Долгая Елена Геннадьевна
Урок музыки в 3 классе. План-конспект «В музыкальном театре» (опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков)
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
Тема: В музыкальном театре (опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков).
Цель урока : знакомить с оперой как формой искусства, которая объединяет в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись.
Задачи:
Образовательная –
Знать музыкальные понятия.
Публикация «Урок музыки в 3 классе, План-конспект „В музыкальном театре“ (опера „Снегурочка“ Н, А, Римский-Корсаков)» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Учащиеся должны знать, какие обряды показаны в сценах оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".
Развивающая –
Учащиеся должны уметь определить, к какому жанру народной песни относятся песни, которые композитор включил в сцены обрядовых праздников.
Развивать творческие способности слышать окружающий мир в звуках.
Совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений.
Совершенствовать вокально-хоровые навыки и умения.
Воспитывающая-
Учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.
Воспитание любви и уважения к русской музыке, поэзии, живописи.
Тип урока : усвоение новых знаний - преобразование модели.
Оборудование урока-
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Экран
• Музыкальный пульт
• Доска.
Музыкальный материал :
• Ария Снегурочки
• Каватина Берендея
• Фрагменты народных обрядовых песен
• Песня «Новый день»
• Песня «Мамочка».
Интернет-ресурсы:
Литература:
1. Тематическое планирование «Музыка» по программе Е. Д. Критской, Г. Н. Сергеевой 1-8 классы. 2010 год издания.
2. Кабалевский Д. Б. “Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-7 классы” М. ,1990 г.
Конспект урока.
I. Организационный момент (мотивационно-ориентировочный этап).
Построение класса после звонка.
Приветствие.
II. Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Мы с вами снова встретились на уроке музыки. Я очень рада видеть Вас. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга исполнением песни «Новый день».
Дети поют приветствие.
Песня "Новый день" муз. А. Ермолова
А сейчас в путь отправляется наш музыкальный поезд.
• Постановка учебной задачи
Мы продолжаем наше музыкальное путешествие. На прошлых уроках мы слушали замечательную музыку разных композиторов и говорили о том, как бережно относятся композиторы к народной песне. Некоторые темы народных песен звучали в операх, симфониях.
Например (Звучит на фортепиано тема "Во поле береза стояла").
Дети поют эту песню вместе (с использованием приема канон)
Русская народная песня «Во поле берёза стояла» звучит в финале 4 симфонии П. И. Чайковского.
III. Открытие нового знания.
А мы будем продолжать знакомиться с оперой "Снегурочка".
Мы более подробно познакомимся с народными песнями, которые композитор использует в опере.
Нам с вами хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». В 1873 году русский драматург А. Н. Островский написал сказку «Снегурочка» (взяв за основу русскую народную сказку). А в 1881 году Н. А. Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка» (но уже взяв сюжет сказки А. Н. Островского).
Либретто, так называется литературный текст, который пишется к опере, либретто определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы.
Опера – синтетический вид искусства. Она объединяет в себе театральное действие, декоративное оформление, музыку и вокал.
Опера перенесет нас в другой мир. Мы увидим и лес, и сказочные палаты.
Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц.
Голос, которым поет Снегурочка, называется «сопрано».
В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.
Какие обряды древних славян воссоздал Римский-Корсаков в опере "Снегурочка"?
Давайте вспомним эти эпизоды
В какое время года проходила масленица?
В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней.
Символы этого праздника - соломенное чучело; блины. Все посвящено солнцу.
В сказке "Снегурочка" берендеи поклонялись языческому божеству Яриле -Солнцу.
Композитор в сцене проводов Масленицы использовал подлинные народные тексты и мелодии.
Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Ой, честная масленица".
В сцене выкупа невесты звучали подлинные свадебные обрядовые песни "Как за речкою…"; "Как не пава свет по двору ходит…"
А как происходит обряд выкупа невесты?
Подружки водят хороводы, поют свадебные песни. Жених одаривает подружек и друзей сладостями, деньгами, подарками.
Но самый главный праздник сказочных берендеев связан с обрядом языческого божества Ярилы-Солнца.
Когда же отмечали этот праздник?
Ярило — бог солнца древних славян. До 1492 года на Руси в этот день отмечали начало нового года, а первые дни марта так и назывались — Ярилиными днями.
Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой.
Давайте послушаем этот эпизод.
IV. Постановка учебной проблемы.
Сейчас мы услышим голос знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева.
Какой тип голоса у этого героя?
Тенор – высокий мужской голос.
Как вы думаете, как берендеи встречали этот праздник?
- выходили за околицу;
- разводили костры;
- прыгали через костер;
делали венки из цветов и трав.
А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы-Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…".
Обратите внимание на доску. Какого обрядового праздника не хватает на нашей модели?
Ярилин день
Здесь композитор использует календарно-обрядовые песни
Что помогло композитору так ярко изобразить сцены народных праздников?
- подлинные народные песни;
- жизнь в деревне;
- наблюдение за жизнью и бытом крестьян;
- наблюдение за природой.
• Рефлексивно-оценочный этап
Вам понравился урок?
(Ответы детей)
Что нового вы узнали?
Мы познакомились с обрядом Ярилы-Солнца;
познакомились с именами языческих богов;
мы услышали новые песни;
услышали голос русского певца Лемешева, который исполнял партию царя Берендея;
Мне было очень интересно с вами общаться, петь. Я надеюсь во время нашего общения ваше настроение не испортилось.
(Контроль настроения)
А кого бы вы отметили как самых ярких лидеров?
(Ответ детей)
(Лидеры получают цветочки и собирают веночек для Снегурочки)
Домашнее задание: назовите праздники, связанные со сменой времен года, дошедшие до нас со времен языческой Руси.
Наш урок подходит к концу, весна не за горами. Давайте исполним песню о весне.
«Мамочка», исполнение песни.
Спасибо. Урок окончен. До свидания!
Опера "Снегурочка". Пролог
Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки : Ярило задумал погубить ее, заронив ее сердце огонь любви. Весна, мать Снегурочки, позволяет ей покинуть свой холодный терем. И вот она слышит пение пастуха Леля…
Действие 1
Заречная слобода. Пастух Лель приходит на ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и дарит ему цветок. Он поет. Снегурочка дарит ему цветок. Появляются девушки, они зовут Лели, и он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, убегает к ним. Снегурочка опечалена. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених, Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе.
Действие 2
Во дворце Берендея слепые гусляры славят мудрого и доброго царя. Но на душе Берендея неспокойно: вот уже много лет страна берендеев в немилости у Ярилы-Солнца - лето все короче, а вёсны холоднее. Слуги вводят Купаву. Заливаясь слезами, она просит Берендея наказать ее обидчика – Мизгиря – за то, что он отказался жениться на ней из-за Снегурочки, в которую он влюбился. Берендей разгневан. Появляется Снегурочка, и вот уже сам Берендей растроган ее обликом.
Действие 3
В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы с песнями. Царь, растроганный пением Леля, предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы его горячим поцелуем. Снегурочка просил Леля взять ее. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Здесь к ней приближается Мизгирь. Его страстные признания пугают Снегурочку. Она убегает от него, он пытается настичь ее, но лес становится перед ним непреодолимой преградой.
Действие 4
Ранним утром у озера Снегурочка ждет свою мать : Весна-красна поднимается из озера, окруженная цветами. Это ее последний час на земле – с рассветом в свои права вступает бог Ярило, и начинается лето. На прощанье Весна дарит дочери венок из волшебных цветов. Все ярче разгорается утренняя заря. Широко раскрытыми глазами смотрит Снегурочка на мир Природы. Но Весна предостерегает дочь: Снегурочке нужно укрыться в тени лесов. Но Снегурочка не может оторвать восторженного взгляда от Мизгиря – она тает от любви…