Рабига Бегайдарова
Урок доброты. Занятие «Дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок доброты
Урок доброты
Занятие «Дружба»
Цель: обучение навыкам выстраивания устойчивых дружеских взаимоотношений внутри класса, совладания с конфликтными ситуациями, стимулирование заинтересованности в поисках выхода из конфликтных ситуаций.
Оборудование: компьютер, проектор, интернет ресурсы (или скачать заранее видео, если нет доступа к Интернет ресурсам в сценарии есть текст рассказа, по которому снят данный видеофильм, мел, бумага А4, простой карандаш, клубок ниток, конфеты или наклейки.
Ход занятия:
Игра «Ассоциации»
Публикация «Урок доброты, Занятие „Дружба“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ведущий: «Ребята, предлагаю вам поиграть игру, подумайте, вспомните и назовите, какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «дружба».
«Спасибо, ребята, здорово, как много слов вы назвали, молодцы, а сейчас предлагаю обратить внимание на экран.
Просмотр кинофильма. Качество - Дружба «Не трус и не предатель» https://rutube.ru/video/0c5f883548e556198fe4af42c80cba34/?r=wd
Или чтение рассказа «Не трус и не предатель», Е. Дубровская
Обсуждение фильма/рассказа.
Как вы думаете почему фильм так назвали «Не трус и не предатель»?
Какие чувства вы переживали в разные моменты фильма, поделитесь, пожалуйста?
Какой эпизод Вам понравился больше всего? Почему?
Кем мальчики были друг другу?
Опишите мальчиков (что интересно каждому, какие по характеру? О чем это для нас)
Что хотел узнать Вова, какую теорию хотел проверить?
Что заставило Славу согласиться на предложение Вовы?
Вспомните, что сказал Слава, когда увидел раздавленный микроскоп? Почему он так сказал?
Как вел себя Слава во время признания? Как это его характеризует?
Опишите, как вел себя Вова в момент признания Славы. Почему он так себя вел?
Стало ли Вове легче на душе после признания Славы?
Вспомните его мысли в этот момент. Что заставило Вову признаться в порче микроскопа? Как это характеризует Вову?
Почему в конце фильма мы видим радостную улыбку на лице Славы?
Как вы думаете, настоящая ли дружба у мальчиков или нет?
Что мы узнали для себя из истории мальчиков?
Упражнение «Солнышко»
Цель упражнения: формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
Необходимые материалы: бумага А4, простой карандаш.
Ведущий просит участников нарисовать на бумаге солнышко с лучами (никаких правил и ограничений нет, в центре солнышка написать свое имя.
Ведущий: «Какое оно это солнышко? Яркое, теплое, дарит свет и радость, желтое и так далее. Если солнышко было бы вами, то какие были бы у него хорошие качества? Давайте подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твое замечательное качество. Какой ты?».
Участники подписывают каждый лучик тем словом, каким себя характеризуют. Несколько лучиков остаются неподписанными (их можно дорисовать, поэтому ведущий просит других участников назвать для каждого ребенка те хорошие качества, которые он в нем видит.
Ведущий: «Чтобы солнышко было полным, давайте поможем друг другу подписать оставшиеся лучики».
Каждый участник говорит своим соседям справа и слева, какое положительное качество он в них видит, например, «Я считаю, что ты добрый. Ты всегда помогаешь».
После упражнения рисунки развешиваются на доске, где они станут источником положительных эмоций и ресурсного состояния на протяжении занятия.
Упражнение «Солнечный лучик»
Цель упражнения: укрепление позитивного восприятия окружающих, развитие навыков общения.
Все участники садятся на стулья в кругу. По очереди участники друг за другом произносят слова: «роза», «тюльпан». Далее все участники выходят в свободное пространство класса и образуют два круга. Все «розы» встают во внутренний круг, все «тюльпаны» - во внешний. Участники поворачиваются лицом друг к другу в парах.
Ведущий: «Ребята, представьте, что лучик солнца падает на каждого из вас и помогает проявить ваши лучшие качества. Подумайте о них. Также и в других становятся видны их лучшие качества. Сейчас я попрошу вас говорить друг другу комплименты. В ответ вы должны поблагодарить того, кто вам сказал комплимент и назвать свое положительное качество, например:
- Маша, мне кажется, что ты очень добрая девочка!
- Спасибо, Коля! А еще я заботливая!»
Обменявшись комплиментами, участники внутреннего круга делают шаг вправо, и оказываются в новой паре. Упражнение повторяется до тех пор, пока участники не встанут в первоначальную пару. Работа в парах происходит одновременно.
После упражнения ведущий благодарит всех участников за то, что они старались найти положительные качества в себе и других, подчеркивает важность этого для общения, взаимопонимания и дружбы.
Тренинг «Клубок»
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках клубок—клубок единства. передаю одному клубок, оставляя себе конец клубка и задает вопрос, что каждый сделал для класса и дальше передает клубок ниток. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Ваш класс единое целое, и каждый в классе ценен и важен.
Упражнение «Единый шаг»
Цель: сплочение группы, создание ресурсного состояния, создание атмосферы сплоченности в группе.
На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага.
Ведущий: «Ребята, вам нужно будет перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе и одновременно».
Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться. Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.
Заключение Упражнение «Пожелание» Цель упражнения: общение, прощание.
Ведущий: «Наше занятие подходит к концу, мы сегодня говорили про дружбу. Скажите, что самое важное вы готовы забрать с собой с нашего занятия? …. Отлично! Я вам дарю сюрпризики.
Цель: обучение навыкам выстраивания устойчивых дружеских взаимоотношений внутри класса, совладания с конфликтными ситуациями, стимулирование заинтересованности в поисках выхода из конфликтных ситуаций.
Оборудование: компьютер, проектор, интернет ресурсы (или скачать заранее видео, если нет доступа к Интернет ресурсам в сценарии есть текст рассказа, по которому снят данный видеофильм, мел, бумага А4, простой карандаш, клубок ниток, конфеты или наклейки.
Ход занятия:
Игра «Ассоциации»
Ведущий: «Ребята, предлагаю вам поиграть игру, подумайте, вспомните и назовите, какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «дружба».
«Спасибо, ребята, здорово, как много слов вы назвали, молодцы, а сейчас предлагаю обратить внимание на экран.
Просмотр кинофильма. Качество - Дружба «Не трус и не предатель» https://rutube.ru/video/0c5f883548e556198fe4af42c80cba34/?r=wd
Или чтение рассказа «Не трус и не предатель», Е. Дубровская
Вовка Морозов учился в 3 «Б» классе, в самои обычнои школе, в самом обычном городке на берегу Волги. Учился нельзя сказать, что плохо, но и не хорошо. Так себе учился. Гораздо больше его привлекали исследования. Он мог исследовать заброшенную строи ку, крылья бабочки, муравеи ник, лужи, трещины в земле – в общем, всё, что поддавалось исследованию в Вовкином понимании этого слова. В свои научные изыскания он посвящал только одного человека – Славку Карпова.
Славка учился в том же классе и уже целыи год был под Вовкинои защитои. Произошло это случаи но.
В начале года Нина Владимировна вошла в класс с маленьким, худеньким мальчиком. Он смотрел в пол, поэтому лица его было не разглядеть, видны были только очень оттопыренные уши.
– Знакомьтесь, это Слава Карпов. Он переехал жить в наш город и теперь будет учиться в нашем третьем «Б».
Нина Владимировна обвела взглядом класс, выискивая парту для новенького. Свободное место оказалось только рядом с Вовкои.
Слава как-то так и остался для всех «новеньким», и Вовке пришлось взять над ним негласное шефство. Славка был совершенно несамостоятельным и неприспособленным к жизни человеком, что было особенно удивительно для тех, кто знал его семью.
У Карповых были Славка, две девочки-двои няшки, и младшии – Кирилл. А вот папы у них не было. Их мама, очень худая и грустная, часто куда-то уезжала и оставляла Славку «за старшего». Он подходил к этому вопросу со всеи ответственностью: готовил сестрёнкам и младшему братику ужин, стриг ногти, причёсывал, завязывал бантики, читал на ночь сказки, а когда они засыпали, шёл на кухню и мыл посуду. Но в школе, как по волшебству, Славка превращался в слабого, беззащитного человека: заикался, не знал, как себя вести, вечно говорил не в тему, выглядел забитым и жалким, особенно когда пытался понравиться ребятам. Мальчишки его не приняли и частенько над ним подшучивали: то лягушку в портфель посадят, то страницы в тетради склеят. Вовка, как мог, оберегал Славку, если только был свободен от своих исследовании и научных изыскании.
Как-то в середине мая, как раз после праздников, 3 «Б» ждал, когда Нина Владимировна откроет класс. Она пришла только через пять минут после начала урока.
– Ребята, сегодня у нас красят рамы, и мы будем заниматься в классе биологии. Даваи те договоримся: вы ведёте себя идеально и руками там ничего не трогаете. Если что-нибудь сломаете, платить будут ваши родители в двои ном размере.
Весь класс преданно посмотрел Нине Владимировне в глаза и энергично закивал: это должно было означать «всё понимаем с первого раза».
Стены кабинета биологии были увешаны живописными плакатами, но не они приковали к себе взгляды всего 3 «Б» – на столе учителя, поблескивая, стоял самый настоящий микроскоп. То, что случилось после урока, привело в недоумение весь класс. Как только позвенел звонок, Нина Владимировна закрыла журнал и взяла чудесный прибор в руки.
– Слава Карпов, пожалуи ста, отнеси микроскоп в лаборантскую: в конце коридора, направо. Скажи, что из кабинета биологии.
Она попросила не Женьку Михаи лова, отличника, не Марину Павлову, старосту класса, – она попросила Славку Карпова! Все замерли. Совершенно ошарашенный, Славка подошёл к учительскому столу и принял микроскоп из рук Нины Владимировны. Он держал его двумя руками как самую драгоценную реликвию, за которую он теперь в ответе.
Дверь ему открыл Вовка, – казалось, что на его лице улыбалось всё, включая нос. Выи дя в коридор следом за Славкой, он горячо зашептал:
– Берём микроскоп и бежим за гаражи! Помнишь страшную лужу? Надо исследовать в неи воду.
– Ты что? Меня из школы выгонят, если я микроскоп в лаборантскую не принесу.
– Да принесёшь ты его! Сеи час большая перемена, у нас есть двадцать минут. Три минуты туда, всё смотрим и – обратно. Откуда они знают, что Нина в начале перемены попросила тебя его отнести? А к следующему уроку он уже на месте будет стоять, точно тебе говорю.
– Я не могу, боюсь. Если что случится, заставят в двои ном размере платить. А у нас совсем денег нет.
– Ты что, мне не веришь? Ты мне друг или кто? Я тебя целыи год защищал, а ты помочь в такой ерунде не можешь?
– Зачем тебе на эту лужу в микроскоп смотреть?
– Хочу одну теорию проверить. Ты фильмы ужасов видел?
– Ну, видел.
– Если нам удастся хоть одну каплю из этои лужи в микроскоп рассмотреть, мы увидим настоящих маленьких монстров – не в кино, а по-настоящему, понимаешь?
В голове у Славки в эту минуту прогремел почти что взрыв. Ему впервые что-то доверили. Учительница его заметила. Она его попросила отнести микроскоп, выбрав его из всего класса! Разве можно её подвести? Если что-то случится, ему больше никогда ничего не доверят, а в классе он навсегда останется «лопоухим» и «новеньким». Но Вовка. Вовка – его лучшии и единственныи друг. У него больше нет друзеи, ему больше никто не нужен.
Вовка всегда его защищал, всегда был рядом, но главное, Славка понял, как важно это дело для Вовкиных экспериментов.
– Ну что, решаи ся!
Вовка всем видом показывал, что время уходит, его умоляющии взгляд то и дело перескакивал со Славки на часы в рекреации.
– Бежим! – Славка спрятал микроскоп за полу пиджака, обхватил себя руками и побежал по лестнице вниз.
Через три минуты они уже окунали палку в грязную, огромную лужу, которая образовалась ещё в начале весны, зацвела, почернела и была больше похожа на болото, в котором непременно должны были водиться змеи и доисторические ящеры. Микроскоп пока поставили на землю, около гаража. Но, когда ребята уже были готовы поместить большую грязную каплю из лужи на стеклышко чудесного прибора, они услышали шуршание шин и, буквально через секунду, хруст стекла и всего остального, что только что составляло микроскоп. К гаражу подъехал огромныи джип. Такои огромныи, что водитель вряд ли мог рассмотреть небольшои предмет, стоящии прямо на земле. От микроскопа не осталось ничего, что можно было бы склеить или починить.
В это самое время в школе прозвенел звонок, и мальчишки понеслись на следующии урок. Времени поговорить совсем не оставалось, да и говорить было не о чем. Что творилось в душе каждого из них, невозможно описать никакими словами. Казалось, что под колесами джипа хрустнул не микроскоп, а это вся жизнь разлетелась на маленькие осколки.
На уроке чтения в класс постучали. Нина Владимировна вышла за дверь и через минуту вернулась с девочкои из старших классов.
– Слава, Карпов, я просила тебя отнести микроскоп в лаборантскую. Ты отнёс?
Славка медленно встал и очень тихо, одними губами прошептал:
– Нет.
– Очень интересно. А куда ты его дел? Слава, ты понимаешь, что сеи час задерживаешь и наш урок, и урок седьмого класса? Где микроскоп, Карпов?
– Я его разбил. Я не специально.
– Что ты сделал! Таня, – она обратилась к девочке, – скажите, что микроскопа пока нет, а после урока я подои ду к Ларисе Викторовне и сама еи всё объясню.
Когда ничего не понимающая Таня вышла из класса, воцарилась зловещая тишина. Все смотрели на Славку. За всю его жизнь на нём не сосредотачивалось столько внимания.
А Славка смотрел на Вовку. Чего он ожидал? Признания, поддержки, спасения, дружеского участия? Но Вовка смотрел на него такими же испуганными глазами, как и весь класс.
– Итак, Карпов, может, ты всё-таки объяснишь, что произошло? Ты понимаешь, что твоеи маме придётся выплачивать стоимость микроскопа? И главное, ты понимаешь, что подвёл не только меня? Не оправдав оказанного тебе доверия, ты подвёл весь класс.
И тут все увидели, что Славка больше не смотрит в пол, а смотрит прямо на Нину Владимировну. И голос его стал решительным, и весь он стал каким-то уверенным и сильным.
– Понимаю, Нина Владимировна. Я сегодня скажу маме, она завтра придёт в школу.
– Хорошо, садись, поговорим завтра.
Нина Владимировна как-то внимательно посмотрела на Славку и словно о чём-то загрустила. О чём-то другом, совсем не об утраченном микроскопе, а о чём-то более значительном и важном.
В классе был ещё один человек, которого потрясло это происшествие. Вовка смотрел на смелые Славкины глаза, а внутри у него, где-то в груди, велся серьёзныи разговор. Такие разговоры, случается, решают всё будущее человека.
«Предатель и трус! Славка это сделал ради меня, потому что считает меня другом. А я его предал. Я промолчал! Струсил! Если признаюсь, мама меня убьёт. А не признаюсь – на всю жизнь останусь предателем и трусом!»
Другои голос, тихии и вкрадчивыи, нашептывал своё : «Славке уже не поможешь, он взял всю вину на себя. А ты себе всё испортишь: друзья на смех поднимут, Нина Владимировна презирать будет, мама вообще больше на улицу не выпустит».
«Если не признаюсь, на всю жизнь останусь предателем и трусом!»
«А если признаешься, получишь по полнои. Забудь про компьютер и про велосипед. И ролики в выходные тебе не пои дут покупать. И вообще, признаешься – всё лето себе загубишь».
«Если не признаюсь, то навсегда потеряю друга, и навсегда, до конца своеи жизни буду знать, что я предатель и трус. А я не предатель и не трус!»
– Это я виноват! Это из-за меня разбился микроскоп!
Когда Вовка опомнился, то понял, что стоит за своеи партои и кричит. Нина Владимировна так и застыла с поднятои указкои, а весь класс умирал со смеху. Весь класс, кроме Славки. Тот смотрел на Вовку светлыми, сияющими глазами, даже с какои -то гордостью: вот какои у меня друг!
После уроков ребята рассказали Нине Владимировне, как всё произошло, а на следующии день в школу пришли обе мамы. Вовку наказали. До конца четверти он сидел дома, лишённыи компьютера. От нечего делать он подтянул все уроки и окончил третии класс без троек.
История с микроскопом вскоре забылась, в прошлое канули и страх наказания, и крики.
От всего происшествия в Вовкинои памяти осталось лишь одно: он не предатель и не трус.
Обсуждение фильма/рассказа.
Как вы думаете почему фильм так назвали «Не трус и не предатель»?
Какие чувства вы переживали в разные моменты фильма, поделитесь, пожалуйста?
Какой эпизод Вам понравился больше всего? Почему?
Кем мальчики были друг другу?
Опишите мальчиков (что интересно каждому, какие по характеру? О чем это для нас)
Что хотел узнать Вова, какую теорию хотел проверить?
Что заставило Славу согласиться на предложение Вовы?
Вспомните, что сказал Слава, когда увидел раздавленный микроскоп? Почему он так сказал?
Как вел себя Слава во время признания? Как это его характеризует?
Опишите, как вел себя Вова в момент признания Славы. Почему он так себя вел?
Стало ли Вове легче на душе после признания Славы?
Вспомните его мысли в этот момент. Что заставило Вову признаться в порче микроскопа? Как это характеризует Вову?
Почему в конце фильма мы видим радостную улыбку на лице Славы?
Как вы думаете, настоящая ли дружба у мальчиков или нет?
Что мы узнали для себя из истории мальчиков?
Упражнение «Солнышко»
Цель упражнения: формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
Необходимые материалы: бумага А4, простой карандаш.
Ведущий просит участников нарисовать на бумаге солнышко с лучами (никаких правил и ограничений нет, в центре солнышка написать свое имя.
Ведущий: «Какое оно это солнышко? Яркое, теплое, дарит свет и радость, желтое и так далее. Если солнышко было бы вами, то какие были бы у него хорошие качества? Давайте подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твое замечательное качество. Какой ты?».
Участники подписывают каждый лучик тем словом, каким себя характеризуют. Несколько лучиков остаются неподписанными (их можно дорисовать, поэтому ведущий просит других участников назвать для каждого ребенка те хорошие качества, которые он в нем видит.
Ведущий: «Чтобы солнышко было полным, давайте поможем друг другу подписать оставшиеся лучики».
Каждый участник говорит своим соседям справа и слева, какое положительное качество он в них видит, например, «Я считаю, что ты добрый. Ты всегда помогаешь».
После упражнения рисунки развешиваются на доске, где они станут источником положительных эмоций и ресурсного состояния на протяжении занятия.
Упражнение «Солнечный лучик»
Цель упражнения: укрепление позитивного восприятия окружающих, развитие навыков общения.
Все участники садятся на стулья в кругу. По очереди участники друг за другом произносят слова: «роза», «тюльпан». Далее все участники выходят в свободное пространство класса и образуют два круга. Все «розы» встают во внутренний круг, все «тюльпаны» - во внешний. Участники поворачиваются лицом друг к другу в парах.
Ведущий: «Ребята, представьте, что лучик солнца падает на каждого из вас и помогает проявить ваши лучшие качества. Подумайте о них. Также и в других становятся видны их лучшие качества. Сейчас я попрошу вас говорить друг другу комплименты. В ответ вы должны поблагодарить того, кто вам сказал комплимент и назвать свое положительное качество, например:
- Маша, мне кажется, что ты очень добрая девочка!
- Спасибо, Коля! А еще я заботливая!»
Обменявшись комплиментами, участники внутреннего круга делают шаг вправо, и оказываются в новой паре. Упражнение повторяется до тех пор, пока участники не встанут в первоначальную пару. Работа в парах происходит одновременно.
После упражнения ведущий благодарит всех участников за то, что они старались найти положительные качества в себе и других, подчеркивает важность этого для общения, взаимопонимания и дружбы.
Тренинг «Клубок»
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках клубок—клубок единства. передаю одному клубок, оставляя себе конец клубка и задает вопрос, что каждый сделал для класса и дальше передает клубок ниток. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Ваш класс единое целое, и каждый в классе ценен и важен.
Упражнение «Единый шаг»
Цель: сплочение группы, создание ресурсного состояния, создание атмосферы сплоченности в группе.
На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага.
Ведущий: «Ребята, вам нужно будет перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе и одновременно».
Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться. Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.
Заключение Упражнение «Пожелание» Цель упражнения: общение, прощание.
Ведущий: «Наше занятие подходит к концу, мы сегодня говорили про дружбу. Скажите, что самое важное вы готовы забрать с собой с нашего занятия? …. Отлично! Я вам дарю сюрпризики.