Лучший педагог года

Урок литературы в 5 классе по рассказу Паустовского «Заячьи лапы»

Стучкова
Урок литературы в 5 классе по рассказу Паустовского «Заячьи лапы»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок литературы в 5 классе

Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения.

Цель урока:

- развивать у учащихся умение формулировать тему и определять проблему произведения.

Задачи:

- развивать речь, воображение учащихся;

- развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т. е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;

- учить вдумчивому, осознанному чтению;

Публикация «Урок литературы в 5 классе по рассказу Паустовского „Заячьи лапы“» размещена в разделах

- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.

Оборудование: Литература. 5 класс. Учеб. – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ Авт. – сост. В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2016. ; раздаточный материал ; ноутбук, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация.

УДД

Образовательные:

- развивать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

- формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;

Развивающиее: - совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;

Воспитательные:

- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

Личностные УУД:

- различать основные нравственно - этические понятия;

- соотносить поступок с моральной нормой;

- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;

- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре.

Познавательные УУД:

- сопоставлять поступки и поведение героев ;

- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;

-обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;

- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования,приводить убедительные доказательства;

- писать о синквейн, используя полученную информацию.

Регулятивные УУД:

- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.

Форма организации учебной деятельности:

- индивидуальная,

- фронтальная

- работа в парах

Методы и технологии, используемые на уроке:

- методика исследовательских заданий,

- личностно-ориентированное обучение;

- элементы технологии развития критического мышления,

- элементы технологии проблемного обучения,

Приемы деятельности учителя:

- беседа,

- вызов к размышлению,

- работа со словом,

- использование презентации в качестве иллюстративного материала.

Основные виды деятельности учащихся:

- анализ текста,

- самостоятельная работа,

- написание синквейна

Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л. Леонов)

Ход урока

Организационный момент:

Сегодня мы продолжаем изучение творчества Константина Георгиевича Паустовского. На предыдущем уроке мы с вами разбирали его рассказ- сказку «Теплый хлеб». А к сегодняшнему уроку вы должны были внимательно прочитать его рассказ «Заячьи лапы».

Давайте определим, в чем сходство этих рассказов.

- Кто герои этих произведений кроме людей?

в рассказе «Теплый хлеб» - раненый конь, в рассказе «Заячьи лапы заяц"- заяц

- Чему учат рассказы?

доброте, отзывчивости и ответственности

Итак открываем тетради, записываем число и тему урока:

Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения.

А теперь определим тему рассказа «Заячьи лапы». Для этого обратимся к названию рассказа. Почему он называется именно так?

(ответы детей)

- Рассказ назван «Заячьи лапы» потом, что у зайца, о котором идет речь в рассказе, были обожжены лапы, и главное действие рассказа разворачивается вокруг необходимости вылечить зайцу лапы.

А только ли о зайце идет речь?

(о зайце, о пожаре, об ответственности людей) О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

Какую важную проблему поднимает автор в рассказе? Эта проблема очень актуальна в сегодняшнее непростое время, ведь у нас много лесных пожаров, много людей истребляющих животных ради забавы. В чем же главная ответственность человека на земле?

Ответственность человека перед природой

Как же решить эту проблему? Что нужно изменить в людях, чтобы они стали более внимательны и ответственны к окружающему нас миру?

Обратимся к эпиграфу урока.

- Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л. Леонов)

Как вы его понимаете?

(ответы детей)

Чтобы более глубоко понять высказывание Леонова проанализируем рассказ «Заячьи лапы». И начнем мы с ответа на вопрос каков каждый персонаж, встречающийся нам в произведении.

Сегодня мы работаем в парах. У каждого на столе лежат листочки с заданием. Первое задание будет выбрать из предложенного списка характеристику героя рассказа.

Приступаем к работе. (задание представлено в виде таблицы. В ходе работы учащиеся каждому герою находят соответственную характеристику)

Ваня беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый.

Карл Петрович интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Ветеринар злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый

Бабка Анисья любопытная, жалостливая, душевная, добрая

Аптекарь нервный, сердитый, раздражённый, но добрый

А теперь найдем подтверждение правильности ваших выводов в рассказе, диалогами некоторых героев.

Ст. 83. – диалог Вани, ветеринара и бабки Анисьи Чтение по ролям. (автор, Ваня, ветеринар, Анисья).

Какие слова показывают особую бессердечность ветеринара?

- Зажарь его с луком - деду будет закуска.

Случалось ли так, что вас обижали люди не понимая вашей проблемы и были равнодушны к ней?

ответы детей

. Каким одним словом можно заменить описание — «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену»?

- Заплакал.

Какие реплики показывают доброту и участие бабки Анисьи?

(дети находят реплики в тексте)

Часто ли люди замечают вашу боль и готовы вам помочь участие и советом?

ответы детей

Какое качество должно быть развито в человеке, чтобы уметь сочувствовать и помогать другим?

доброта

- Вы нашли истину? Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но почему на центральное место занимает заяц?

(ответы детей)

-Действительно, больной заяц в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.

Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто – то нет.

Перед нами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова в тетради.

(на доске написана незавершенная фраза (каждый выбирает по желанию)

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…

Дети читают высказывания.

Именно заяц послужил проверкой человека на доброту. И первым эту проверку проходит дед Ларион. Почему он так заботится о зайце?

(он спас его во время пожара)

- В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

Прочитайте сцену пожара ст 87. Второй абзац читаем по цепочкеb][/b]ке.

Найдите слова, показывающие опасность настигающего бедствия.

- Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. (найдите эпитет)

- Смерть настигала деда, хватала его за плечи… (какое художественное средство использует автор)

олицетворение

- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

-А как возникают в лесу пожары?

ответы детей

Послушайте стихотворение, которое подтверждает ваши ответы.

Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны, багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.

Как вспуганная, стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, со страшным треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.

- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

- Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.-

(ответы детей)

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.

Перечитаем последние строки рассказа:

«— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

— Чем же ты провинился?

— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все».

— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.

- Какие выводы для себя сделали?

животное спасло стрелявшего в него охотника

- Кто великодушнее человек или природа?

природа

-Отчего зависит спасение и жизнь человека?

от природы

Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

III. ^ Стадия «Рефлексия».

Составим синквейны, относящиеся к теме урока по теме «Природа», и по теме – по теме «Человек». Синквейны мы с вами еще не составляли поэтому объясняю что это такой

СИНКВЕЙН – от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Строится он следующим образом:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл.

5 строка – вывод, одно слово, существительное.

Например синквейн со словом ШКОЛА

Школа

Образовательная, обучающая.

Учит, развивает, воспитывает

Необходима каждому человеку.

Знание.

Первый синквейн на тему Человек составим вместе.

1. Человек

2. Сочувствующий, отзывчивый

3. Слушает, учится, сопереживает

4. Человек должен слышать голос природы

5. Ответственность

Второй синквейн попробуйте составить самостоятельно, работая в паре.

Дети составляют синквейны и зачитывают их.

- Вернёмся к проблеме урока:

какие добрые дела мы должны совершить, чтобы природа ответила нам тем же?

Мы должны заботиться о природе, помогать и сопереживать ей).

Д. з Нарисовать иллюстрацию к любому из прочитанных нами произведений Пауствского.

Публикации по теме:

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы по рассказу А. Баркова «Внезапное открытие» Тема: «Внезапное открытие». По А. Баркову. Цель: знакомство с новым произведением. Задачи: 1. Образовательные: формирование навыка осознанного,.

Фотоотчет «Открытый урок по математике в 3 классе»Фотоотчет «Открытый урок по математике в 3 классе» Фотоотчет по открытому уроку в 3 классе. Тема урока: Единицы массы. Грамм. Начался урок с закрепления состава многозначных чисел. Затем.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок ИЗО в 7 классе «Автопортрет» Цели и задачи: развитие творческих способностей учащихся, развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность, глазомер, аналитическое.

Урок музыки во 2 классе «Масленица» Урок музыки 2 класс по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Цель: Знакомство.

Урок ОБЖ в 9 классе УРОК ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ Тема: Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок внеклассного чтения в 7 классе «Можно ли оправдать предательство?» по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» Урок внеклассного чтения в 7 классе. Можно ли оправдать предательство? (по рассказу Ю. Нагибина «Эхо») Цель: ознакомить учащихся с содержанием.

Урок знаний 1 сентября во 2 классе УРОК ЗНАНИЙ (2 класс) Цель: Помочь второклассникам быстрее адаптироваться к школьной жизни после летних каникул, способствовать сплочению.

Урок знаний 1 сентября в 3 классе Цель: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой, создать настрой на учебную деятельность. Оборудование: • презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературы в 5 классе по рассказу Паустовского «Заячьи лапы»
Опубликовано: 26 марта 2018 в 19:22
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературы в 5 классе по рассказу Паустовского «Заячьи лапы»» (включая файлы) размещена пользователем Стучкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД