Ирина Никитушкина
Урок для 7 класса по истории «Церковный раскол», который должен помочь ребятам понять роль личности в истории
Конспект
урока по истории
Тема: «Церковный раскол»
Обоснование
Предлагаемый урок может быть проведён в 7 классе в рамках курса «История России». Урок соответствует содержанию ФГОС общего образования.
Публикация «Урок для 7 класса по истории „Церковный раскол“, который должен помочь ребятам понять роль личности в истории» размещена в разделах
В возрасте 13-14 лет у подростков активно формируется гражданственность, включающая в себя знание основных исторических событий, ориентацию в системе моральных и правовых норм, наличие позитивного отношения к фактам истории мировой цивилизации, формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной самооценки и морального чувства удовлетворения от самостоятельной деятельности по поиску информации. Данный урок может помочь решить эту задачу.
В ходе урока учащиеся смогут оценить роль личности в истории и значение толерантности в жизни общества, составить представление о причинах и последствиях церковного раскола как для XVII века, так и для последующих эпох, формировать коммуникативную культуру в процессе фронтальной и парной деятельности; развивать познавательный интерес; умение формулировать оценочные суждения.
Основные вопросы изучения материала:
1. Церковь после Смуты.
2. Реформы патриарха Никона.
3. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
4. Церковный собор 1666 – 1667 гг.
5. Протопоп Аввакум.
Основные понятия и термины :
• Церковный раскол
• Старообрядцы
• Протопоп
• Реформа
• Самодержавие
• Патриарх
Основные даты:
1. 1653 – 1655 гг. – церковная реформа
2. 1666 – 1667 гг. – церковный собор
Персоналии:
• Михаил Романов
• Филарет
• Алексей Михайлович
• Никон
• Аввакум
Ход урока
1. Организационный момент
Задачи этапа:
• организация класса на работу, приветствие учителя.
2. Актуализация знаний
Вопросы учащимся:
- Вспомните, какие события происходили в истории России в начале XVII века?
- Какими были последствия Смуты для различных сфер жизни общества?
- Какие изменения произошли в этих сферах в первой половине XVII века?
- Кто приходил к власти в этот период времени?
Ответы учащихся:
- События Смутного времени, избрание Михаила Романова царём.
- Разорение, упадок хозяйства страны, опустошение казны, сокращение
численности населения…
- Изменения в социальной структуре населения, в хозяйстве страны,
в политическом устройстве…
- Лжедмитрий I, Василий Иванович Шуйский, Лжедмитрий II, бояре.
3. Проверка домашнего задания
Учитель:
Перед вами лежат карточки с тестом для проверки знания домашнего материала. Выполните задания теста. На выполнение работы вам отводиться 5 минут.
- Время работы с тестом закончилось. Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените свой ответ, сверив с эталоном.
4. Создание проблемной ситуации
Учитель:
Ребята перед вами на доске расположена картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Посмотрите на неё
- Что изображено на картине?
- Что вас удивило?
- Обратите внимание на толпу. Какие эмоции людей передаёт нам художник?
- Какой возникает вопрос?
Предложите возможные варианты ответа на поставленный вопрос. (Заполняет на доске схему предположений, - «какие события могли лечь в основу написания картины»).
Учащиеся описывают картину.
- Боярыня изображена закованной в цепи, на простых санях.
- В толпе одни плачут, другие смеются и ликуют.
- Что произошло? Куда и почему везут боярыню в цепях?
- Предлагают возможные варианты ответа.
Приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний для ответа на вопрос.
Учитель записывает проблемный вопрос: сформулированный учащимися.
5. Целеполагание
Учитель:
Буквы в словах темы урока на доске перепутались, расставьте их верно и определите тему сегодняшнего урока.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Власть и церковь. Церковный раскол
Какова будет цель нашего урока?
Познакомиться с церковным расколом и отношениями царя и патриарха в XVII веке.
Опираясь на тему урока, сформулируйте учебные задачи.
Познакомиться с причинами и последствиями церковного раскола. Изучить отношения власти и церкви в этот период.
Для чего мы должны это изучить? Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Учащиеся высказывают свои предположения
6. Изучение нового материала
Учитель:
Смутное время – стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для Русской Православной Церкви.
- Почему?
- Кому и когда удалось освободить Москву от польских захватчиков?
Предлагает учащимся послушать отрывок оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» «Славься».
- Какие чувства передаёт нам эта музыка?
Далее учитель сообщает, что совсем скоро колокола зазвучат вновь, но уже по-другому. Шёл 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились: «звонят к церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или врасплох бьют…»
- Что же случилось в Москве?
- К чему это колокола изменили себе?
Напоминает, что в 1613 году Земский собор избрал новым царём Михаила Фёдоровича Романова, а патриархом был избран Филарет – человек образованный и энергичный.
- Что мы знаем о Филарете?
- Как складывались его взаимоотношения с царём?
- Какие вопросы не удалось решить патриарху Филарету? Почему?
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с биографией Никона. Слушая сообщение одноклассника о Никоне, подумайте, какие качества позволили ему стать патриархом и провести церковную реформу.
Предлагает охарактеризовать качества Никона. Какие качества вам кажутся положительными и почему?
Учитель сообщает, что назревала необходимость проведения церковной реформы. Предлагает учащимся проанализировать отрывки из документа и выделить причины необходимости церковной реформы.
Предлагает учащимся прочитать в учебнике пункт 2 на стр. 75 «Реформа патриарха Никона» и выделить изменения, которые были внесены патриархом Никоном
- Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?
Далее снова знакомимся с текстом учебника – пункт 3 на стр. 76 «Усиление разногласий между церковной и светской властью».
- В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?
При изучении пункта 4 на стр. 77 «Церковный собор 1666 – 1667 гг.» учащиеся заполняют таблицу:
Принятое решение Значение
Даёт определение новым понятиям :
• Раскол –
• Старообрядцы (раскольники) –
Предлагает познакомиться с биографией протопопа Аввакума и провести мини-дискуссию по проблеме: «Можно ли Аввакума назвать фанатиком веры?» (привести аргументы и контраргументы)
Учитель:
Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен. Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т. е. огненное крещение (гари). Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию
7. Заключительная часть
Возвращаемся к началу урока – к проблемному вопросу:
- Почему реформа Русской Православной Церкви стала трагической страницей в истории России?
Повторное обращение к картине В. Сурикова «Боярыня Морозова».
- Как художник даёт нам понять, что произошёл раскол не только в церкви, но и в обществе?
- Исходя из того, что вы узнали, скажите, какая судьба ожидала боярыню Морозову.
8. Закрепление пройденного материала
Предлагается игра «Чистая доска».
На слайде – слова и портреты под номерами. Задача учащихся – назвать номер, сказать, что под этим номером – если портрет, то назвать имя, если термин, то дать определение.
9. Рефлексия
Учитель:
Предлагает учащимся закончить предложения:
• сегодня я узнал.
• было трудно…
• я понял, что…
• я научился…
• меня удивило…
• урок мне дал для жизни…
• мне захотелось…
10. Домашнее задание
§ 24, стр. 80 - 81 знать даты и понятия.
Выберите творческое задание по желанию:
1. Составьте рассказ от имени старообрядца о реформе патриарха Никона.
Опишите его отношение к реформе.
2. Нарисуйте рисунок, посвящённый событиям церковного раскола.