Виктория Плюснина
Урок литературного чтения «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе, направленный на формирование коммуникативных УУД
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель урока: формирование умения анализа сказки через раскрытие характеристики образов героев литературного произведения, формирование навыка выразительного чтения и драматизации.
Задачи урока:
1) формировать интерес к творческой деятельности;
2) развивать коммуникативные способности;
3) учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
Публикация «Урок литературного чтения „А, С, Пушкин „Сказка о рыбаке и рыбке“ во 2 классе, направленный на формирование коммуникативных УУД» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
4) формировать умения ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга;
5) развивать творческие способности, речь, память, мышление;
6) воспитывать любовь к чтению и сказкам.
Методы и приёмы: словесный (беседа, наглядный (иллюстрации, практический.
Предметные умения: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса, уметь строить устные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Планируемые результаты:
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе;
развивать интерес к новому материалу;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Познавательные:
формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение;
анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения;
использовать приобретённые знания и умения при чтении по ролям;
формировать умение выполнять анализ и синтез;
овладеть чтением вслух и про себя; элементарными приемами анализа художественного произведения.
Регулятивные:
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
осуществлять самоконтроль;
оценивать выразительность чтения одноклассников;
формировать умение выполнять учебные действия (операции, используя внутреннюю речь для регуляции своих действий.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
формировать умение выражать свои мысли, строя небольшое монологическое высказывание;
формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
умение слушать и понимать других.
1. Организационный этап
Всем доброе утро, я рада вас всех сегодня видеть, проверьте, пожалуйста, все ли принадлежности готовы у вас к уроку и присаживайтесь на свои рабочие места. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность. Регулятивные: осуществлять самоконтроль
2. Подготовка к первичному восприятию
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой и в конце, с помощью этой сказки, поиграем в игру-драматизацию, поэтому нам необходимо как можно глубже погрузиться в этот материал и внимательно его изучить.
Сегодня мы прочитаем очень известную сказку, написанную автором А. С. Пушкиным, с которым мы раннее уже знакомились.
Я загадаю вам две загадки, а вы попробуйте отгадать название сказки.
1) Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!
2) Кто у речки на песке, дремлет с удочкой в руке?
Он нам всем давно знаком, Он зовется…
Итак, как вы думаете, какую сказку А. С. Пушкина мы сегодня прочитаем?
-Молодцы! Откройте учебник нас странице 112 и посмотрите на иллюстрацию к сказке.
-Кого мы видим на иллюстрации?
-Как вы думаете, какие эмоции испытывает рыбак?
-Почему?
-Как вы думаете почему рыбак может грустить?
-Хорошо, давайте прочитаем сказку и узнаем!
3. Первичное восприятие. Чтение учителя
Слушают учителя
Учитель читает сказку вслух
4. Проверка первичного восприятия и постановка учебной задачи
-Какие эмоции вы испытали при прослушивании сказки?
-Почему?
-Ваши эмоции в начале сказки и в конце сказки были разные? С чем это связано?
-Старик поймал золотую рыбку, которая готова дать ему все, что
он пожелает. Старик ничего не просит у рыбки и отпускает ее, сказав
на прощание ласковое слово. Как вы считаете, любой человек способен поступить так, особенно если живет в ветхой землянке?
-Вы правы, такой поступок можно назвать бескорыстным, бескорыстным называют человека, который не заботится о своей выгоде
-Какие неизвестные слова вам встретились в сказке?
Терем- В Древней Руси называли жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.
Невод- большая сеть для ловли рыбы (выводит слайд на экран)
Корыто – это большой открытый продолговатый сосуд с округлёнными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей (выводит слайд на экран)
Ветхая землянка – ветхая значит близка к разрушению, т. е. скоро развалится. А землянка-это углубленное в землю жилище. (выводит слайд на экран)
-При самостоятельном чтении у вас будет возможность выписать себе в тетрадь незнакомые слова, которые мы могли упустить, и мы их разберем.
-Прочитайте текст самостоятельно и обратите внимание на эмоции героев сказки, это пригодится вам для нашей игры-драматизации. Вам необходимо будет полностью погрузиться в героя.
5. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение
6. Чтение и анализ текста
-Итак, сколько в сказке действующих лиц? Назовите их.
-Попробуем понять эмоциональную составляющую каждого героя.
- Как старуха отнеслась к поступку старика?
- Почему рыбка исполняет все просьбы старика?
- Рыбка испытывает признательность старику за оказанное им
добро и старается его отблагодарить. Хорошо ли поступает тот,
кто благодарит за добро?
-Кто из героев сказки должен быть благодарен рыбке?
-Почему старик продолжал ходить к рыбке и выполнять просьбы жены?
-Да, так же можно сказать, что он был покорный, то есть уважал ее и боялся ее гнева.
-В каком случае старику было особенно стыдно обращаться к
рыбке с очередной просьбой? Почему?
7. Физ. минутка
8. Закрепление изученного материала. Творческая деятельность.
-Итак, ребята, мы плавно подошли к нашей креативной игре-драматизации. Кто знает, что такое драматизация?
-Драматизация-это представление, которое мы разыгрываем, используя сюжет литературного произведения или его эпизод. Нам необходимо передать все эмоции героев, для этого нужно выразительное чтение и жестикуляция (движение). Так же, мы можем говорить голосом старухи, старика и рыбки. Мы должны представить себя в роли героя этой сказки и сыграть эту роль, читая их речь.
-Ну что, попробуем?
-Здорово, я буду читать слова автора, Дима слова старика, Даша слова старухи, а Ксюша слова рыбки, затем будем меняться, чтобы каждый сумел попробовать себя в роли героев. И не забывайте про драматизацию!
(читают сказку по ролям с использованием приема драматизации)
9. Домашнее задание
Задание на дом; Вместе с родителями прочитать сказку
братьев Гримм «О рыбаке и его жене» или русскую народную
сказку «Чивы, чивы, чивычок.» и поразмышлять, чем они схожи, а чем отличаются
от сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
10. Рефлексия
-Мы сегодня хорошо поработали!
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось и почему?
-Ребята, сегодня вы должны поставить себе оценку за урок в тетради. Какую поставить оценку вы решаете сами.
Спасибо за урок.