МААМ-картинки

Урок литературного чтения в 4 классе «Сто фантазий. В. Д. Берестов «Честное гусеничное»

Галина Лаврентьева
Урок литературного чтения в 4 классе «Сто фантазий. В. Д. Берестов «Честное гусеничное»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: показать один из способов изображения действительности в литературе, путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника; воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе „Сто фантазий, В, Д, Берестов „Честное гусеничное“» размещена в разделах

Ход урока

I. Актуализация знаний. (слайд)

1. Беседа.

-Как называется глава, над которой работаем на уроках литературного чтения?

-Какие способы создания фантастических образов используют авторы в своих произведениях?

-Назовите произведения, которые мы исследовали на прошлых уроках. Что их объединяет? (жанр)

-Какие ещё жанры есть в литературе?

-Какие стили речи знаете? (научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный)

2. Работа в парах.

-Что относится к научному стилю, а что к художественному?

Соедините линией.

Проверка через вебкамеру.

II. Сообщение темы и цели урока. (слайд)

1. Отгадайте загадку.

У мохнатых хулиганок

Неуемный аппетит,

Раз листочек, два листочек,

Третий в дырочку висит.

- Кто это?

- Как вы считаете, гусеница красива?

- Как вы думаете, о ком будем читать?

- Прочитайте название произведения. («Честное гусеничное» В. Д. Берестов) (слайд)

- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву гусеница: («Честное гусеничное слово, что…» (что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить растениям и т. д.)

- Какое по жанру произведение будем читать? Чему учит?

Цель нашего урока - ответить на эти вопросы.

- Попробуйте дать предварительный ответ на первый вопрос, исходя из названия произведения.

III. Работа по теме.

1. Знакомство с биографией. Валентин Дмитриевич Берестов. (слайд)

(рассказывают 2 ученика)

2. Чтение произведения. (читают дети)

- Как же закончила фразу- клятву Гусеница?

IV. Проверка первичного восприятия текста.

1. Словарная работа.

- Что такое кокон? (слайд)

- Прочитайте в тексте абзац, который начинается так: “Трудилась она долго…”,

- Как вы понимаете реплику гусеницы: “Совершенно замоталась”? (Полностью обмоталась шёлковой нитью, устала от работы) (слайд)

Во многих произведениях Валентина Дмитриевича Берестова слова, особенно главные, имеют не один смысл – они многослойны, поэтому читать их надо особенно вдумчиво, стараясь найти тайный спрятанный за словами смысл.

2. Ответы на вопросы.

- Это смешное или серьёзное произведение?

- Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку? (Дал слово – держи).

- Что Бабочка называет «самым обыкновенным чудом»?

- Как происходит это «чудо» в действительности? (слайд)

V. Деловая игра. (слайд)

Работа в группах

- Дадим оценку произведению Валентина Дмитриевича Берестова, ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

1 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это научная статья.

2 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это сказка.

3 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это художественное произведение.

4 группа – восстановите план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке.

Гусеница обиделась.

Первая встреча гусеницы с девочкой.

Превращение в бабочку.

Сон в коконе.

Обыкновенное чудо.

Вторая встреча гусеницы с девочкой.

5 группа – подобрать недостающую рифму, пользуясь словами из текста.

Над лугом на крыльях огромных летала.

Ведь бабочка клятву, увы, …

VI. Проверка работы в группах.

Отчёт групп

(зачитывают у доски) 1 группа – произведение “Честное гусеничное” - это научная статья, т. к. в произведении точно описан факт превращения гусеницы в бабочку.

(зачитывают у доски) 2 группа – произведение “Честное гусеничное” - это сказка, т. к. в нём насекомое наделено речью, чувствами.

(зачитывают у доски) 3 группа – произведение “Честное гусеничное” - это художественный текст, т. к. в нём есть описания, сравнения…

(слайд) 4 группа – зачитывает план развития событий в тексте.

2. Гусеница обиделась.

1. Первая встреча гусеницы с девочкой.

4. Превращение в бабочку.

3. Сон в коконе.

6. Обыкновенное чудо.

5. Вторая встреча гусеницы с девочкой.

(слайд) 5 группа – подбор рифмы. Реклама произведения.

Гусеница слово чести дала

На дерево быстро она … (заползла)

Трудилась, крутилась и сделала (кокон)

В котором нет щели, двери и окон.

Без дела сидеть устала она.

У затворницы нашей зачесалась (спина)

Потёрлась о стенки темницы немного

И вот уж на волю открыта … (дорога)

Открылась гусенице мира краса,

Ведь с ней наяву произошли (чудеса)

Над лугом на крыльях огромных летала.

Ведь бабочка клятву, увы, не (давала)

VII. Итог. (слайд)

-Чему учит произведение В. Д. Берестова?

Может быть, за душевную красоту Бабочки, за ее честность, верность своему слову природа и наградила ее, сделав такой красивой. Произошло самое обыкновенное чудо.

-Произведение “Честное гусеничное” - это сказка или рассказ?

В. Д. Берестов назвал свои произведения полусказками. Почему автор так определил жанр своего произведения?

-Какая главная мысль этой полусказки? (Не всегда сразу можно разглядеть красоту в обычных предметах. Природа творит чудеса) Посмотрев на невзрачную гусеницу сложно сказать, что она способна переродиться в великолепную бабочку.

-Разве это не чудо?

Да, природа способна творить чудеса. Просто надо быть очень внимательными, чтобы они нам открывались. Нам всем нужно беречь нашу природу, ведь её красота делает человека добрее.

-С какой целью автор пишет полусказки? Что нужно знать, чтобы писать полусказки?

VIII. Рефлексия.

-Если вам предоставят на выбор для изучения научную статью и полусказку на одну и ту же тему, какой текст вы выберете?

IX. Домашнее задание. (слайд)

На выбор: 1) Сочинить свою полусказку.

2) Подобрать материал об интересных фактах из жизни бабочек.

3) Подготовить пересказ.

X. Презентация о бабочках России.

(рассказывают ученики)

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Нестандартный сценарий урока литературного чтения в 3 классе «Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» Краткий сценарий нестандартного урока по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово» Урок литературного чтения 3 класс (возраст 9-10 лет). Цель.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе «Сто фантазий. В. Д. Берестов «Честное гусеничное»
Опубликовано: 18 июня 2023 в 19:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения в 4 классе «Сто фантазий. В. Д. Берестов «Честное гусеничное»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лаврентьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД