Лучший педагог года

Урок для 7 класса по истории «Церковный раскол», который должен помочь ребятам понять роль личности в истории

Ирина Никитушкина
Урок для 7 класса по истории «Церковный раскол», который должен помочь ребятам понять роль личности в истории

Конспект

урока по истории

Тема: «Церковный раскол»

Обоснование

Предлагаемый урок может быть проведён в 7 классе в рамках курса «История России». Урок соответствует содержанию ФГОС общего образования.

Публикация «Урок для 7 класса по истории „Церковный раскол“, который должен помочь ребятам понять роль личности в истории» размещена в разделах

В возрасте 13-14 лет у подростков активно формируется гражданственность, включающая в себя знание основных исторических событий, ориентацию в системе моральных и правовых норм, наличие позитивного отношения к фактам истории мировой цивилизации, формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной самооценки и морального чувства удовлетворения от самостоятельной деятельности по поиску информации. Данный урок может помочь решить эту задачу.

В ходе урока учащиеся смогут оценить роль личности в истории и значение толерантности в жизни общества, составить представление о причинах и последствиях церковного раскола как для XVII века, так и для последующих эпох, формировать коммуникативную культуру в процессе фронтальной и парной деятельности; развивать познавательный интерес; умение формулировать оценочные суждения.

Основные вопросы изучения материала:

1. Церковь после Смуты.

2. Реформы патриарха Никона.

3. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

4. Церковный собор 1666 – 1667 гг.

5. Протопоп Аввакум.

Основные понятия и термины :

Церковный раскол

• Старообрядцы

• Протопоп

• Реформа

• Самодержавие

• Патриарх

Основные даты:

1. 1653 – 1655 гг. – церковная реформа

2. 1666 – 1667 гг. – церковный собор

Персоналии:

• Михаил Романов

• Филарет

• Алексей Михайлович

• Никон

• Аввакум

Ход урока

1. Организационный момент

Задачи этапа:

• организация класса на работу, приветствие учителя.

2. Актуализация знаний

Вопросы учащимся:

- Вспомните, какие события происходили в истории России в начале XVII века?

- Какими были последствия Смуты для различных сфер жизни общества?

- Какие изменения произошли в этих сферах в первой половине XVII века?

- Кто приходил к власти в этот период времени?

Ответы учащихся:

- События Смутного времени, избрание Михаила Романова царём.

- Разорение, упадок хозяйства страны, опустошение казны, сокращение

численности населения…

- Изменения в социальной структуре населения, в хозяйстве страны,

в политическом устройстве…

- Лжедмитрий I, Василий Иванович Шуйский, Лжедмитрий II, бояре.

3. Проверка домашнего задания

Учитель:

Перед вами лежат карточки с тестом для проверки знания домашнего материала. Выполните задания теста. На выполнение работы вам отводиться 5 минут.

- Время работы с тестом закончилось. Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените свой ответ, сверив с эталоном.

4. Создание проблемной ситуации

Учитель:

Ребята перед вами на доске расположена картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Посмотрите на неё

- Что изображено на картине?

- Что вас удивило?

- Обратите внимание на толпу. Какие эмоции людей передаёт нам художник?

- Какой возникает вопрос?

Предложите возможные варианты ответа на поставленный вопрос. (Заполняет на доске схему предположений, - «какие события могли лечь в основу написания картины»).

Учащиеся описывают картину.

- Боярыня изображена закованной в цепи, на простых санях.

- В толпе одни плачут, другие смеются и ликуют.

- Что произошло? Куда и почему везут боярыню в цепях?

- Предлагают возможные варианты ответа.

Приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний для ответа на вопрос.

Учитель записывает проблемный вопрос: сформулированный учащимися.

5. Целеполагание

Учитель:

Буквы в словах темы урока на доске перепутались, расставьте их верно и определите тему сегодняшнего урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Власть и церковь. Церковный раскол

Какова будет цель нашего урока?

Познакомиться с церковным расколом и отношениями царя и патриарха в XVII веке.

Опираясь на тему урока, сформулируйте учебные задачи.

Познакомиться с причинами и последствиями церковного раскола. Изучить отношения власти и церкви в этот период.

Для чего мы должны это изучить? Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения

6. Изучение нового материала

Учитель:

Смутное время – стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для Русской Православной Церкви.

- Почему?

- Кому и когда удалось освободить Москву от польских захватчиков?

Предлагает учащимся послушать отрывок оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» «Славься».

- Какие чувства передаёт нам эта музыка?

Далее учитель сообщает, что совсем скоро колокола зазвучат вновь, но уже по-другому. Шёл 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились: «звонят к церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или врасплох бьют…»

- Что же случилось в Москве?

- К чему это колокола изменили себе?

Напоминает, что в 1613 году Земский собор избрал новым царём Михаила Фёдоровича Романова, а патриархом был избран Филарет – человек образованный и энергичный.

- Что мы знаем о Филарете?

- Как складывались его взаимоотношения с царём?

- Какие вопросы не удалось решить патриарху Филарету? Почему?

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с биографией Никона. Слушая сообщение одноклассника о Никоне, подумайте, какие качества позволили ему стать патриархом и провести церковную реформу.

Предлагает охарактеризовать качества Никона. Какие качества вам кажутся положительными и почему?

Учитель сообщает, что назревала необходимость проведения церковной реформы. Предлагает учащимся проанализировать отрывки из документа и выделить причины необходимости церковной реформы.

Предлагает учащимся прочитать в учебнике пункт 2 на стр. 75 «Реформа патриарха Никона» и выделить изменения, которые были внесены патриархом Никоном

- Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?

Далее снова знакомимся с текстом учебника – пункт 3 на стр. 76 «Усиление разногласий между церковной и светской властью».

- В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

При изучении пункта 4 на стр. 77 «Церковный собор 1666 – 1667 гг.» учащиеся заполняют таблицу:

Принятое решение Значение

Даёт определение новым понятиям :

Раскол –

• Старообрядцы (раскольники)

Предлагает познакомиться с биографией протопопа Аввакума и провести мини-дискуссию по проблеме: «Можно ли Аввакума назвать фанатиком веры?» (привести аргументы и контраргументы)

Учитель:

Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».

Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен. Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т. е. огненное крещение (гари). Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию

7. Заключительная часть

Возвращаемся к началу урокак проблемному вопросу:

- Почему реформа Русской Православной Церкви стала трагической страницей в истории России?

Повторное обращение к картине В. Сурикова «Боярыня Морозова».

- Как художник даёт нам понять, что произошёл раскол не только в церкви, но и в обществе?

- Исходя из того, что вы узнали, скажите, какая судьба ожидала боярыню Морозову.

8. Закрепление пройденного материала

Предлагается игра «Чистая доска».

На слайде – слова и портреты под номерами. Задача учащихся – назвать номер, сказать, что под этим номером – если портрет, то назвать имя, если термин, то дать определение.

9. Рефлексия

Учитель:

Предлагает учащимся закончить предложения:

• сегодня я узнал.

• было трудно…

• я понял, что…

• я научился…

• меня удивило…

урок мне дал для жизни…

• мне захотелось…

10. Домашнее задание

§ 24, стр. 80 - 81 знать даты и понятия.

Выберите творческое задание по желанию:

1. Составьте рассказ от имени старообрядца о реформе патриарха Никона.

Опишите его отношение к реформе.

2. Нарисуйте рисунок, посвящённый событиям церковного раскола.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Фотографии — истории без слов»Фоторепортаж «Фотографии — истории без слов» Что такое фотография? История фотографии начинается примерно с 1826 года. Изначально снимки были не четкими, размытыми, и только со временем.

Фотоотчёт о спектакле «Зимние истории»Фотоотчёт о спектакле «Зимние истории» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В наш детский сад в течение всего учебного года приезжает много разных творческих коллективов со своими.

Кроссворд по истории Древнего Китая.  5 классКроссворд по истории Древнего Китая.  5 класс Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию кроссворд по истории Древнего Китая. Программа 5 класса. Такая форма.

Мой прадед. Страница истории Добрый день, уважаемые коллеги! В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне во всей стране проходит множество различных мероприятий.

Последняя сказка из цикла «Староновогодние истории»Последняя сказка из цикла «Староновогодние истории» Заключительная часть Дорогие друзья, пришёл черёд попрощаться с Чудеевым, этим милым русским провинциальным городком, живущим в нашей сумасшедшей.

Проект «Луковые истории»Проект «Луковые истории» .

Снова Страна Кукурузия или рисунки к «Истории про Пашу, который не любил кашу».Снова Страна Кукурузия или рисунки к «Истории про Пашу, который не любил кашу». Здравствуйте, уважаемые гости моей странички!Очень долго я собиралась показать Вам рисунки ребят моей группы к прекрасным сказкам наших.

Окончание «Староновогодней истории». Часть VII.Окончание «Староновогодней истории». Часть VII. Окончание сказочной истории хочу начать с предложения - не ставить голосов - вы их отдали уже в начале истории! Фрагмент работы группы.

Тест по истории России для подготовки к ЕГЭ История Культура с древнейших времён до XXI века ЕГЭ Вариант 1 1. Установите соответствие между событиями культурной жизни и их участниками:.

Эссе учащейся 9 класса «Только человек, любящий свой народ, способен понять и полюбить другие народы» (Олжас Сулейменов). Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым XII Всекрымский творческий конкурс «Язык – душа народа»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок для 7 класса по истории «Церковный раскол», который должен помочь ребятам понять роль личности в истории
Опубликовано: 26 декабря 2019 в 04:57
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок для 7 класса по истории «Церковный раскол», который должен помочь ребятам понять роль личности в истории» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Никитушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД