со словом «Я»

- Сколько слов в данном предложении? (ответы детей)

Работа по третьей группе слов

Учитель:

- Назовите 3 группу слов: мяч, зяблик

- Что такое мяч?

- Какие вы знаете разновидности мячей?

Учитель: (3 группа дома подготовит игру с мячом и проведёт на следующем уроке с нами)

- Кто такой зяблик? (птица)

Учитель: (4 группа найдёт и подготовит по интернет - ресурсам, из дополнительной литературы сообщение про зяблика)

Рефлексия

(учитель предлагает послушать пение зяблика, за ПК ученик 5 класса (преемственность)

- Что объединяет эти слова? (гласная «я» стоит в середине слова, после гласной)

- Что мы можем сказать про эту букву? (даёт один звук [ а]

Работа по учебнику

(правило страница 111)

Работа по 4 группе слов

Учитель: прочитайте 4 группу слов (маяк, Евразия)

- Почему вы объединили эти слова в одну группу? (гласная буква «я» стоит после гласной)

- Что можно сказать про букву «я» в этом случаи (даёт два звука)

- Какие звуки даёт буква «я» в этом случае [й’] [а]

- Для чего нам нужен маяк? (указывает путь судам к берегу, в порт)

Работа по тексту «Маяк»

(напечатанные тексты находятся на парте у каждого учащегося)

(самостоятельна работа)

- Почитай текст

Маяк

Вот на море завыл ветер. Стало совсем темно. Сверкает молния. Высоко взлетает морская волна. Надо скорее судам в порт. А на пути – подводные скалы и мели.

Но ярко светит маяк. Он виден издалека. И смело идут корабли к земле.

Вопросы

- Что такое текст?

- Сколько предложений в тексте? (9)

- Главная мысль текста? (Благодаря маяку смело идут корабли в порт)

- Вспомните тему нашего урока и предположите, какое задание мы будем выполнять? (подчеркнуть слова с буквой «я»)

(ребята подчёркивают слова с буквой «я»)

7. Закрепление изученного материала

Работа по ПК (работа в парах)

Игра (игра «Обучение грамоте», тема: «Выделение гласных, подстановка буквы «я»)

8. Итог урока

- Что узнали сегодня на уроке?

(ответы детей)

- «я» - буква;

- если «я» стоит после гласной даёт звук[а]

- «я» даёт два звука, если стоит в начале слова и после гласной;

- «я» - это слово;

- «я» - это слог;

- буква «я» может стоять в начале слова, в середине слова, в конце слова

Учитель: домашнее задание для учеников 5 группы

(нарисовать по 3 предмета на букву «я»)

9. Рефлексия урока

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, и мы с вами должны удачно вернуться в порт на нашу землю

(работа за ПК)

(Игра «Раскраска», тема «Маяк»)

Давайте оценим нашу работу. На столах у вас сигнальные карточки. Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку зелёного цвета. А если вы испытывали затруднения на уроке, то поднимите карточку красного цвета.

Учитель благодарит ребят за работу на уроке и дарит учащимся и гостям урока яблоки с волшебной яблони.

Публикации по теме:

Конспект урока английского языка во втором классе Конспект урока английского языка 2-й класс УМК М. З. Биболетова «Английский с удовольствием» Педагог: Васюткина И. А. Предмет: Английский язык.

Урок немецкого языка по теме «Классная комната» в 3 классе Образовательные задачи этапа урока Содержание этапа Показатели выполнения образовательных задач этапа Условия выполнения образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский язык. Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква «Я»
Опубликовано: 22 декабря 2014 в 22:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русский язык. Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква «Я»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД