Нина Барашкина
Урок-диспут для старшеклассников «Что такое настоящая дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок-диспут для старшеклассников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Что такое настоящая дружба?»
Автор: Барашкина Нина Ивановна,
педагог дополнительного образования
2018 год
Тема: «Что такое настоящая дружба!»
Цели:
1. Выявить представления учащихся о том, что такое дружба и способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба” и “друг”.
Публикация «Урок-диспут для старшеклассников „Что такое настоящая дружба“» размещена в разделах
2. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.
3. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, ценить и беречь дружбу.
Форма проведения: занятие-проект.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Что такое настоящая дружба?», конверты с пословицами, тесты «Какой ты друг?»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: - Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
2. Основная часть. У каждой группы на столе конверт с пословицей из отдельных слов. Надо собрать пословицу.
Пословицы: “Друг за друга стой, и выиграешь бой”, “Без друга на душе вьюга”, “С хорошим другом веселее при удаче, легче в беде”. (Приложение №1)
Педагог: - Что интересного заметили? (Все пословицы о дружбе)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (ответы учащихся)
3. Работа над темой.
Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
Друг – это всегда серьёзно. Какой человек может обладать всеми этими качествами? (Добрый). Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Предложенный ранее тест поможет вам определить, какие вы друзья?
Тест “Настоящий ли ты друг” (Приложение №2)
А теперь подсчитаем очки
От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.
Каким должен быть настоящий друг? (Верным, вежливым, добрым, мудрым, культурным, скромным и т. д.)
Педагог: Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный, доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать – язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, он в действительности занят одним собой. Он, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку вместе ходить в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. И хотя подобные отношения приятны, и важны, но их скорее можно назвать товарищескими.
Друг? Товарищ? Приятель? Одноклассник? Ровесник?
Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесём их в наш словарь. - Как можно назвать друга? Какими словами?
Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни (школьный товарищ, боевой товарищ, товарищ по работе).
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Ровесник – человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.
- Как же отличить дружеские отношения от истинной дружбы? Это сложно, но задуматься над этим вопросом стоит, и научиться этому сложному искусству надо.
“Слово друг у всех на устах, но истинная дружба редка”
Составление законов дружбы
- Существуют ли законы (правила) дружбы? Попробуйте создать эти законы. (На лепестках цветов из бумаги написать 5 свойств, характерных для настоящей дружбы. Учащиеся пишут самые главные на их взгляд качества, без которых дружба состояться не может (бескорыстие, ответственность, уважительность, верность, терпимость, великодушие, чуткость, предупредительность, честность, трудолюбие, упорство, любознательность).
Работа в группах. Составление законов дружбы (под лёгкую музыку). Обобщение.
Законы дружбы
• Не обзывай и не унижай своего друга.
• Помогай другу в беде.
• Умей с другом разделить радость.
• Не смейся над недостатками друга.
• Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
• Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
• Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
• Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
• Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
• Не предавай своего друга.
• Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
Как связаны между собой дружба и критика?
- Надо ли примиряться с недостатками других людей? Древние арабы говорили, что, если будешь искать друзей без недостатков, то и вовсе без друзей останешься…
Иногда можно простить друг другу слабости.
- Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие же черты характера. Подчеркните в своих листочках те записанные вами черты характера друга, которые и вам присущи.
А теперь попробуйте ответить на вопросы:
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадку, чтобы его списать. Согласишься?
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ты станешь делать как он?
3. Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить. Ты послушаешь запрет?
4. Твой друг сделал что-то плохое, а получаешь ты. Ты сохранишь это втайне?
5. Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоёвывать. Ты согласен с этим?
6. Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом. Это так?
Вы только что искали правильный для себя ответ, разрешая противоречие. Таким образом, каждый решивший проблему, становится строителем своей судьбы. А человек, помогший другу, ещё раз доказывает, что дружба у них истинная, настоящая.
“Хочешь иметь друзей, будь другом сам”
- Почему распадается дружба?
Дружба испытывается не столько бедами, сколько мелочами. Почему – то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.
Прослушайте песню В. Высоцкого и ответьте на вопрос:
- Как предлагает автор испытать друга?
Прослушивание песни “Если друг оказался вдруг…”.
Мудрые высказывания о дружбе
Непонимание делает из друзей врагов. Л. Фейхтвангер
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. У. Мизнер
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав – всякий будет с тобой. М. Твен
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. Л. Толстой
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Сенека
Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. Лабрюйер
Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его. Ларошфуко
Притча:
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба : быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Анализ ситуаций.
Рассмотрите с разных точек зрения ситуации. Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости?
Ситуация 1.
Ученики готовятся к экзаменам. У одного из них, скажем, Александра, лекции в полном порядке. У другого, допустим, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает в просьбе, объясняя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
Ситуация 2
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
(А. Дементьев)
Учащийся:
Испытание радостью
Радость в мой дом пришла.
Поздравляют друзья.
Лишь один,
почему-то не выдержав искуса,
помрачнел
и, потухшую трубку грызя,
наблюдает за радостью искоса.
Ну, а если б несчастье со мною стряслось,
если б в душу недуги вонзились, как лезвия,
к моему изголовью склонился б, небось,
сокрушаясь и соболезнуя.
Часто дружба, к своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком-то градусе…
Кто сказал: человек познается в беде?
Человек раскрывается в радости!
Леонид Вышеславский.
Работа над пословицами, составленными в начале урока.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие “открытия” сделали на занятии?
- Что захотелось изменить в своей жизни?
Домашнее задание:
Учащимся на выбор предлагаются два варианта заданий:
1 вариант: написать дружеские комментарии к фотографиям на странице класса в Контакте;
2 вариант: написать рассказ о своем друге.
Учащийся читает стихотворение А. Островского.
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно -
Дружба,
дружба,
дружба!