Лычкина
Конспект урока биологии в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет - Биология Класс - 5 Учитель : Лычкина С. Н.
Тема урока - Роль бактерий в природе и жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
Публикация «Конспект урока биологии в 5 классе» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия». Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.
Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.
Словарь урока : Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.
Ресурсы урока :
1. Интерактивный комплекс.
2. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2014.- 141, (3) с.
3. Оценочные листы для каждого учащегося.
4. Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося.
5. Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека».
6. Сигнальные карточки (красные, желтые, зеленые).
Познавательные УУД:умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал,сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные УУД:способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.
Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Орг. момент 1 мин Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок. В некотором Царстве, в некотором Государстве жила была царевна Бактерия.
2. Актуализация знаний
10 мин
Деятельность учителя
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок. В некотором Царстве, в некотором Государстве жила была царевна Бактерия. А как называется это Царство? Деятельность учащихся
Вступают в диалог с учителем.
Фронтальная беседа. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.
Ребята, к нам поступило заявление от группы людей, где они обвиняют бактерии и дают им самую ужасную характеристику, убеждая нас, чтобы мы выдвинули решение выслать все бактерии, находящиеся на нашей планете Земля на другую планету. Они просят помощи, вы согласны им помочь и выслать бактерии?
Давайте мы расскажем им про обитателей Царства Бактерии.
-Какой формы бывают Бактерии?
- Какое строение имеют Бактерии?
-В каких местах обитают бактерии?
- А что происходит с бактериями, когда для них наступают неблагоприятные времена?
- Какую роль сыграли бактерии в формировании нашей Земли?
- Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
- Что мы еще должны узнать про жителей Царства Бактерии?
Я думаю, чтобы сделать вывод нам с вами необходимо получить еще новых знаний. Ученики отвечают на вопросы.
У учеников возникают противоречивые мнения.
1. Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле.
2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят.
Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях.
Называют тему урока :
«Роль бактерий в природе и жизни человека».
Запись в тетрадь.
3. Целеполага
ние
1 мин - Что мы еще должны узнать про жителей Царства Бактерии? 1. Изучить роль бактерий в природе.
2. Изучить роль бактерий в жизни человека.
4. «Открытие нового знания»
(изучение новой темы)
17 мин Деятельность учителя
Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в четыре группы по желанию. В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует.
-Вы будете жителями этого Царства и будете рекламировать себя перед Царевной Бактерией
1 гр- бактерии гниения и разложения,
2 гр – почвенные бактерии,
3 гр- молочнокислые бактерии,
4 гр –болезнетворные бактерии
Деятельность учащихся
Осуществляют решение учебных задач.
Работают в парах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация
(4 группы). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют на листе, свое «открытие»,
изучают рисунки, готовят выступление.
По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).
Каждая группа проводит защиту результатов своей работы. Обращаются к презентации. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.
5. Ответ на проблемный вопрос
Ребята, будем высылать бактерии на другую планету?
Ответы детей
6. Физкультми
нутка
1 мин Ребята, предлагаю немного подвигаться.
Давайте вспомним тела живой и неживой природы.
Если я буду называть тело живой природы, вы встаёте, тело неживой природы вы сидите
Примерный набор тел живой и неживой природы
(сорока, луна, собака, берёза, чашка, перчатки, подсолнечник, подосиновик, бактерия). Выполняют упражнения в течение 1 минуты.
7. Выступают дети
Ребята, есть бактерии – паразиты, которые приносят человеку и животным смертельный вред. Девочки приготовили сообщение на эту тему. Давайте послушаем Деятельность учащихся.
Читают сообщение на тему «Болезнетворные бактерии» :
Чума, Холера, тиф
8. Рефлексия Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?
Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы. Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные. Зная это, можно защищаться от вредных бактерий и бороться с ними.
1. Мы всегда будем мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты.
2. Необходимо использовать носовой платок, если у тебя кашель.
3. Нужно делать профилактические прививки, проветривать помещения 4. Нельзя пить сырое молоко.
9. Домашнее задание
1 мин Учитель предлагает записать домашнее задание.
Домашнее задание:
Инвариантная часть: параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8.