Галина Лаврентьева
Урок литературного чтения в 4 классе «Сто фантазий. В. Д. Берестов «Честное гусеничное»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать один из способов изображения действительности в литературе, путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника; воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.
Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе „Сто фантазий, В, Д, Берестов „Честное гусеничное“» размещена в разделах
- Гусеницы и червячки
- Литературное чтение
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход урока
I. Актуализация знаний. (слайд)
1. Беседа.
-Как называется глава, над которой работаем на уроках литературного чтения?
-Какие способы создания фантастических образов используют авторы в своих произведениях?
-Назовите произведения, которые мы исследовали на прошлых уроках. Что их объединяет? (жанр)
-Какие ещё жанры есть в литературе?
-Какие стили речи знаете? (научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный)
2. Работа в парах.
-Что относится к научному стилю, а что к художественному?
Соедините линией.
Проверка через вебкамеру.
II. Сообщение темы и цели урока. (слайд)
1. Отгадайте загадку.
У мохнатых хулиганок
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.
- Кто это?
- Как вы считаете, гусеница красива?
- Как вы думаете, о ком будем читать?
- Прочитайте название произведения. («Честное гусеничное» В. Д. Берестов) (слайд)
- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву гусеница: («Честное гусеничное слово, что…» (что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить растениям и т. д.)
- Какое по жанру произведение будем читать? Чему учит?
Цель нашего урока - ответить на эти вопросы.
- Попробуйте дать предварительный ответ на первый вопрос, исходя из названия произведения.
III. Работа по теме.
1. Знакомство с биографией. Валентин Дмитриевич Берестов. (слайд)
(рассказывают 2 ученика)
2. Чтение произведения. (читают дети)
- Как же закончила фразу- клятву Гусеница?
IV. Проверка первичного восприятия текста.
1. Словарная работа.
- Что такое кокон? (слайд)
- Прочитайте в тексте абзац, который начинается так: “Трудилась она долго…”,
- Как вы понимаете реплику гусеницы: “Совершенно замоталась”? (Полностью обмоталась шёлковой нитью, устала от работы) (слайд)
Во многих произведениях Валентина Дмитриевича Берестова слова, особенно главные, имеют не один смысл – они многослойны, поэтому читать их надо особенно вдумчиво, стараясь найти тайный спрятанный за словами смысл.
2. Ответы на вопросы.
- Это смешное или серьёзное произведение?
- Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку? (Дал слово – держи).
- Что Бабочка называет «самым обыкновенным чудом»?
- Как происходит это «чудо» в действительности? (слайд)
V. Деловая игра. (слайд)
Работа в группах
- Дадим оценку произведению Валентина Дмитриевича Берестова, ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
1 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это научная статья.
2 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это сказка.
3 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это художественное произведение.
4 группа – восстановите план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке.
Гусеница обиделась.
Первая встреча гусеницы с девочкой.
Превращение в бабочку.
Сон в коконе.
Обыкновенное чудо.
Вторая встреча гусеницы с девочкой.
5 группа – подобрать недостающую рифму, пользуясь словами из текста.
Над лугом на крыльях огромных летала.
Ведь бабочка клятву, увы, …
VI. Проверка работы в группах.
Отчёт групп
(зачитывают у доски) 1 группа – произведение “Честное гусеничное” - это научная статья, т. к. в произведении точно описан факт превращения гусеницы в бабочку.
(зачитывают у доски) 2 группа – произведение “Честное гусеничное” - это сказка, т. к. в нём насекомое наделено речью, чувствами.
(зачитывают у доски) 3 группа – произведение “Честное гусеничное” - это художественный текст, т. к. в нём есть описания, сравнения…
(слайд) 4 группа – зачитывает план развития событий в тексте.
2. Гусеница обиделась.
1. Первая встреча гусеницы с девочкой.
4. Превращение в бабочку.
3. Сон в коконе.
6. Обыкновенное чудо.
5. Вторая встреча гусеницы с девочкой.
(слайд) 5 группа – подбор рифмы. Реклама произведения.
Гусеница слово чести дала
На дерево быстро она … (заползла)
Трудилась, крутилась и сделала (кокон)
В котором нет щели, двери и окон.
Без дела сидеть устала она.
У затворницы нашей зачесалась (спина)
Потёрлась о стенки темницы немного
И вот уж на волю открыта … (дорога)
Открылась гусенице мира краса,
Ведь с ней наяву произошли (чудеса)
Над лугом на крыльях огромных летала.
Ведь бабочка клятву, увы, не (давала)
VII. Итог. (слайд)
-Чему учит произведение В. Д. Берестова?
Может быть, за душевную красоту Бабочки, за ее честность, верность своему слову природа и наградила ее, сделав такой красивой. Произошло самое обыкновенное чудо.
-Произведение “Честное гусеничное” - это сказка или рассказ?
В. Д. Берестов назвал свои произведения полусказками. Почему автор так определил жанр своего произведения?
-Какая главная мысль этой полусказки? (Не всегда сразу можно разглядеть красоту в обычных предметах. Природа творит чудеса) Посмотрев на невзрачную гусеницу сложно сказать, что она способна переродиться в великолепную бабочку.
-Разве это не чудо?
Да, природа способна творить чудеса. Просто надо быть очень внимательными, чтобы они нам открывались. Нам всем нужно беречь нашу природу, ведь её красота делает человека добрее.
-С какой целью автор пишет полусказки? Что нужно знать, чтобы писать полусказки?
VIII. Рефлексия.
-Если вам предоставят на выбор для изучения научную статью и полусказку на одну и ту же тему, какой текст вы выберете?
IX. Домашнее задание. (слайд)
На выбор: 1) Сочинить свою полусказку.
2) Подобрать материал об интересных фактах из жизни бабочек.
3) Подготовить пересказ.
X. Презентация о бабочках России.
(рассказывают ученики)